Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Историческое развитие психики (філогенез)


Філогенез психики (исторический ее развитие), рассматривается по аналогии с філогенезом организмов; поэтому в исследовании филогенеза речь идет о видовой развитие психики в животных. Філогенез изучался преимущественно объективными методами (действительно, интроспекция - самонаблюдение, самосозерцания как метод познания психики для животных оказывается невозможной). Взгляд на філогенез, который существовал в советской психологии и сейчас является наиболее разработанным, указывает на то, что существует взаимообусловленность между уровнем развития психики и уровнем организации нервной системы ее телесного носителя. Об этом убедительно свидетельствуют сравнительно-физиологические и зоопсихологічні данные. Эта взаимообусловленность сложилась в процессе адаптации организма и его психического склада до среды.

Жизнь в биологическом смысле рассматривается в единстве процессов роста, размножения, обмена веществ; живые организмы в отличие от неживых способны к активному ответы на раздражение - то есть такой, которая осуществляется за счет энергии самого организма. Допсихічною (биологической) формой реакции организма на среду простая раздражимость - это способность организма отвечать на жизненно важные воздействия среды. Путем эволюции простой раздражимости возникла чувствительность - психическая форма реакции на среду, которая предусматривает раздражение по отношению к тем явлениям среды, которые не имеют жизненного значения, но ориентируют организм в среде, то есть выполняют сигнальную функцию.

Філогенез психики изучают две психологические науки: общая психология и зоопсихология. Все психологи согласны с тем, что процесс развития психики животных насчитывает три стадии:

элементарной сенсорной психики;

перцептивной психики;

животного интеллекта.

Есть единодушие и по вопросу основного содержания стадий. Но когда дело касается отнесения той или иной животные до определенной стадии, возможны споры. Для определения уровня развития той или иной животные применяют канон Ллойда-Моргана, согласно которому если поведение животного можно объяснить более простой ее психической организацией, то не следует объяснять более сложной. Однако, этот канон не спасает от определенных расхождений во взглядах между представителями зоопсихологии (которые склонны к завышению уровню психического развития исследуемой животные, поскольку центрированы именно на психике животного) и общей психологии (которые склонны к занижению, поскольку психика животного как таковой их не интересует, а важным является именно ее сравнение с человеческой психикой). Так, последние отказывают одноклеточным организмам в наличии психики и, признают всех беспозвоночных животных принадлежащими к стадии элементарной сенсорной психики.

Низшим уровнем развития психики в филогенезе считается элементарная сенсорная психика. Она, по О. М. Леонтьевым, имеющаяся в многоклеточных животных организмов. Зоопсихолог Г. Чайченко с таким утверждением не согласен; он эту стадию развития психики разделяет на 1) нижний уровень, к которому принадлежат одноклеточные организмы, которые вообще не имеют нервной системы и могут реагировать на раздражение в форме локомоции - движения к положительным стимулам и от негативных (сюда попадают одноклеточные и некоторые многоклеточные организмы); 2) высшей уровень, на котором нервная система возникает, в диффузной и гангліозній формах.

На стадии элементарной сенсорной психики поведение животных обусловлена влиянием отдельных свойств предметов или явлений внешнего мира. Отображение действительности этого мира животными происходит в форме чувствительности. Чувствительность отличается от простой раздражимости тем, что раздражитель, на который животное реагирует, может не иметь прямого биологического смысла, тогда он выполняет сигнальную функцию (сигнализирует о наличии биологически значимых раздражителей), а, следовательно, ориентирует организм в среде. Животные получают от действительности лишь элементарные ощущения, что способствует их адаптации в постоянных условиях среды, но не позволяет им адаптироваться к изменяющейся среды. Итак, главным психическим процессом на данной стадии является ощущение.

Развитие организма, который соответствует этой стадии, главными направлениями имеет дифференциацию органов ощущения (что влияет на лучшее различения ощущений), развитие органов движения и развитие нервной системы от диффузной к гангліозної. Гидра, у которой диффузная нервная система реагирует на раздражение всей поверхностью тела, потому что ее нервные клетки не специализированные. В нервной системе дождевых червей уже есть специализация - их нейроны объединены в нервные узлы - ганглии, они уже имеют отдельные органы чувств. Это способствует возникновению зародышей более сложных форм поведения. Активный поиск положительных раздражителей является доминирующим над приспособлением к существующим условиям.

В стадии перцептивной психики принадлежат позвоночные животные (за расширительным представлениям зоопсихологів, высшие беспозвоночные и позвоночные). На этой стадии организмы способны различать не только отдельные факторы среды, а целостные предметы, вещи. Происходят процессы не только ощущения, но и восприятия. Поведение животных руководствуется сразу многими совместно действующими раздражителями. Главным психическим процессом стадии перцептивной психики является восприятия.

Развитие телесного организма, который соответствует данной стадии, заключается в развития дистантных органов ощущения (зрения, слуха - которые в отличие от прикосновения требуют дистанции от предмета), кортикалізації органов движения (двигательные акты переходят под контроль коры головного мозга, поэтому становятся более произвольными), развитие нервной системы (в первую очередь - центральной нервной системы, а в ней - переднего мозга, больших полушарий, прежде всего их коры).

Г. Чайченком эта стадия также делится на два уровня: 1) нижний уровень - к нему относятся высшие беспозвоночные (ракообразные, пауки, насекомые), которым присуща сложная организация двигательного аппарата, сложное строение органов чувств (фасеточные глаза насекомых), усложнения нервной системы (мощной надглоточный ганглий выполняет координирующие функции аналогично мозга). Насекомые способны к оптического восприятия формы; 2) высший уровень присущ всем позвоночным, но в полной мере проявляет себя в высших позвоночных, в которых происходит взаимодействие различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, обонятельной, кінестетичної; они уже могут воспринимать цельные вещи и-конечно - более удачно приспосабливаться к среде.

Стадия животного интеллекта связывается уже главным образом с человекообразными приматами (хотя есть и у дельфинов). Эти животные способны к наглядно-действенного мышления. Если животные на стадии элементарной сенсорной психики могут чувствовать только определенные моменты, стороны вещей (в реагировать на них), а животные на стадии перцептивной психики имеют дело с интегральными вещами, то на стадии животного интеллекта перед животным открываются отношение между вещами (хотя и не в словесной абстракции, а в наглядной действия). Поведение этих животных превращается в набор целенаправленных операций. Итак, мышление (в наглядно-действенной форме) выступает главным психическим процессом на данной стадии.

Согласно с В. Келером, гештальтпсихологом, который стал широко известен благодаря опытам с шимпанзе, высшие приматы имеют четыре кардинальные отличия от животных, которые находятся на предварительной стадии развития психики:

• способность к инсайтов (внезапных озарений), когда обезьяна догадывается, как решить сложную задачу;

• способность воспроизвести однажды осуществленную операцию без новых попыток;

• способность переноса найденного решения в другие принципиально подобные условия;

• способность к решению двухфазных задач (т.е. задач, в которых выделяются предварительная фаза (подготовительная) и фаза осуществления (достижения главной цели).

На высшей ступени филогенеза психики стоит человек. Она обычно рассматривается отдельно от предыдущего материала. Человеческая психика, согласно Ф. Энгельсу и согласным с ним психологам, детерминированная уже преимущественно социально: трудовая деятельность с общественной организацией являются главными факторами. Внутренняя детерминации психики человека в таком понимании не играет большой роли, человек рассматривается как біосоціальна существо.



Назад