Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Развитие психики в онтогенезе. Возрастная периодизация развития психики


Онтогенез - это индивидуальное развитие, тогда как філогенез является развитием вида в целом. Биологический онтогенез, согласно закону Мюллера-Геккеля, является копированием филогенеза. По онтогенеза психики человека это утверждение не является таким несомненным. Человек рождается именно человеком, и овладение ею высших форм психической деятельности происходит иначе, чем у животных. Соціологізуючи онтогенез человеческой психики можно утверждать, что это различие окончательно обусловливается влиянием общества. Но если применить методологический принцип творческой самодеятельности, онтогенез психики предстанет как развертывание чисто человеческой сущности в биологических и социальных условиях. Эти условия могут исключить возможность этого саморазвития человека (генетические аномалии приводят к умственной нецовноцінності, отсутствие социальных контактов в сензитивний период развития также оказывается разрушительной), но не вносят в индивидуальное развитие человека ничего такого, что не было присутствовать ее потенции.

Изучением онтогенеза психики человека занимаются две психологические науки: общая психология, возрастная психология.

Онтогенез человека возрастная психология разделяет на сензитивные периоды, каждый из которых способствует появлению у человека определенных психических новообразований. Если новообразования не появится в свое время, вероятно, что оно может не появиться вообще, потому воспитательное воздействие на определенные стороны личности должен быть своевременным (иначе он будет неэффективным). Сензитивные периоды объединяются в стадии. Эти стадии существуют объективно, они отделяются друг от друга возрастными кризисами (1-го, 3-го, 7-го годов жизни, подросткового возраста и др.), однако о содержании этих стадий у психологов нет единого мнения. Есть большое количество теорий онтогенеза, некоторые из которых приведены ниже:

Теория рекапитуляции Холла-Болдуина, согласно которой в онтогенезе повторяется соціогенез (развитие общества). Отсюда и довольно странные названия стадий онтогенеза: первобытное варварство, охота, пастушество, земледелие, торгово-промышленная.

Теория детской сексуальности 3. Фрейд утверждает, что стадии онтогенеза обусловлены развитием сексуальности. Он отличает оральную, анальную, фаллической, латентную и генитальную стадии, привязывая их к освоения человеком различными эрогенными зонами. Фиксация на какой стадии, обусловлена наиболее яркими впечатлениями, связанными с ней, является источником психопатологии.

Эпигенетическая теория Е. Эриксона (теория жизненного цикла) разделяет онтогенез на восемь стадий психо-социального развития, на каждой из которых человеком решается определенная проблема - и следствием решения есть определенное возрастное психическое новообразование. В решении проблемы базового доверия-недоверия к миру рождается надежда; в противостоянии автономии и стыда и сомнения - сила воли в выборе между инициативой и чувством вины - целеустремленность; в противоборстве трудолюбия и неполноценности - компетентность; в избрании идентичности вопреки смешению ролей - верность; в конфликте близости и изоляции - любовь; в утверждении генеративності против стагнации - попечительства; в получении целостности вопреки отчаяния - мудрость.

Теория ведущей деятельности О. М. Леонтьева, согласно которой содержанием стадий психического онтогенеза является последовательное овладение человеком видами деятельности, такими как игра, учение, труд.

Согласно представлений о индивидуальное развитие психики человека, сложившиеся в пределах субъектного подхода В. О. Татенка, содержание стадий онтогенеза заключается в очередности опыте (а потом згортань) так называемых «інтуїцій субъектного ядра» человека: экзистенциальной, експірієнтальної, рефлексивной, інтенціальної, потенциальной, актуальной, виртуальной, - то есть внутренних сущностных образований человека, которые актуализируются в конкретных психических явлениях.

Психологический возраст выступает временным аспектом индивидуального развития человека. Возрастная периодизация развития психики человека образует своеобразный каркас возрастной психологии как целостной науки. Согласно наиболее полной возрастной периодизации психического развития, рождения человека не является абсолютной точкой его отсчета. Определяют такие периоды возрастного развития человека:

• до рождения - пренатальный период (сегодня он вообще не подлежит психологическому исследованию);

• перед рождением и вокруг него - перінатальний период (он довольно плодотворно исследован в трансперсональной психологии С. Грофа, которая через техники глубокого дыхания и ЛСД-терапии позволяет человеку вновь пережить опыт плода в утробе матери и кризис рождения - самый ответственный в жизни, согласно О.Ранку);

• от рождения до 1 года - возраст младенца (этот период завершается кризисом 1-го года жизни, которую связывают с началом хождение и нейрофизиологической перестройкой, которые вызывают физическое утомление, а также со смысловым речью и обращением большим количеством предметов, которые ведут к умственного утомления; симптомом этого кризиса является постоянный протест ребенка);

• от 1 до 3 лет - период переддошкільного детства (он заканчивается кризисом 3-х лет, что ее связывают с развитием предметной деятельности; проявления этого кризиса уже более яркие: упрямство, негатівізм - то есть склонность к действиям, противоположных требованиям, непокорность есть такой же, произвол, деспотизм);

• от 3 до 6-7 лет - период дошкольного детства (он заканчивается кризисом 7-ми лет, которую связывают с вызванной походом в школу изменением социальной ситуации, умственным напряжением и развитием самосознания);

• от 6-7 до 10 лет - младший школьный возраст (в этот период для развития самосознания ребенка очень важна оценка окружающих, она овладевает социально-нормативной поведением);

• от 10 до 15 лет - подростковый возраст (этот период сопровождается наиболее заметной кризисом в жизни человека, главным фактором которого признается пубертат - половое созревание; у подростка интенсифицируется физическое, умственное, нравственное, социальное развитие; перестраивается организм, самосознание, система отношений к окружающим; ощущение взрослости приводит к трудностям социального взаимодействия);

• от 15 до 17 лет - ранняя (первая) юность, или старший школьный возраст (этот период связан с интенсивными поисками своего места в мире, с попытками понять сущность мира-сразу и навсегда, с построением собственного отношения ко всем явлениям действительности, которое базируется на определенной індивідуалізованій картине мира);

• от 17 до 21 года - юность, или вторая юность (этот возраст является периодом первого испытания собственных сил и способностей человека, когда она раскрывает свой потенциал на определенном пути творческого життєдіяння; происходит профессиональное самоопределение);

• от 21 до 35 лет - период молодости, или первой взрослости (в этот возраст человек достигает определенного пика своих возможностей; именно характер и объем ее достижений являются факторами кризиса 30-ти лет, которая обычно состоит из обострение проблем последствий профессионального определения, построения семейной жизни, общего самоутверждения);

• от 35 до 60 лет - период зрелости, или второй взрослости (этот период является временем, когда человек оказывается не на «пике» своих возможностей, но на определенном их «плато» - устойчивому стабильном уровне, на котором она закрепилась кризиса; 40-ка и 50-ти лет является содержательно близкими друг к другу - разочарование, недовольство рутиной, попытка вырваться из объятий обыденности до настоящего бытия - только растут объемы симптомов стагнации развития);

• от 60 до 75 лет - наклонный возраст (этот период, конечно, есть время, когда человек сталкивается с первыми признаками собственной психической инволюции; она или прилагает усилия, чтобы оптимально функционировать и достичь того новообразования, которым определяется этот возраст - мудрости, или впадает в отчаяние и быстро деградирует; этого кризиса и двух последующих периодов связаны с развитием отношение человека к концу своей жизнедеятельности, с примирением с его приближением);

• от 75 до 90 - старческий возраст;

• выше 90 - долгожители.



Назад