Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Ведущие направления в психологии XX века


Наиболее распространенным в психологии конца XIX в. был субъективный метод (или интроспекция). Главным его апологетом выступил В. Вундт (1832-1920). Психология, по Вундтом, является наукой о непосредственный опыт, который человек может постичь путем научного самонаблюдения. Научность самонаблюдению добавляют контроль и порядок, которые обеспечиваются определенными процедурами физиологического эксперимента. Вундтом основан в Лейпциге первую в мире экспериментально-психологическую лабораторию, на базе которой создан психологический институт, в котором произошло становление многих корифеев психологической мысли, в том числе отечественных (Г. И. Челпанов, 1862-1936).

Структурализм. Основателем структурной школы в психологии есть Е. Titchener (1867-1927). Сам Titchener был последователем В. Wundt, и структурализм как направление в психологии является прямым воплощением вундтівських идей. Главной задачей психологии структуралісти считают экспериментальное исследование структуры сознания. Исследования сознания как структуры требует нахождения исходных элементов сознания и связей между ними. Усилия школы Тітченера были направлены прежде всего на поиски элементов психики (которая отождествлялась с сознанием).

Главные вопросы, которые пытался осветить Titchener, такие:

• что представляют собой элементы психики;

• как они комбинируются, синтезируя психику;

• почему они комбинируются именно так, а не иначе.

Третий вопрос Titchener освещал через объяснения психических процессов в терминах параллельных им физиологических процессов. Сознание Titchener определил как общий итог опыта личности, который существует в определенное время. За Тітченером, психология является наукой об опыте, который зависит от субъекта, который этот опыт получает. Этот опыт человек получает путем самоанализа (самосозерцания), в которой она для этого должна тренироваться. Тренировки необходимо для того, чтобы самый психический процесс, который подлежит изучению, не смешивался с внешними объектами, на которые сознание привычно направлена. Titchener отличал три категории элементов сознания: ощущение, образ и чувство. Все остальное, согласно его структурной школе, в сознание не принадлежит (например, абстрактное мышление). Попытка сочетания метода самоанализа с экспериментом в структуралізмі не была довольно удачной.

Функционализм. Функционализм получил мировое признание как американская течение в психологии (хотя были европейские предшественники). Лидерами этого течения стали В. Джемс (1842-1910), Дж. Дьюи (1859-1952), Г. Вудвортс (1869-1962). Программа функционального направления заключается в 1) выяснении, каким образом индивид приспосабливается к внешней среды через применение психических функций, 2) поиска средств наиболее эффективного приспособления. Функционализм подчеркивал жизненную значимость сознания для субъекта. За Джеймсом, психические явления нельзя изучать вне зависимости от физических условий мира, ибо мир и разум человека развивались одновременно и приспосабливались друг к другу. Телеологічний принцип (принцип целесообразности) в функционализме становится главным в объяснении развития душевной жизни. Различные виды ощущений и способы мышления достигли современного состояния именно благодаря своей полезности для регулирования воздействий человека на внешний мир. Джемс признает, что все психические процессы сопровождаются определенными телесными явлениями и утверждает, что они являются функцией мозговой деятельности. Структуру психической жизни Джемс связывает с функционированием нервной системы. Дьюи требует признания предметом психологии целостный организм в его адаптивной по отношению к среды активности. Адаптивный характер сознания, который подчеркивает функционализм, требует рассмотрения отношение психических явлений как к условиям среды, так и к потребностям организма.

Гештальтпсихология. Гештальтпсихология как научное направление, датой возникновения которого считается 1910г. - время встречи Г. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967) и К. Коффки (1886-1941) - возникла как попытка теоретического обоснования некоторых феноменов зрительного восприятия. Вместо поиска элементов сознания это направление сделал ударение на ее целостности. Гештальтпсихологи указывали на то, что первичными данными психологии является именно целостные структуры (гештальти), которые в принципе невозможно построить из каких элементов. Гештальти имеют свои характеристики и законы. Единственной психической реальностью утверждаются факты сознания.

Гештальтисти применили в своих исследованиях феноменологический метод - вариант інтроспективного метода, который не требует от человека расщеплять свой опыт на элементы, а, наоборот, поощряет к проникновения в реальность душевной жизни во всей возможной полноте (здесь должно помочь позиция «наивного» наблюдателя, не обремененного предварительным представлениям о том, какой эта реальность должна быть).

Гештальтпсихология нашла продолжение в современном направлении психотерапии (гештальттерапия), автор которого Ф. Пєрлз применил феномены целостности, исследованы гештальтпсихологами на материале восприятия, к человеческой личности (и разработал средства восстановления целостности личности, которая находится во внутреннем конфликте).

Психоанализ. 1895 г. - год, когда 3. Фрейд и И. Брейер начали применять метод катарсиса для лечения истерии-считают датой рождения классического психоанализа. Это наиболее известный за пределами психологии направление психологической науки и практики, который получил широкий мировой резонанс, оказал влияние на различные слои культурной жизни человечества. Основателем психоанализа 3. Фрейд (1856-1939). Впервые общие положения психоанализа были им изложенные в 1900 г. - в «Толковании сновидений». В отличие от направлений психологии, представленных выше, психоанализ - теоретическое учение, которое было обусловлено потребностями клинической практики.

Согласно Фрейду, психика никак не совпадает с сознанием. Сознание составляет лишь тонкий слой на поверхности бессознательного. Если не исследовать бессознательное, никак нельзя понять природу психики. Учение психоанализ имеет три уровня:

• метод исследования, который опирается на выявление неосознаваемого значение слов, поступков и продуктов воображения (снов, грез, фантазирования) путем толкования свободных ассоциаций;

• психотерапевтический метод, который опирается на это исследование;

• совокупность теорий психологии и психопатологии (теория детской сексуальности и т.п.), в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения.

Ключевыми терминами психоанализ есть бессознательное-представление о том, что существует психическая деятельность, которая не осознается субъектом, сопротивление - идея о том, что сознание сопротивляется проникновению в нее несознательных тенденций (и делает это путем психического защиты), трансфер - понятие о том, что на отношение человека к объекту влияет ее отношение к прошлых объектов (прежде всего тех, что окружали ее в детстве). Важным также является понятие либидо - психической энергии, источник которой находится в бессознательном.

Бихевиоризм. Бихевиоризм является прежде всего американским научным явлением - он определил очертания американской психологии XX века. Английское слово «behavior» переводится как поведение. Итак, предметом психологии, по біхевіористами, является поведение, а не сознание, как было в интеллектуальную психологии. Сознание изучалась с помощью субъективных методов, поведение вполне была в сфере действия метода объективного. Теоретическим лидером бихевиоризма стал Дж. Б. Уотсон (1878-1958). Предметом психологии он выбрал поведение, которая полностью построена из секреторных и мышечных реакций, которые полностью определяются внешними стимулами. Он мечтал превратить психологию на науку, способную контролировать и предсказывать поведение - и это удалось бы, если бы человеческое поведение действительно зависела только от внешних факторов.

В целом біхевіористи тяготели к экспериментального подтверждения своих гипотез относительно человеческого поведения именно на животных, и среди последних выбирали даже не обезьян, а голубей и крыс - что и позволяло обходить определенные осложнения, связанные с отрицанием внутреннего мира человека. Формула «стимул-реакция», которую біхевіористи пропагандировали как объяснительный принцип поведения, предусматривала, что из человека можно вылепить что угодно, если давать ей определенные, точно соответствующие стимулы, положительно подкреплять определенные реакции. Российским вариантом бихевиоризма можно считать рефлексологію В. М. Бехтерева (1857-1927).

Когнитивная психология (когнітивізм). С бихевиоризма, а именно с поздней его модели, которая между стимулом и реакцией уже позволяла существование определенных субъективных факторов, берет виток направление когнитивной психологии. Общее представление когнитивной психологии о психику сводятся к тому, что она является свойственной живым организмам системой получения, переработки и фиксации информации. То есть представителей когнітивізму в психологии интересуют прежде всего информационные процессы, которые представляются по аналогии с функционированием вычислительных устройств. Первой задачей этого направления было изучение преобразований сенсорной информации от момента встречи стимула с рецептором до получения ответа (реакции). Более общие задачи это направление начал ставить перед собой, когда возможности изучения отдельных психических процессов начали иссякать. Когнитивная психология - направление, которое пытается доказать решающую роль знания в организации поведения субъекта. К когнитивной психологии можно отнести теорию когнитивного диссонанса Л. Фестінгера, известными представителями когнітивізму также Дж. Брунер, Г. Аткинсон.

Гуманистическая психология. Это направление в психологии связан с именами А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерса (1902-1987), Г. Олпорта (1897-1967), он укоренен в психотерапевтической практике. Главным предметом психологии он признает личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто неподвижное, а живу возможность самоактуализации - неповторимого проявления в реальной жизни индивидуального потенциала человеческого бытия, присущего каждому человеку. Человек должен изучаться в целостности и уникальности. Человек открыт миру. Переживания мира в себе и себя в мире является главной психологической реальностью. Человек - существо свободное, способна решать, выбирать путь собственного развития. Она активная, творческая существо. Вера в человека гуманистической психологии совпадает с определенными аспектами философии Же. -Же. Руссо, который еще во времена Просвещения считал, что цивилизация становится препятствием человеческому счастью, потому что искажает первично добрую человеческую природу. Человек рождается, чтобы быть доброй и прекрасной, но общество, окружение не дает потенциала утвердиться в реальной жизни, уничтожает его. Это истребление происходит путем прививания человеку определенных ценностей, стандартов и целей, которые не являются подлинными ее ценностями, целями. Поведение человека становится выгодной ее окружению, но бессмысленной с точки зрения ее собственного развития. Чтобы быть счастливым, человеку нужно прислушиваться к себе.



Назад