Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Методологические, теоретические и естественные основы психологии. Принципы психологии


Методология - это учение об общих точки зрения, с которых должен выходить исследователь психической природы «Я» человека, о правилах, которых он должен придерживаться в исследовании, и о средствах, которыми он должен пользоваться. Методология базируется на своеобразие предмета науки. Методология делится на техническую и философскую.

Техническая методология изучает внешние и специальные признаки явлений, которые нуждаются в специальных приемов исследования. Техническая методология психологии определяет процедурные особенности как методик психологического исследования, так и методик психологического воздействия.

Философская методология познает широкие общие свойства и соотношения явлений, которые вообще отличают одну науку от других. Философской методологии психологии есть философия человека (философская антропология). Она проявляет себя в принципах построения психологического исследования - то есть восходящих положениях, которые обусловливают научную взаимодействие психолога с психологически-содержательными явлениями мира.

Наиболее полное изложение тех методологических принципов, которые были разработаны в советской психологии (которые хотя и разработанные на основах философии диалектического материализма, но определенным образом и отвечают требованиям западной академической психологии, построенной на принципах позитивизма) дает украинский психолог В. М. Ткаченко. Согласно ему, субъект (человек) взаимодействует с объектом (действительность) на трех основных уровнях: организма, индивида, личности. Эти уровни становятся определяющими в толковании методологических принципов: детерминизма, отображения, единства сознания и деятельности, развития, системно-структурного.

Принцип детерминизма был предложен С. Л. Рубинштейном в формулировке «внешнее через внутреннее» (т.е. внешние причины влияют на человека, только преломляясь сквозь внутренние условия); В. М. Леонтьев его переформулировал как «внутреннее через внешнее» (то есть внутреннее, субъект, действует через внешнее, и тем себя изменяет); В. М. Ткаченко принял оба формулировки как такие, которые составляют диалектическом единстве.

• В формулировке Рубинштейна главное то, что по внутренним как признается субъектом власти самодетерминации (внутренней причинной обусловленности психических явлений); внутреннее корректирует внешние влияния, а значит, оно не полностью зависит от внешнего, оно имеет собственную сущность, развивается по собственной логике. Самый принцип был необходимым, чтобы указать на другой тип детерминации в гуманитарном знании по сравнению со знанием природничонауковим, где детерминизм является прямым.

• В формулировке Леонтьева важным оказывается уже не то, что внутреннее (субъект) действует, а то, что через внешнее; здесь подчеркнуто, что деятельность служит усвоению индивидом социально произведенных средств деятельности, социализации личности.

• Ткаченко также не акцентирует момент самодетерминации субъекта (как чисто психической детерминации): у него действует біопсихічна детерминация (на уровне организма, которому присущ реактивный характер организации поведения); соціопсихичічна (на уровне индивида - субъекта общественных отношений в процессе усвоения готового социального опыта); отдельный подуровень соціопсихічної (на уровне личности, которая достигла способности к творчеству нового социального опыта).

Принцип отражения (он происходит непосредственно из ленинской теории отражения), в наиболее жесткой форме утверждает, будто психическое не является само по себе объективным бытием, а просто отражает в сознании бытия внешнего мира. Согласно этому принципу все психические функции по своей природе является відображувальними; психическое отражение имеет сигнальный характер (сообщает субъекта о значимых для него объекты за помощью нейтральных раздражителей). Никакой внутренней (сущностной) единства в такой відображувальній системе не предусмотрено; последовательное применение этого принципа ведет к функционализму (направления, который рассматривает психику-сознание как средство адаптации организма к условиям среды, что меняются. Этот принцип также можно рассмотреть на разных уровнях субъекта. На уровне организма психическое отражение обеспечивает жизнедеятельность субъекта, на уровне индивида - присвоение социального опыта, на уровне личности - творчество социально значимых продуктов. Ничего значимого не биологически или социально, а просто индивидуально-психически психическое отражение не дает, потому что оно отражает только нечто внешнее субъекту.

Принцип единства психики и деятельности (он принадлежит С. Л. Рубинштейну, но в нем речь шла о единстве с деятельностью не психики, а именно сознания). Согласно этому принципу психика представляет собой внутренний план деятельности (жизнедеятельности, усвоения социального опыта, его производства - соответственно уровням субъекта).

В С. Л. Рубинштейна принцип единства сознания и деятельности не сводится к тому, что сознание выступает внутренним планом деятельности, повторяет ее внутри субъекта (идея інтеріоризації); он принципиально отличает сознание от деятельности. Единство их - это не тождество. Это единство вытекает из принадлежности как сознания, так и деятельности сознательном и действующему субъекту. Личность становится основанием связи сознания и деятельности, именно в личности и личностью эта связь реализуется (то есть связь сознания и деятельности оказывается личностно опосредованным). Это личностный опосредования связи сознания и деятельности преодолевает функционализм: психические процессы не имеют самостоятельных линий развития, а развиваются в процессе развития личности.

Если в Рубинштейна центральной категорией в понимании единства сознания и деятельности выступает субъект (личность), то в Леонтьева на его место подставлена деятельность; личностный опосредования заменено деятельностным. В Рубинштейна личности как субъекта принадлежит и сознание, и деятельность; в Леонтьева и сознание, и личность относятся к деятельности.

Принцип развития в діалектико-материалистическом толковании таков: каждому уровню детерминации соответствует свой тип развития (как организм субъект развивается в процессе созревания психофизиологических своих подструктур, как индивид - в процессе деятельностной присвоение, как личность - в процессе преобразующей деятельности. Вместе с тем имеется в виду, что организм, индивида и личность также связывает между собой определенная линия развития - как три последовательные качественные стадии. Это развитие не напоминает саморазворачиванию психической сущности, оно оказывается производным от развития биологической и социальной систем.

Системно-структурный принцип берет психику как систему взаимосвязанных элементов; особый акцент делается на открытость системы: взаимодействие с биологической системой (на уровне организма); с социальной системой (на уровне индивида); с культурно-историческими ценностями общества (на уровне личности). Применение данного принципа в советской психологии имеет ряд особенностей, производных с определенной позитивистской установки на первичность социальной системы по отношению к индивидуальной психики (которая приобретает системных качеств будто именно от общества). Л. С. Выготский (чья идея о «динамические смысловые системы» вызвала эту тенденцию), получил эту установку, когда изучал психические особенности речи. Через структурную лингвистику Ф. де Соссюра он получил представление о языке как о системе знаков, каждый из которых получает определенное значение лишь благодаря целостной системе (которая существует в определенный момент в общественном сознании). Следствием стало представление о том, что и сознание и личность человека происходит от ее приобщение к актуальной социальной системы.

Упомянутый перечень принципов не является единственно возможным! Современная онтологически-ориентированная психология, учредителем которой является С. Л.Рубінштейн, пользуется другими принципами построения психологического исследования. Наиболее полный перечень этих принципов приведен киевским ученым И. П. Манохою: объективности психологического исследования, многомерного и многоуровневого существования предмета психологии, исследования психических явлений в их развитии, творческой самодеятельности, организации развивающих и формирующих психологических воздействий.

Принцип объективности психологического исследования решает проблему объективного и субъективного в научном познании. Этот принцип утверждает, что индивидуальный мир «Я» человека (предмет психологии) существует объективно. Он является целостным и завершенным в своей сущности, а потому нет нужды объяснять психическое через другие («более объективные») уровне реальности-биологическое и социальное. Психическое предстает как объективное явление, содержание которого всегда является субъективным.

Принцип многомерного и многоуровневого существования предмета психологии указывает на то, что определение сущности предмета психологического исследования могут касаться различных уровней его существования, но они должны быть родственными и находиться в определенной иерархии, в зависимости от содержательной иерархии самих уровней существования данного явления. Соблюдение этого принципа является необходимым в синтетических исследованиях на пересечении различных отраслей науки: философии, психологии, лингвистики, социологии и др.

Принцип исследования психических явлений в их развитии базируется на понимании индивидуального мира «Я» личности (предмета психологии) как динамического явления, которое постоянно находится в состоянии изменения. В отличие от принципа развития в предварительном перечне, данный принцип предполагает, что психическое явление разворачивается с собственной сущности, а не является пассивным объектом решающих для развития влияний извне - с биологической природы или социума.

Принцип творческой самодеятельности (С. Л. Рубинштейн) указывает на основную движущую силу развития индивидуального мира «Я» человека (предмета психологии) и на смысловой направление динамики психических явлений. Этот принцип требует признание взаимозависимости бытия мира и человека, образующиеся одним и тем же актом творческой самодеятельности, которым личность включается в мировое целое, которое ее охватывает. И. П. Маноха выделил пять основных положений, которые составляют в единстве содержание данного принципа:

• о необходимости включения в объективное бытие, которое составляет модель конструктивного целого, элемента творческой конструктивности;

• о том, что объективность субъективного психического содержания зависит не от того, что он создан объективными факторами, а от того, он замыкается в самостоятельную целостность;

• о признании акта творческой самодеятельности таким, что имеет в качестве объекта самостоятельный мир (объективное бытие) и таким, что выстраивает перед субъектом мир в целостности и завершенности;

• о том, что субъект в актах творческой самодеятельности не только проявляет себя, но и создается, определяется;

• об определении создаваемой субъектом деятельностью не только завершенного ее продукта, но и богатства самого субъекта.

Творческая самодеятельность (как путь развития человека, связанный с внутренней детермінацією) альтернативная социализации, решающем влияния общества.

Принцип организации развивающих и формирующих психологических воздействий определяет условия, при которых воздействие психолога на психическое явление действительно может считаться развивающим. Главным условием для осуществления такого влияния является «смысловое співнастроювання» с предметом, с его сущностью, с индивидуальной логикой его развития. Также этот принцип определяет необходимый и ожидаемый эффект взаимодействия психолога с предметом своего исследования и преобразования.

Теоретические основы психологии образуют объяснительные модели. Эти модели могут быть разного уровня обобщения. Они могут охватывать психический мир в целом, или касаться только определенных классов психических явлений. Методы теоретизации, которые применяются при создании этих моделей, должны согласовываться с методологическими принципами (не обязательно со всеми изложенными выше и только с ними - но четкая методологическая определенность теоретику необходима). Психологические теории имеют обратную влияние на методологию. Когда найден объяснительный принцип оказывается более широким, чем теоретические рамки, в которых он создан, он может распространиться дальше и создать парадигму - принцип, который доминирует в науке на протяжении некоторого времени и приобретает в настоящее время методологического значения. Примером парадигмы может считаться, например, ленинская теория отражения, которая отрицала существование психики как мира, наделенного самостоятельной сущностью.

Естественные основы психологии (к которым можно отнести эволюционную теорию Ч. Дарвина, учение И. М. Сеченова о рефлексы головного мозга и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности) долгое время существовали в качестве равных по значению теоретическим и методологическим основам. Психология, чтобы утвердиться как серьезная наука, вынуждена была опираться на факты физиологии, даже когда имела достаточно собственно психологических фактов. Подчеркивать материальность предмета психологии - а это было идеологически необходимо - позволяло ссылки на связь психики с деятельностью нервной системы. Эта связь действительно существует, но когда он превращается в отождествления, психология тем самым превращается в физиологии центральной нервной системы - потому что теряет собственный объект изучения - психическую реальность.



Назад