Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Вступительное слово


Общая тенденция к гуманитаризации технического образования, практическая важность привлечения студентов технического университета в гуманитарного знания с его методологической специфике предопределяет актуальность мероприятий в двух направлениях:

  • внутренняя гуманизация технических дисциплин (преодоление их сегодняшней оторванности от ценностного аспекта действительности);
  • увеличение веса в подготовке технической интеллигенции дисциплин гуманитарного цикла (психологии и др.).

В последние годы в связи с интенсивным внедрением психологии в практику общественного життєдіяння Украины значительно расширяются сферы использования психических знаний. Вместе с тем распространяется и круг тех людей, которые этих знаний приобретают. Психология как обязательная дисциплина преподается уже не только тем студентам, которые получают профессию психолога или педагога, даже не только студентам гуманитарных специальностей. Психология вошла и в системе высшего технического образования. Кафедра психологии и педагогики, созданная 6 января 1998 г. в наиболее известном техническом университете Украины - НТУУ «Киевский политехнический институт»- стала флагманом процесса завоевания психологией своего места в высших технических учебных заведениях. Именно коллективом данной кафедры и был создан этот учебное пособие.

Сейчас уже во многих технических высших учебных заведениях разных регионов Украины действуют соответствующие кафедры; логичной является их общая ориентация на Киев как на центр профессионального творческого общения. Плодотворным является инициирована кафедрой психологии и педагогики НТУУ «КПИ» традиция Международных конференций «Преподавание психолого-педагогических дисциплин в техническом университете: методология, опыт, перспективы». На этих форумах происходит обмен ценным опытом, живет сотрудничество психологических кафедр, которые открываются во все новых и новых технических учреждениях образования.

Зачем нужно получения психологических знаний, умений, навыков специалистам технического профиля? Во-первых, каждый специалист технического профиля является носителем собственного психического мира, игнорирование проблем и тенденций которого не может не отразиться на его творческой эффективности. Во-вторых, сами задачи, которые решают специалисты по техническим специальностям, предусматривают обращение к психологическим знаниям. Психология властно входит в область научно-технической деятельности, ведь ни одно техническое средство не сможет работать без привлечения человеческого фактора. Инженерная психология предоставляет те необходимые знания об особенностях организации и функционирования систем «человек - техника», без которых даже совершенные по внутренним устройством машины окажутся источником отказов, ведь ними никто не сможет пользоваться. А чтобы творчески оперировать данными инженерной психологии, специалист технической специальности должен быть знаком с общо-психологическими истинами.

Учебное пособие «Психология», что предлагается студентам всех специальностей, состоит из пяти разделов, которые посвящены главным вопросом психологической науки.

В первом разделе приведены сведения о главные аспекты науки - ее предмет и метод. Указано на особенности психологии как науки, на значение психологических знаний для человека. Обозначено методологические основы психологической науки, очерчены главные этапы историко-психологического процесса. На страницах, посвященных методам психологии, особое внимание уделено прежде всего эмпирическим методам и методам математической статистики (последнее является особенно важным, учитывая специфику подготовки и интересов студентов технического университета). Также рассмотрены проблемы развития психики в животном мире и в индивидуальном жизни человека; освещены то косвенная связь существует между психикой и биологическим организмом.

В втором разделе представлена информация об основных психические процессы, которые принадлежат к познавательной сферы: ощущение, восприятие, представление, процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание), мышление, воображение, внимание. Относительно каждого из познавательных процессов указаны их основные свойства и закономерности, а также виды.

В третьем разделе подано аналогичную информацию о психические процессы, принадлежащие к двум других сфер - эмоциональной и волевой. Указано на особую роль эмоций и чувств в жизни человека, приведена классификация эмоций, определяющий структуру эмоциональной сферы человека и эмоциональные особенности личности. Рассмотрены основные философско-психологические проблемы и подходы к феномену свободы, стадии волевого действия и волевые личностные качества.

В четвертом разделе подано вершину разветвленного дерева психологического знания - психологию личности. Определено различие между понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; представлены известные теории личности. Особое внимание уделено таким аспектам как направленность личности, способности, темперамент, характер. Дано представление о самосознание личности и ее основные феномены, а также о явлении психологической защиты, к которому прибегает личность с неусвідомлюваним намерением спрятаться от действительных своих проблем.

Пятый раздел посвящен вопросам социальной психологии. Рассмотрены феномены общественно-психологической интеграции индивидов в группы, виды и уровни развития групп, процессы групповой динамики. Внимание уделено главному социально-психологическом процесса - общению, его функциям, видам. Указано на основные типы конфликтов в межличностных отношениях, на их структуру, функции и динамику, на пути предотвращения и преодоления. Особенно интересным для студенческой молодежи должно стать материал о психологические особенности студенческой группы. Студенческую группу конкретизирован по возрастной спецификой, особенностями учебного процесса; внимательно проанализированы самочувствие студента в группе в связи с исполняемой ролью, статусом. Также в раздел вошли важные данные о массовых социально-психологические феномены, такие как общественное мнение, коллективное переживание, соревнования, подражания, психическое заражение. Поскольку в толпе человек сталкивается с тенденцией к нивелированию личностного выбора поведения, к тому же чувствует себя в массе удивительно защищенной (тогда как на самом деле оказывается более беззащитной, чем когда-либо), предварительное информирование о массовые психические явления может пригодится для саморазвития молодому человеку, чье досуга в большей или меньшей степени связано с пребыванием в толпе сверстников.

Авторы учебного пособия имели целью не только выложить определенную систему психологических знаний, но и вдохновить студентов на собственную психологически-значимую творчество, направить к рефлексивной активности и преобразующей деятельности.



Назад