Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Классификация методов психологической науки


Напомним, что метод - это путь научного исследования или способ познания любой реальности.

Методы психологической науки обычно разделяют на 4 группы.

Методы теоретического исследования - они применяются на первом и втором этапе общей методики психологического исследования и помогают мысленно познавать сущность определенного психического явления. К этой группе методов относятся моделирование, реконструкция, типизация.

Моделирование имеет целью создание аналога определенного явления, в котором акцентировано главные закономерности этого явления и исключено второстепенные, случайные факторы.

Реконструкция заключается в содержательной и структурной перестройке явления с целью лучшего его понимания.

Типизация направлена на определение вариантов данного явления в соответствии определенным признакам.

Методы эмпирического исследования - они применяются на третьем этапе общей методики психологического исследования и помогают реальной взаимодействия исследователя с проявлениями психического явления. Эти методы направлены на получение фактического материала и применяются к определенным носителей психических явлений: до людей-испытуемых, иногда к животным, иногда - до самого исследователя (при применении метода самонаблюдение). К этой группе относятся методы наблюдение, эксперимент, опрос, беседы, тестов, анализа продуктов деятельности и др., которые более подробно рассмотрены в следующем параграфе.

Аналитические методы - они применяются на четвертом этапе общей методики психологического исследования и служат объективации полученных результатов. Аналитические методы делятся на качественные и количественные.

Качественные методы анализа направлены на выяснение причин высокого или низкого уровня достижений, развития способностей, зависимость их от индивидуальных и возрастных проявлений личности, условий жизни и деятельности, отношений в коллективе, отношение к деятельности и т.д . (к ним можно отнести контент-анализ, который применяется в работе с психологически осмысленными текстами и заключается в переводе содержательной информации в количественную).

Количественные методы анализа направлены на вычисления коэффициентов правильного решения задач, частоты повторения наблюдаемого психического явления и других характеристик (это такие методы математической статистики, как вариационный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и др.).

Методы организации исследования составляют отдельную группу методов; они имеют отношение не только го определенного этапа общей методики психологического исследования, но и к познавательного цикла в целом. К этой группе относятся лонгітюдний и сравнительный методы.

Лонгітюдний метод предусматривает изучение различных стадий развития определенного психического явления на одном и том же испытуемому в течение длительного времени (на разных возрастных этапах развития личности и т.д.). Этот метод широко используется в детской и возрастной психологии. Лонгітюдне исследования является наиболее эффективным, когда оно базируется на исследовании различных вариантов развития. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное применение других методов: наблюдение, тестирование, психографії и др.

Сравнительный метод (метод срезов) позволяет изучать параллельно и одновременно единое психическое явление на разных испытуемых. Если он применяется для сравнения психики испытуемых различного возраста, то исследования называют сравнительно-онтогенетическим. Сравнение одного и того же явления в здоровых и психически больных испытуемых называют сравнительно-патологическим исследованием. В случае сбора фактического материала о испытуемых, находящихся в одинаковых педагогических условиях, речь идет о сравнительно-педагогическое исследование.

Методика научного исследования представляет собой определенную последовательность познавательных действий. Общая методика психологического исследования включает следующие основные этапы:

1. Определение предмета исследования (в том числе первичная его теоретизація). Предмет конкретного психологического исследования должен быть включенным в предмет психологии как науки - иначе такое исследование будет если и научным, но не психологическим; он должен содержать в себе определенную познавательную проблему, некую неопределенность.

2. Теоретическое исследование. Оно предусматривает умственную взаимодействие с сущностью предмета исследования, создание теоретической концепции этого психического явления.

3. Эмпирическое исследование. Оно предусматривает взаимодействие исследователя с реальными проявлениями исследуемого психического явления с целью подтверждения или отрицания исходных теоретических положений.

4. Анализ и интерпретация эмпирических данных. На этом этапе исследования осуществляется качественный и количественный анализ материалов исследования, решается вопрос подтверждения объективности выводов, полученных эмпирических закономерностей.

5. Презентация результатов. Издание научных трудов: монографий, статей, диссертационных работ и т.д.

Научный метод в широком понимании этого слова образуется в результате сочетания методологии с методикой и конкретными техниками.



Назад