Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Основные разделы психологии


Процесс дифференциации научного знания коснулся психологии. Сейчас психология представляет собой сложное образование из многих психологических наук, которые имеют сходство в определении предмета и метода, но имеют и определенные разногласия. Мельчайшие ветви дерева психологического знания касаются психологической практики в определенной области действительности и основаны исходя из его потребностей.

Все психологические науки сочетаются (прямо или косвенно) с общей психологией. Она изучает психику человека, и общие закономерности, устанавливает логическая ячейка (главный объяснительный принцип) психологии, определяет методологические основы психологических исследований, формирует категориальный аппарат, наиболее общие психологические понятия. Внутренние подразделения общей психологии традиционно определяют такие: учение о развитии психики в фило - и онтогенезе человека, учение об отдельные психические процессы (ощущение, восприятие, мышление, внимание, процессы памяти, воображение и др.), состояния и свойства человека. К общей психологии иногда относят и психологию личности - как вершину общей психологии, изучающая наиболее интегрированное психическое образование - личность, ее структурные и функциональные подразделения и связи между ними. Формирование человека как субъекта жизнедеятельности, движущие силы и условия самоактуализации человека как носителя потенций действительно человеческого бытия - это современные приоритеты исследований в области психологии личности. Методологические основы общей психологии настоящего неотрывные от исторического процесса развития, становления психологических знаний, представлений и установок, и в этом сочетании логического и исторического аспектов развития психики и знаний о ней - специфика истории психологии как отрасли психологической науки. Возрастная психология изучает онтогенез человеческой психики, специфические психические особенности индивида в процессе изменения возрастных стадий его развития; она разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, акмеологію (психологию зрелого человека) и геронтопсихологію (психологию старости). Дифференциацию, психические различия между отдельными индивидами и группами, а также причины и последствия этих различий изучает дифференциальная психология. Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного на разных этапах течения патологического процесса. Психотерапия изучает проблему воздействий с лечебной целью на психику больного. Комплекс знаний, содержащая систематическое описание процесса оказания психологической помощи отдельным людям, группам или организациям, учреждениям, представляет собой консультативный психологию. Отрасль психологической науки, разрабатывающая методы обнаружения и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (то есть психологические тесты), является психодиагностика.

В отношении отделенной от общей психологии является социальная психология, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением в социальные группы. Социальных психологов интересуют процессы общения и психические феномены, связанные с функционированием малых и больших групп. В социальной психологии тяготеет целый ряд психологических наук, связанных с общей психологией именно через нее (политическая психология и т.п.). Психологические закономерности управленческой деятельности, психологические основы отбора и обучения управленческих кадров изучает психология управления. Психологические закономерности воспитательного и учебного процессов, становление и развитие индивидуальности в условиях педагогического воздействия изучает педагогическая психология. Психологические особенности трудовой деятельности человека изучает психология труда. Психологические закономерности функционирования систем «человек-машина» исследует инженерная психология.

Лучшей метафорой, объясняет структурное построение психологической науки, будет дерево. Можно считать, что «корнями» психологии есть история психологии, «ствол» дерева психологической науки образует общая психология, а другие отрасли психологии напоминают разветвленные ветви, некоторые из которых отходят прямо от ствола. «Листьями» на этих «ветвях» можно обозначить конкретные пути практического применения психологических знаний в реальной жизни. Чтобы дерево зеленело, ему нужен крепкий ствол и надежное корни. Условия для быстрого развития этого дерева создают также другие науки.



Назад