Электронная онлайн библиотека

 
 Международная экономика

Особенности формирования современной международной экономической политики Украины


На нынешнем критическом этапе общественной трансформации Украины в условиях глубокого системного кризиса крайне нужна принципиально новая национальная экономическая стратегия - стратегия возрождения и развития в условиях глобализации и глобальной интеграции. Полное отсутствие такой национальной стратегии или использования и навязывание Украине зарубежных эрзацев псевдореформаторських либеральных и неолиберальных стратегических курсов в течение последних десяти лет независимого существования поставили Украину в трудное положение развития.

Сегодня, после первого десятилетия независимого существования, украинское общество должно осознать острую необходимость разработки и принятия Верховной Радой эффективной и обоснованной национальной стратегии Украины, которая бы обеспечила формирование и осуществление действительно народной долгосрочной международной экономической политики. Неотложная разработка конкурентоспособной национальной стратегии - важнейшая задача нового государства. В нынешних условиях национальная экономическая стратегия Украины должна, прежде всего, быть направленной на создание эффективной экономической системы и самодостаточной экономики, на системное и последовательное сочетание государственного регулирования экономики с рыночными методами саморегулирования и на разумное использование существующего международного опыта трансформации экономических систем в направлении социально-ориентированной рыночной экономики и опыта послевоенного возрождения и развития ведущих индустриальных стран мира. Социально-реформаторский опыт Европы должен быть использован полностью.

При формировании концепции национальных интересов следует исходить из необходимости нахождения рационального соотношения между необходимостью интегрироваться в мировые, европейские политические и экономические процессы и структуры, с одной стороны, и необходимостью обеспечить, прежде всего, сильную и эффективную внутреннюю экономическую интеграцию на всех уровнях экономики, обеспечить защиту национальных рынков и национального производителя, то есть защиту всей совокупности национальных интересов против новых форм и методов экономической колонизации Украины. Без этого суверенная государственность и независимость Украины находится под большой угрозой, потому что мировая экономика и политика остается ареной столкновения острых и крупных национальных интересов. Дилемма Украины такова, что либо она сумеет защитить свои национальные интересы и станет конкурентоспособной и сильной страной, или бездействие приведет ее к статусу второстепенной государства, сырьевого придатка и рынка дешевой рабочей силы для передовых развитых стран Европы и мира.

В июне 1994 года Верховная Рада приняла «Основные принципы и направления становления экономики Украины в кризисный период». Была надежда, что она станет стратегией возрождения экономики. Но эта программная постановление Верховной Рады было полностью проигнорировано властями.

Отказавшись от модели социально ориентированной смешанной экономической системы, от усиления государственных регулирующих функций, мы поставили все в зависимость от диктата международных финансовых структур. Сегодня в Украине речь уже идет не только о системном кризисе, а о социально-экономическую катастрофу, когда по уровню жизни 82% населения оказались ниже официального уровня бедности.

В последние годы в Украине имели место попытки разработать определенные стратегические концепции национальных интересов и национальной стратегии, в том числе со стороны ученых и народных депутатов и представителей некоторых партий.

К сожалению, все упомянутые концепции ограничивались главным образом сферой социально-экономической политики, недостаточно учитывали реальную ситуацию Украины и не имели характера завершенных концепций национальной стратегии возрождения и развития Украины. Они не были основаны на четких и обоснованных определениях текущих и перспективных национальных интересов Украины.

Международный опыт показывает, что любая концепция национальной стратегии нет никакого смысла, если она не базируется на прочной основе национальных интересов и не подкрепляется реальной и сильной политикой государства по защите национальных интересов.

Поэтому определение и обоснование национальных интересов и путей их реализации на глубину первой четверти XXI века становится доминантой для Украины.

Концепция национальных интересов и национальной стратегии Украины исходит из того, что ее основой должно быть формирование политической нации Украины, создание демократического гражданского общества, социального правового государства, социально-ориентированной рыночной экономической системы и динамической структурно-трансформируемой экономики, органично интегрированной в мировые экономические структуры. Это единственный путь возрождения Украины и прогрессивного развития нового общества благосостояния и справедливости. И его нужно пройти.

А для этого нашим государственным руководителям и политикам нужно вооружиться пониманием сути национальных интересов Украины, сути украинской национальной идеи, мечты и принять их как цель своей жизни.

По нашему мнению, составными частями народной украинской мечты могут быть: государственность, духовность, демократия, благосостояние.

Во-первых, мечта о возможности независимого развития народа о свою суверенную государственность пронизывает сознание украинского народа в течение многих веков. Инструментом такого независимого развития может быть только собственное государство. Историческим примером такого государства является Киевская Русь. «В своем доме, - писал Тарас Шевченко - своя правда и сила, и воля». Сейчас, когда украинский народ получил независимое государство, реализовать заложенные в этом возможности, ощутить и силу, и волю - это пробуждение украинской мечты. Первое десятилетие нового суверенного украинского государства дает нашему народу надежду.

По-второе, духовное единение народа «в семье вольной новой» на основе высших духовных, в том числе христианских ценностей, - один из самых высоких приоритетов Украины. Без этого не может быть построено новое гражданское общество, общество справедливости и благосостояния для всех граждан.

В-третьих, для украинского менталитета демократия - это народовластие. Народ является носителем власти. Власть должна служить народу. Веками порабощен, в деспотических государственных режимах, перенеся все виды национальных притеснения и угнетения, свободолюбивый украинский народ сохранил генетические основы демократии. Конституция Украины как закон прямого действия демократию и права народа, но это еще не означает их автоматическую реализацию.

В нынешних условиях, имея независимое государство, наши граждане выступают за демократию в таких ее формах, как экономическая демократия (развитие экономической инициативы и самодеятельности), социальная демократия (права на труд, на достойную оплату труда, на социальную защиту малообеспеченных слоев населения). Особую роль играет ныне защита свобод и прав человека-гражданина. Отражая национальные интересы, Конституция Украины наделяет гражданина большими правами и свободами, и гарантирует их обеспечения. Но дело реализации прав человека еще далеко не решена. Ее решение зависит от каждого гражданина, от его политической активности и влияния, от его способности реализовать свое право выбора.

По-четвертых, в украинском менталитете понятие благосостояния всегда совмещалось с напряженным трудом. Историческая судьба украинского народа сложилась так, что мечта о благосостоянии, свободное зажиточную жизнь еще никогда не была реализована.

Украина, по состоянию на 1990 год, была высокоразвитой промышленной державой, с уникальным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом. Поэтому мы не начинали с нуля в 1991 году, но мы не дошли до прогресса и развития за десять лет. Сегодня, когда началась новая эра опережающего интеллектуально-информационного развития, это является наибольшей угрозой для Украины.

Давая сегодня объективную оценку достижениям и перспективам развития Украины, можно сказать, что суверенная государственность как высшая ценность у нас есть. Если говорить о наш государственный суверенитет, то он является лишь формальным, и может быть легко разрушен с применением экономических рычагов давления со стороны самых могущественных стран или мировых корпораций-глобалізаторів.

Если говорить об оценке потерянного десятилетия, мы не можем не сказать, что это было десятилетие обвального экономического кризиса, которая повела за собой моральную, социальную, а главное духовный кризис. Один лишь факт, который никто не сможет возразить - мы потеряли почти 75% достигнутого по состоянию на 01.01.91 объема валового внутреннего продукта. В оценке этого десятилетия мы не можем обойти трех синтетических последствий и проблем - это бедность, бездуховность и безнадежность.

Сегодня мы имеем жестокое рыночное общество, но не имеем рыночной экономики, тем более не имеем социальной рыночной экономики. Поэтому исторический направление - это построение социального общества. Сегодня передовые страны строят социальную рыночную экономику, но не рыночное, а справедливое общество.

Мы можем констатировать, что глобальные трансформации в мире шли и идут в одном направлении, а внутренние трансформации в Украине - в противоположном.

Сегодня законом мирового развития становится закон глобализации, закон глобальной интеграции. Мы не вошли ни в один глобальный процесс не потому, что не хотели, а потому, что не готовы по уровню международной конкурентоспособности, по уровню эффективности нашего государственного менеджмента. По этой же причине мы не вошли и в европейский интеграционный процесс.

Если подводить итоги суверенного 10-летия, то трансформации в Украине не были синхронизированы, органически связаны, интегрированные с глобальными трансформациями. Это парадоксально помогло Украине избежать ряда глобальных ударов. Глобальные трансформации носили характер страшной движущей силы, которая потенциально могла бы использоваться и в Украине.

И наконец новые глобальные вызовы XXI века. Главный вызов носит особый характер. Вызов простой и цинично беспощаден: или мы станем конкурентоспособной страной среди стран, а для этого мы должны стать единственной политической нацией, без разделения на этнические, расовые, классовые интересы; или мы погибнем как независимое государство и превратимся в нечто иное - неоколонію в Европе; или станем протекторатом большого соседа.

Нынешний век, несомненно, открывает новую эру в истории человечества. В XXI веке быстрыми темпами растет значение международных экономических отношений в развитии как отдельных государств, так и группировок. Теперь мы уже можем говорить о объединенный интегрированный мировое развитие и о такой его необходимую закономерность, как синхронизация темпов и уровней развития.

Международная экономическая интеграция и кооперирования станут в первой половине XXI века не только неотъемлемой составляющей национальных процессов расширенного воспроизводства, но и главными факторами, и будут определять масштабы, темпы и пропорции общественного производства, закономерности научно-технического прогресса.

Мы очертили контуры и направления будущей экономической политики Украины. А как она формируется? Каковы наши перспективы в эпоху глобализации и регионализации международной экономической политики? Обе тенденции - и регионализация и глобализация - является отражением объективного процесса модернизации общества под воздействием производственных ресурсов, шо интернационально развиваются, хотя они и имеют одинаковые истоки - качественные скачки, взрывы в развитии производства и рынка, сопровождающиеся изменениями в общественных отношениях и общественном сознании. В то время как глобализация означает мировые общественно-экономические явления и потоки, регионализация действует в противоположном, компенсуючому направлении, когда страны, объединенные различными политическими и торгово-экономическими соглашениями, придерживаются общей политики в отношении торговли, инвестиций, регулирования рынков и т.д. Яркими примерами эффективной политики регионализации может быть политика Европейского Союза, азиатско-тихоокеанского экономического объединения АПЕК, североамериканского регионального объединения НЕФТЬ и т.д.

Экономическая составляющая процессов глобализации и регионализации связана, прежде всего, с источниками, факторами и формами деловой активности. Речь идет о глобальную мобильность инвестиций и технологий, рабочей силы, интеллектуальных и финансовых ресурсов, всеобъемлемость менеджмента и маркетинга. Формами проявления этих процессов является рост международной торговли и инвестиций, невиданная до сих пор диверсификация финансовых рынков и рынков рабочей силы, ощутимое повышение роли транснациональных корпораций в мирохозяйственных процессах, обострение глобальной конкуренции, появление систем глобального, стратегического менеджмента.

С политической точки зрения экономическая глобализация приводит к созданию материальной основы для транснационализации политических систем, гражданских обществ и глобализации интеграции социальной и политической жизни. Как глобализация и регионализация с каждым днем все больше и больше размывают национальные границы и делают структурно невозможным поддержание независимой или даже автономной экономики, форм правления и социальных структур для индивидуальных наций. Отдельные нации и государства постепенно передают свои функции субъектов международных отношений и международного права национальным органам для внешнего контроля. Развивается тенденция к формированию глобальной цивилизации за общими интересами, ценностями и общественным сознанием. Закладываются основы международного гражданского общества, создаются плюралистические структуры глобальных элит. В этих условиях Украина должна формировать свою национальную экономическую политику.

После провозглашения независимости в 1991 году Украина заявила о европейской принадлежности и желание участвовать в Европейских организациях. Отношения с Россией, крупнейшим торговым партнером Украины, также сохраняют для нее ключевое значение.

Украинская внешняя политика имеет четкую направленность: одним из важнейших ее приоритетов определено интеграцию в европейские структуры, в частности Европейский Союз. Вместе с тем Украина полностью осознает важность гармонических двусторонних отношений со своими соседями и активного участия в региональных организациях.

В июне 1994 года Украина первой среди стран СНГ заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.

На сегодня вопрос ассоциированного членства в Євросоюзі является чрезвычайно актуальным, и сближение Украины и Европейского Союза выделено как одну из стратегических целей украинского Правительства.

Экономический мотив этой политики следует из того факта, что членство в ЕС является необходимым элементом, способствующим прогресса в реформировании украинской экономики. Оно будет служить также укреплению украинской экономики. Членство в Євросоюзі, кроме того, предоставляет всех преимуществ, вытекающих из экономической интеграции, то есть закрепление высоких темпов экономического роста и модернизации экономики, стабилизации цен в результате повышения эффективности распределения ресурсов, углубление и формирование новых направлений специализации производства и торговли. Другим положительным аспектом присоединения к ЕС является возможность участия в структурных фондах, а также полная реализация четырех свобод во взаимосвязях факторов производства - товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

Политический мотив украинского членства в Євросоюзі означает присоединение к западноевропейской системы демократии и безопасности.

Задача интеграции в Европейский Союз будет решаться на основе Национальной программы интеграции Украины в Европейский Союз, которым будет предусмотрено заключение соглашения с ЕС о свободной торговле. Правительство будет осуществлять меры по заключению нового соглашения между Украиной и ЕС о торговле текстильной продукцией, расширение доступа украинских товаров на рынки ЕС путем увеличения квот и устранения торговых ограничений, предотвращения антидемпинговым расследованием в отношении экспорта украинской продукции на рынки ЕС.

Другим чрезвычайно важным приоритетом для Украины является плодотворное сотрудничество с институтами, которые оказывают решающее влияние на процессы глобализации. Активное сотрудничество с МВФ и возобновлении Программы Расширенного Финансирования (EFF), взаимодействие со Всемирным банком и вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) является вопросами особого внимания со стороны действующего Правительства. Эти положения отражены и в Программе деятельности Правительства «Реформы ради Благосостояния», которая недавно была утверждена Верховной Радой.

Становясь субъектом глобальной интеграции, Украина невиданно расширяет свои экономические возможности по использованию и оптимальной комбинации разнообразных ресурсов, в частности капитала, их всестороннего участия в системе международного разделения труда, получает доступ к передовых производственных технологий, систем менеджмента и маркетинга. Эти возможности должны полностью войти в международную экономическую политику.

С другой стороны, глобальные процессы значительно обостряет конкурентную борьбу. Поэтому особый упор при совершенствовании должен делаться на политике повышения конкурентоспособности национальной экономики.

В соответствии с мировыми методиками критериям конкурентоспособности являются:

Открытость экономики (открытость относительно внешней торговли, прямых иностранных инвестиций, финансовых потоков и т.д.);

Компетенция правительства (общий бремя государственного потребления, фискальный дефицит, ставки государственных сбережений, ставки налогообложения, компетенция государственных служащих);

Эффективность деятельности финансовых посредников;

Уровень развитости инфраструктуры;

Технологии (использование новых технологий, компьютерной техники, способность экономики поглощать новые технологии);

Качество менеджмента;

Эффективность и конкурентоспособность рабочей силы;

Институты - развитость правовых институтов, уровень коррумпированности и организованной преступности.

 

На основе этих критериев ежегодно определяется общий индекс конкурентоспособности для каждой экономики мира. Так, в последнее время первенство в мировых рейтингах конкурентоспособности держат Сингапур, Гонконг, Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Канада. Украина в этом списке занимает лишь пятьдесят четвертое место (Global Competitiveness Report, 1999).

Очевидной является необходимость шагов, направленных на повышение конкурентной способности украинской экономики. С этой целью будут приводиться реформы энергетического и аграрного сектора, будет усовершенствована инвестиционной и инновационной политики, реформирована налоговой и бюджетной сферы.

Особое внимание Правительство должно уделять институциональным и структурным преобразованиям, позволяющие либерализовать внешнеэкономическую деятельность. В частности, заключения и реализации двусторонних соглашений со странами-торговыми партнерами в области взаимного признания оценки ответственности, расширения участия Украины в работе международных и европейских организаций стандартизации и сертификации. Будет сокращен перечень товаров, подпадающих под действие индикативных цен, упрощен порядок транзита через Украину, отзыв регулятивные акты, касающиеся внешнеэкономической деятельности.

Реализация этих задач и будет тем импульсом, который начнет интеграцию Украины в глобальных рынков капитала, товаров, услуг, рабочей силы, технологий. Одновременно это усилит и эффективность сотрудничества и коммуникаций со стратегическими партнерами в рамках региональных соглашений.

Однако глобализация - это не только экономические и политические выгоды, но и угроза глобальных экологических и ядерных катастроф, парникового эффекта, негативные последствия вмешательства в природу человека путем генной инженерии, клонирования и т.д. Осознание глобальности этих проблем и угроз привело к вынесения на повестку дня мирового сообщества вопрос о переходе на путь устойчивого развития, т.е. развития, которое удовлетворяет потребности настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их потребности.

В центре этой идеи стоит принцип устойчивого человеческого развития - процесса расширения возможностей выбора, предусматривающий существование экономических, социальных и политических свобод, возможности творческой самореализации, защиты своих прав. Человеческое развитие предполагает, с одной стороны, формирование возможностей человека, а с другой - использование этих возможностей для труда, отдыха, культурной, общественной и политической деятельности. Человеческое развитие будет успешным только тогда, когда эти два аспекта будут сбалансированы.

Напомним, что в Программе деятельности Правительства, которая была одобрена Верховной Радой Украины 6 апреля 2000 года, определены стратегические цели правительственной политики:

• развитие человеческого потенциала;

• снижение уровня бедности и приумножения богатства нации;

• повышение конкурентоспособности национальной экономики;

• обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности личности, общества, государства;

• интеграция Украины в Европейский Союз.

Приоритетными задачами, которые нужно осуществить, является:

• политическая стабильность и усиление дееспособности Правительства;

• качество жизни человека, социальная защищенность и гуманитарное развитие;

• экономический рост;

• конкурентоспособность национальной экономики.

Воплотив в жизнь эти задачи, мы будем значительно ближе к интеграции в мировое сообщество и значительно менее уязвимыми к негативным последствиям глобализации. Однако, нужно заметить, что главной целью международной экономической политики является обоснование и обеспечение экономической безопасности.

Стать активным строителем системы глобальной экономической безопасности, своевременно и гибко реагировать на глобальные последствия и занять достойное место в международном разделении труда Украина сможет только в случае создания системы гарантирования собственной экономической безопасности. Без обеспечения защиты национальной экономики от деструктивных внешних воздействий и весомого научно обоснованного подхода к ее развитию Украина может быть отброшена на задворки цивилизации и станет сырьевым придатком развитых стран.

Система экономической безопасности состоит из многих взаимосвязанных и связанных составляющих, состояние которых определяет эффективность и действенность данной системы, а именно: сировинно-ресурсной, энергетической, финансовой, военно-экономической, информационной, технологической, продовольственной, социальной, демографической, экологической безопасности.

Сегодня же угрозы экономической безопасности Украины приобрели значительный характера и по основным критериям перешли критическую черту. Поэтому задача заключается не только в выходе из экономического кризиса, но и в росте национальной экономики, в создании надежной системы ее жизнеспособности и развития, способности адаптироваться к новым экономическим условиям.

Несмотря на богатый мировой опыт трансформации экономических систем, невозможно построить эффективную собственную модель, слепо копируя зарубежные модели (например, Польши). Эффективность экономической системы Украины в значительной степени будет зависеть от выработки оптимальной экономической модели, которая бы учитывала национальные интересы, имеющиеся ресурсы, геополитический и геоэкономический факторы, духовность, культуру нации.

Вопросы экономической безопасности приобрело особую актуальность именно сегодня, ведь от его решения будет зависеть судьба Украины, восстановления в людей уважения к своей государства, уверенности, что она всегда защитит их. Важнейшим компонентом экономической безопасности является экономический рост, его отсутствие существенно снижает возможности выживания украинской экономики, нивелирует способность предотвращать внутренние и внешние угрозы. Только кардинальная реконструкция хозяйственного комплекса страны, совершенствования его функциональной и территориальной структуры укрепят экономическую мощь государства, его способность к выживанию и развитию. Осуществлять структурную перестройку целесообразно путем развития новых отраслей промышленности с предоставлением преимущества производственным отраслям с быстрыми темпами экономического оборота, высоким и устойчивым рыночным спросом, путем модернизации существующих отраслей промышленности.

Также одним из основных критериев экономической мощи государства является уровень научно-технического прогресса. В современных условиях его значение усугубляется необходимостью решения важных вопросов, связанных с интеграцией на новой основе, заложенной технологическим процессом и информационной революцией. Украина еще не нашла своей технологической ниши. Игнорирование указанных тенденций может привести к тому, что Украина станет жертвой информационно-технологического колониализма, опасного по сырьевой колониализм.

Ища выход, следует учитывать то, что структурные особенности современной мировой конкуренции связаны, прежде всего, с решающей ролью крупных корпораций, которые создают систему стратегических инновационно-производственных цепей. Именно активная государственная инновационная политика, направленная на поддержание и увеличение объемов ВС и ОКР, позволит определиться с местом украинских предприятий в глобальной промышленно-инновационной системе.

Исследования показывают, что мировые изменения в начале XXI века будут идти путем формирования многополюсного мира. Политические преимущества будет иметь лишь тот, кто впишется в них. Уникальное географическое расположение Украины в Євразії в сочетании с политикой экономической безопасности предоставит ей возможность играть важную стабилизирующую роль в глобальной среде.

Несмотря на это, процесс открытия национальной экономики должен отвечать состояния ее конкурентоспособности, иначе под давлением сильных иностранных конкурентов отечественные производители будут устранены с внутреннего рынка. Для обеспечения экономической безопасности также важно определить перечень продукции, которая должна производиться в Украине с любой конъюнктуры на мировых рынках и независимо от конкурентной среды на внутреннем рынке.

Значительный ущерб экономической безопасности Украины наносит сокрытие субъектами внешнеэкономической деятельности валютной выручки за рубежом, а также экспорт товаров по демпинговым ценам. Эти потерянные средства стали бы важным инвестиционным ресурсом для реформирования украинской экономики, ее структурной перестройки и исключили бы необходимость иностранных кредитов, предоставляемых на жестких условиях и усиливают долговую зависимость Украины.

В то же время мощным притягательным фактором повышения экономического интереса западных инвесторов к национального рынка Украины станет выход на мировой рынок сильных украинских предприятий и активный поиск ими форм международного экономического сотрудничества. По мере экономического роста в Украине объективно и неизбежно будет происходить процесс включения украинских предприятий в систему международной хозяйственной кооперации.

Следовательно, решение проблем выхода из экономического кризиса - создание эффективного механизма социальной защиты населения. Стабилизация политических процессов невозможна без выработки целостной государственной политики в сфере экономической безопасности Украины и обеспечения ее реализации. На переходном этапе становления новой экономической системы нужно провести глубокий системный анализ и определить экономическое направление движения нашего общества, чтобы не допустить негативных и кризисных явлений в будущем. Это значит - правильно выявить точки приложения усилий, определить приоритеты и общий вектор развития, и на этой основе разработать Государственную программу обеспечения экономической безопасности Украины.

Понять проблемы Украины и спрогнозировать перспективы ее развития возможно лишь в рамках глобальных тенденций общемирового развития, формирования нового порядка, системы мировой безопасности.

Необходимость гарантий экономической безопасности требует осуществления научных исследований в этой сфере и создание нового научного направления - экономической безопасности Украины.



Назад