Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Предмет и объект психологии


Объектом каждой науки есть та реальность, которую она изучает, безотносительно к самому факту изучения (т.е. поскольку эта реальность является объективной). Объект психологии составляет психическая реальность как таковая. Если не иметь сомнение в существовании этой реальности (а далее этот возможный сомнение нами будет развеян), то психология тоже имеет право на существование. В чем же специфика психической реальности? За выдающимся отечественным психологом Г. И. Челпановим, который стоял у истоков научной психологии вообще, отличие психических явлений от явлений физических и материальных, которые составляют предмет наук о природе, заключается в том, что:

1) психические явления не могут быть восприняты через посредничество внешних органов чувств (внешнего опыта), а могут непосредственно познаваться только путем внутреннего опыта;

2) психические явления могут быть подвержены непосредственному созерцанию только того лица, которое переживает - тогда как физические явления могут восприниматься большим количеством споглядачів;

3) психическим явлениям не может быть приписана пространственная протяженность (в отличие от явлений, скажем, физиологических).

Относительно третьего пункта можно отметить, что согласно современным взглядам пространственность психическим явлениям может быть приписана (но не протяженность в «физическом пространстве», которую справедливо возражал Г. И. Челпанов).

Психическая реальность - есть ли она вообще? Как это не странно, в этом не уверены даже некоторые психологи, хотя если ее нет, то нет и смысла в существовании психологии как отдельной науки. Доказать существование психической реальности можно с помощью связей психики с другими планами, уровнями действительности. Если она не является полностью обусловленной одним из них, если взаимодействие психического из непсихічним происходит «на равных», то психика составляет самостоятельную реальность, такую же объективно существующую, как все другие. Главные аргументы существования психической реальности:

1) психофизическое - психический образ не окончательно определяется структурой физического объекта, который в нем отображается, зависимость между интенсивностью раздражителя и интенсивностью ощущение не прямая, а логарифмическая (психофизический закон Вебера-Фехнера) или ступенчатая (закон Стивенса);

2) психохімічний - влияние на психику фармакологических веществ вызывает такие явления (например, галлюцинации), которые нельзя объяснить, исходя из формулы вещества;

3) психофизиологический - психический образ в своем содержании не совпадает с физиологическим носителем - нервным импульсом, который идет рефлекторной дуги через нервную систему;

4) психосоматическое - психические особенности в определенной степени зависят от строения тела (конституциональные типологии характера Кречмера и Шелдона, френология Галля), но не определяются ими окончательно - так увеличен объем мозга вовсе не свидетельствует о высшие умственные способности человека, тогда как недостаточный может повлечь их отсутствие;

5) психосоциальный - психика человека не является полностью зависимой от окружающего общественного мира, иначе унификация людей в пределах определенного общества была всеобъемлющей и полной.

Каждая наука отличается от других по своим предметом и методом как путем его познания. Предметом каждой науки должна быть сущность ее объекта. Что же может быть определенным как сущность психического? На этот вопрос есть очень много ответов, поскольку предмет науки (в отличие от объекта) зависит от того угла зрения, под которым воспринимают изучаемую реальность ученые. На протяжении существования науки ее предмет может определенным образом трансформироваться, и это не всегда будет свидетельствовать о том, что на смену одной науке пришла другая. Рефлексия над своим предметом, стремление к его все более точного определения, переформулирование в связи с новыми точками зрения и возврата к предыдущим формулировок в поиске потерянных аспектов смысла - все это нормальные процессы жизнь науки. Каждое из приведенных ниже определений предмета психологии имеет определенные преимущества.

В первую очередь формулировка предмета психологии, свойственное именно философской психологии - и единственное до середины XIX века, является таким: предметом психологии выступает человеческая душа. Хотя научная психология не восприняла от философской предмет в такой формулировке, однако именно оно является базовым ориентиром, вокруг которого и сейчас ведутся научные поиски. Даже тогда, когда душа отрицается в качестве предмета психологии, все равно остается потребность в идентификации того, что подразумевается под словом «душа». В конце концов, этого требует сама название науки. Под душой мы понимаем сущность психических явлений.

В научной психологии конца XIX века предметом выступила сознание, которая отождествлялась со всей психикой. Такое определение не перешло в XX века, поскольку в психоанализе состоялось открытие бессознательного психического, - и именно в 1900 году вышла книга 3. Фрейда «Толкование сновидений», которая вызвала в науке большой резонанс и нанесла сокрушительный удар по отождествлению психики с сознанием. Определение предмета психологии в классическом психоанализе и схожим направлениям глубинной психологии, в противоположность предыдущему, акцентировало именно бессознательное. 3. Фрейд сравнивал относительный вес сознательных и бессознательных факторов поведения человека с нефтяной пленкой на поверхности океана. В американском біхевіоризмі также отрицалась сознание в качестве предмета психологии - но вместе с ней отрицалась и все субъективное в психике вообще, предметом же психологии считалась объективная поведение - как совокупность нервовом'язових реакций на внешние раздражители.

Предметом отечественной психологии советских времен в наиболее общем выражении были психические явления. Понятие «психические явления» более конкретное, чем «душа»; каждый психолог понимает его одинаково, вне зависимости от того, традиции которой психологической школы он представляет в своем творчестве. Психических явлений зачисляются психические процессы (восприятие, мышление и др.), психические состояния (например, состояние аффекта или кризиса), психические качества (например, личностная тревожность, креативность), сюда же попадает и личность как сложное интегральное психическое образование, обусловлено биологически и социально. Понятие «психические явления» не принимает во внимание сущностной стороны психики. Оно концентрируется на одной стороне философской оппозиции между сущностью и явлением, а именно на стороне явления. Но исследования психических явлений (или любых) взятых отдельно, не дает прикоснуться к глубинных сущностных механизмов этих явлений. В явлениях проявляют себя сущности. Сущностного уровня в предмете советской психологии обозначено не было. Психология, который посвятил себя исследованию психических явлений, выиграла в возможности более точного знания, проиграла в глубине понимания.

Наука, которая концентрируется на исследовании явлений, выбирая их предметом, работает в «поверхностном» пласте реальности, не приближаясь к глубинному, сущностного понимания изучаемого. Сущность человека («душа») оказывалась вне поля зрения психологии. Человек рассматривалась как біосоціальна существо, почти полностью детерминированная внешними факторами. Не имея собственной сущности, она обуславливалась другими сущностями.

Современными определениями предмета психологии есть такие: индивидуальный мир «Я» человека (в этом определении подчеркивается сущностное единство психических явлений, ибо «мир» - это уже не простая их совокупность, а самостоятельное целостное образование); человек, как субъект психики (в последнем определении подчеркнуто понятие субъекту, который указывает на активность человека в самотворенні, самоопределении в психическом развитии. Биологическое и социальное с этой точки зрения является не причинами, создающими человека, а только условиями ее самотворення).

Какой предмет следует выбрать как окончательный? На этот вопрос каждый исследователь отвечает сам, исходя из собственного опыта, но эти ответы имеют разную степень оправданности. Человеку, который желает понять сущность психологии как науки, необходимо досконально знать все имеющиеся варианты с их недостатками и преимуществами.



Назад