Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Исторические этапы развития психологической науки


В истории психологии, психологической науке, которая занимается исследованием процесса становления психологических знаний и представлений, можно найти три основных подхода к определению рамок и этапов развития психологии:

Согласно первому подходу, психология имеет длинную предысторию и короткую историю, которая начинается со второй половины XIX века (Г. Еббінгауз).

Представители второго подхода (Г. С. Роговін и др.) считают, что развитие психологической мысли должен быть разделен на три этапа:

1-й этап - донаукової (мифологической) психологии - когда господствовали анімістичні представление о душе;

2-й этап - философской психологии - когда психология представляла собой часть философии, объединенная с ней общим методом (этот период протягся от античности до XIX ст.);

3-й этап - собственно научной психологии. Этот период обычно датируют второй половиной XIX ст. (то есть именно тем временем, когда, по Еббінгаузом, начиналась вся история психологии) и связывают с применением в психологии объективного метода (эксперимента), заимствованного в естественных наук, который позволил ей отделиться от философии. Этот подход на сегодня является наиболее распространенным. Его недостатком является то, что научная психология противопоставляется всей предыдущей.

В соответствии с третьим подходом (культурологическим), развитие психологической науки должен рассматриваться в контексте развития человеческой культуры вообще. До этого подхода принадлежит вчинкова концепция в истории психологии, разработанная украинским ученым В. А. Роменцем. Согласно последнего подхода, этапы развития психологии выделяются за историческими эпохами - итак, можно говорить о психологии Мифологического периода, психологию Античности, психологию Средневековья, психологию Возрождения, психологию эпохи Барокко, психологию Просвещения, психологию Сцієнтизму (последней эпохи, которая берет начало в XIX ст., в которой, кстати, живем и мы-ее название происходит от латинского «scientia» - наука, и отражает ту движущую силу, которую имеет наука в современной культуре).

Предложенный последним подходом разделение истории психологии имеет смысл, потому что психология каждой исторической эпохи имела существенные отличия, делала вполне определенные акценты на тех или иных психических явлениях. Так, психологическая мысль от Мифологического периода до эпохи Средневековья делала ударение на ситуативных феноменах, от эпохи Возрождения до эпохи Просвещения-на мотивационных, а в XIX-ХХ вв. - на феноменах действия и последействия. Ситуация, мотивация, действие и последействие являются компонентами поступка как ячейки (объяснительного принципа) психологии.

Самые ранние из известных нам представлений о душе относятся к архаичного общества (мифологический период) и могут быть обозначены термином анимизм. Анімістичні представление о душе приближали ее к воздуха, то есть связывали ее с материей. Такой душой, подобной воздуха, согласно анімістичними представлениями, были наделены не только люди и животные, но и растения и даже камни. Мифологическое представление о душе, было вполне подчинены представлению о фатум, неотвратимость заранее определенной судьбы, противостоять которой было пустым делом. Магия, которая якобы противостояла фатума, на самом деле считалась также фатально запрограммированным способом практического действия. От человека в ситуации ее жизни ничего не зависело, и она даже не пыталась противостоять этой роковой ситуации. Решающей характеристикой сознания человека того периода был синкретизм - первоначальное слияние человека с миром и общественным окружением.

Античность является первой исторической эпохой развития человечества; именно в это время в связи с дифференциацией форм культурного творчества мифологическая психология трансформировалась в философскую. Существование психологии в недрах философии обусловливало применения в психологических исследованиях сугубо философских методических средств. В развитии представлений о душе на смену пришли анимизма атомизм Демокрита, Эпикура (учение о том, что душа, как и все вещи, состоит из атомов - но ее невозможно потрогать, потому что очень круглые и огненные атомы ускользают из рук) и спиритуализм Платона (учение о духовной природе души). Душа отпадает от духа, погружаясь в материальный мир, однако она помнит свою истинную - идеальную - природу, и каждый акт познания есть на самом деле актом воспоминания истинного бытия.

Теоцентрично ориентирована философская психология эпохи Средневековье видела в человеке образ и подобие Высшего существа-Бога. Только опираясь на связь с божественным миром человеческая душа получает силу. Античность и средневековье, рассматривая ситуацию (совокупность условий) человеческой жизни, уже получают феномен противостояние человека судьбы (конфликт между внешним и внутренним аспектами ситуации). Обострение этого конфликта послужило причиной обращения психологии Возрождение к внутреннему миру человека, до тех мотивов, которыми определяются ее деяния. Человек Возрождения считала себя центром мира и свою мотивацию - непобедимой силой. Антропоцентрична переориентация эпохи Возрождения перенесла акцент в заявлении о подобии человека к Богу на принадлежность ей божественных качеств. Последующие эпохи скорректировали это самоуверенная представление.

Развитие механики и механического мировоззрения эпохи барокко (XVII век) способствовал децентрации, соотношению мотивов с объективной данностью мира. Именно тогда был изобретен принцип рефлекса (Р. Декартом). За Декартом, в мире существуют две субстанции - протянутая и мыслящий. К мыслящей субстанции можно отнести человеческую душу, к протянутой-человеческое тело. Наше тело является автоматом, который функционирует согласно механическим законам, а душа - способностью мышления, которая была бы независимой от тела, когда бы не связывалась с ним через железу в центре мозга. Связь с телом обуславливает влияния, которых душа испытывает со стороны протянутой субстанции. Поэтому состояния души-это не только сознательные действия, но и «страсти», страдания.

Со времен Декарта вплоть до XX столетия душа человека отождествлялась с ее сознанием. Но на самом деле она шире сознания, потому что осознать мы можем лишь малое количество душевных явлений. В философии проблему бессознательного был поднят Г. Лейбницем, А. Шопенгауером и Е.Гартманом, среди психологов первым обратился к этой проблеме 3. Фрейд. Он начал не только классический психоанализ, но и традицию глубинной психологии вообще. Исследования иррациональной стороны психики вернуло мышлению его истинную роль в жизни души. Мышление - это лишь один из познавательных процессов, одна из важных психических функций, которая не может сама по себе определять субстанційність человеческой психики.

Субстанцгйність души - важная ее свойство. Душу нельзя рассматривать как мир, отдельный от окружающего, если не считать ее субстанційно самостоятельной. Психологические учения, которые лишают душу субстанційності, перечеркивают ее способность к самоспричинення. Тогда человек оказывается полностью определенной природой и социумом, а ее собственная сущность теряет возможность влиять на ход жизненных событий.

Дуализм зависимости и самодостаточности человека, которым определялась психологическая мысль Просвещения, привел к переакцентування психологии на исследования человеческой действия с ее диалектическими сторонами - целями и средствами, которое состоялось уже в эпоху Сцієнтизму. Психологи XIX в. рассматривали психику или как средство (а именно средство адаптации), или как цель (как самоцінне образования), или как характер действия, в котором средство взаимодействует с целью.



Назад