Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Психика и особенности строения мозга


Практически все, кто читает эти строки, изучали строение человеческого мозга во время школьного курса «Анатомия и физиология человека». Поэтому очень кратко напомним основные части этой чрезвычайно сложной структуры. У позвоночных животных и человека различают головной мозг, который размещен в черепе и спинной мозг, что находится в канале позвоночника.

Головной мозг состоит из ствола, и большого мозга. Большой мозг разделяется продольной щелью на два полушария - правую и левую. Полушария соединяет между собой так называемое мозолистое тело, в состав которого входят ткани, которые объединяют между собой симметричные участки коры левого и правого полушарий. Основную массу полушарий составляет підкіркова белое вещество. Полушария покрытые слоем серого вещества коры головного мозга. Спинной и головной мозг окружены мозговыми оболочками (мягкой павутинчатою и твердой). В підоболонковому пространстве и в спинномозковому канале находится спинно-мозговая жидкость, которая окружает мозг словно бы своеобразный гидроамортизатор, что обеспечивает его, конечно, в определенных пределах, от сотрясений.

Проблема соотношения мозга и психических процессов всегда интересовала медицину, психологию, психиатрию. Поскольку для того чтобы человека можно было лечить, специалисты должны были знать, как именно функционирует человеческий мозг вообще, и те психические функции, что надо корректировать в частности.

Представители древнейшего направлении - узкого локалізаціонгзму - рассматривали психологические функции как единственные психические способности, что нельзя разделить на отдельные компоненты. Соответственно, повреждения определенного «центра» на коре полушарий мозга ведет к выпадению определенной психической функции. Неслучайно в XIX веке возникла наука «френология», «крестный отец» которой Ф. Галль жестко «привязывал» все способности в определенных участков коры полушарий. За этим подходом участки коры головного мозга, что развитые сильнее других, должны давить на человеческий череп с середины. Соответственно, на человеческом черепе появляются «шишки» и «холмы» что позволят определить будущие таланты ребенка. Выводы вроде: «преданный телохранитель», «честный финансист», «талантливый музыка придворного оркестра» были типичными для представителей этого направления. Сюда же можно отнести и «Локалізаційну карту» К. Кляйста, что представляла собой логическое завершение идеи узкого локалізаціонізму о работе коры больших полушарий как совокупности различных «центров» психических способностей.

Второе направление - «антилокалізаціонізм» - рассматривал мозг как единое целое, с которым обязательно связаны все психические функции. Рассматривались психические способности как таковые, являются неделимыми. Поражение любой участки мозга приводит к общему снижению функции (например к снижению уровня интеллекта). Степень нарушения психической функции не зависит от места повреждения мозга, а определяется объемом части мозга, которая была повреждена.

Клинические наблюдения за больными, перенесшими локальные повреждения головного мозга (в первую очередь это касалось десятков тысяч раненых в голову солдат и офицеров во время Второй мировой войны), словно бы подтвердили правомерность обоих направлений, которые рассматривались. Действительно, повреждение отдельных участков мозга часто приводило к нарушению различных психических процессов. В то же время довольно часто, в локальных повреждениях головного мозга нейропсихологи наблюдали факты компенсации мозгом ранений, которые были получены.

Это противоречие нашло решения в теории системной динамической локализации высших психических функций, которую разработал в середине XX столетия российский психолог А. Г. Лурия, что исходил из концепции другого метра психологии - Л. С. Выготского. Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций эти функции нужно рассматривать как сложные системные образования, сформировавшиеся уже при жизни человека и косвенные языке. Физиологическая основа психической функции - сложная функциональная система. Различные звенья функциональной системы в состоянии замещать друг друга, каждая такая звено связана с определенной мозговой структурой, а вся функциональная система - с несколькими мозговыми структурами как коры и подкорки. Существуют общие звена функциональных систем, участвующих одновременно в реализации нескольких психических функций. Повреждения этих звеньев приводит к появлению закономерных нарушений психических функций. Согласно этой теории непосредственно со структурами мозга надо соотносить не всю психическую функцию и, даже не отдельные ее звенья, а лишь те физиологические процессы, происходящие в соответствующих структурах мозга. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первобытных дефектов, негативное действие которых распространяется на целый ряд функций, которые являются взаимосвязанными.

Таким образом, в рамках этой теории была решена проблема о локализации психической функции как таковой. То есть, проблема как именно рассматривать связь психической функции (или психической способности), или с отдельной узкоспециализированной участком коры больших полушарий, или со всем мозгом как единым целым, нашла свое решение. Теория системной динамической локализации высших психических функций - важный этап в решении проблемы материального носителя психических процессов. Поскольку ее применение позволит приблизиться к решению проблемы создания «искусственного интеллекта». В то же время, она привлекла внимание исследователей к тем проблемам, которые считались уже окончательно развязанными. Речь идет о функциональную специализацию больших полушарий мозга, разделение их на доминантную и субдомінантну, влияние полового деморфізму на функционирование мозга.

По данным известного советского нейропсихолога А. Г. Лурия в человеческом мозге существует определенная специализация его частей, речь идет, по крайней мере, о трех важнейшие блоки мозга.

Первый, «энергетический блок тонуса» размещен в глубине мозга, а именно - в верхних отделах мозгового ствола. В этом же месте находятся те образованию так называемого «серого вещества», которые составляют самую древнюю основу жизнедеятельности мозга. Здесь происходит регуляция процессов обмена веществ в организме.

В другой части этого же блока, так называемой «ретикулярной формации» (от латинского слова «ретикула» - сеть) возникают импульсы возбуждения, направляемых на энергообеспечение коры больших полушарий головного мозга. В случае прерывания этого энергетического потока - тонус коры полушарий снижается и человек впадает в полусонное состояние, а позже и засыпает.

Второй, основной блок, который расположен в задних отделах больших полушарий головного мозга - отвечает за восприятие, переработку и хранение информации, которая попадает в мозг из внешнего мира. Например, на участке, который имеет название «первичной зрительной коры» зрительные образы внешнего мира разлагаются на миллионы элементов. Во вторичной зрительной коре происходит их объединение в целостные сложные структуры. Человек, у которого эта зона поражена, хорошо видит отдельные части, но не в состоянии объединить их в целостный зрительный образ. А. Г. Лурия приводит такой пример: раненому в голову показывают рисунок с изображением очков. Его ответ: «Что это такое? Круг...еще круг...переведена и некоторое палку и еще палку...Пожалуй, велосипед?»

У этого больного - расстройство функционирования задних отделов больших полушарий. Это называется - «оптическая агнозия». Специальные отделы коры отвечают и за объединение отдельных предметов и явлений в целостные структуры.

Третичные области затылочных участков коры полушарий имеют прямое отношение к важнейшему психической деятельности-языка, вне которой вообще невозможны ни память, ни мышления, или сознание. Человек, у которого эти участки больших полушарий повреждены, начинает жить в розтрощеному на отдельные куски мире: все, что она знает и умеет, распадается на отдельные, так сказать «куски» сознания, что никак не связаны между собой.

Третий, основной блок расположен в лобных долях головного мозга. Именно здесь находится мощный психический аппарат, который формирует и сохраняет намерение, программы, регулирует их практическое выполнение.

Если все изучали строение мозга, то можно ли сказать, что ученым уже точно все известно о мозге как материальный субстрат человеческой сведения? Оказывается, что уверенность человечества в знании своей материальной природы очень преувеличена. Поскольку, за последние 10-15 лет нейрофизиологи сделали целый ряд открытий, которые много в этом изменили установленную точку зрения. Далеко не все традиционные факты, которые были общепринятыми, такими оказались. Например, все слышали о так называемых «извилины», количество которых, как, кстати, и вес мозга, характеризуют, опять таки с точки зрения загальноприйнятної бытовой логики, степень ума человека. И оказалось, что средний вес мозга кроманьонцев, что проживали около 40 000 лет назад, составляла около 1880 граммов, в то время как средний вес мозга современного европейца -1450 граммов. Мозг же такой незаурядной личности как французский писатель Анатоль Франс, вообще весил лишь 950 граммов. Неужели этот человек острого ума, известная чувством убийственного юмора, была дурнішою за своих волосатых предков?

Вторая истина, что оказалась устаревшей: традиционное разделение полушарий на доминирующее и субдомінантне. Конечно, функциональная асимметрия полушарий известна издавна: большинство людей разделяют на правшей и левшей. Почти у каждого из нас одна рука развита лучше второй. Благодаря чему мы можем ней делать более сложные движения. Исключение составляют так называемые амбідекстри - люди, в которых правые и левые конечности развиты одинаково. Но, эта традиционная точка зрения оказалась неточной и неполной. Выяснилось, что у правшей, левое полушарие управляет не только устной речью, но и письмом, счетом, памятью на слова. Общая закономерность сохраняется: одно и то задача оба полушария развязывают с разных точек зрения. При выходе из строя одной из полушарий, нарушаются и функции, за которые он отвечает. Например, когда у французского композитора М. Равеля произошло кровоизлияние в левое полушарие, он больше был не в состоянии говорить и писать, но продолжал создавать музыку, поскольку нотная грамота не имеет ничего общего со словами.

Современные педагоги негативно относятся к практике 50-х-60-х годов, когда левшей переучивали, поскольку стопроцентных правшей из этих учеников все равно не получалось, а специализация полушарий ослабевала. Эта проблема не является чисто академическим, интересной только для узких специалистов. Сейчас распространяется точка зрения, что функциональная асимметрия полушарий мозга стимулирует дальнейшую биологическую эволюцию человека, вовсе не закончилась.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку смотреть на мир с двух точек зрения, познавая его не только чисто логически, но и интуитивно, охватывая проблему в целом. Если болезнь подавляет деятельность правого полушария - возникает состояние эйфории, которому присущ постоянный оптимизм и нецілеспрямована активность (вспомним знаменитое женское: «Делай хоть что-нибудь!»). Что гораздо хуже для такого человека, так это полная потеря цели использования творческих способностей. В этом случае разговор, что происходит, идет ради разговора, без четко выраженной цели. Совсем другая ситуация - если в силу каких-либо обстоятельств подавляется левое полушарие. В этом случае, творческие способности, которые не связаны с вербальными (словесными) формами, остаются на прежнем уровне. Композитор пишет музыку, скульптор и живописец создают скульптуры и картины, но все это происходит на фоне очень мрачного восприятия, когда все, что происходит вокруг творца, он видит в мрачных тонах.

В норме же, когда же полушария функционируют так, как должны, их взаимодействие обуславливает плодотворные результаты. Поскольку правое полушарие, будучи рационально-пессимистичной, притормаживает безоглядный оптимизм левой. Таким образом, блокируется возможность авантюрных глупостей. С другой стороны, левое полушарие, благодаря присущему ей жизнелюбию, смягчает восприятие мира в черно-белых тонах, что является характерным для правого полушария.

Особенности построения мозга человека не прямо, а опосредованно влияют на специфику восприятия мира и оценку его.



Назад