Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Характеристика высшего образования Украины начале третьего тысячелетия


Задачи образования в каждой стране определяются особенностями и перспективами ее социально-экономического развития и общемировыми процессами и тенденциями. Народ Украины строит суверенное, демократическое, правовое государство. Система образования является в ней ведущим социальным институтом, от деятельности которого во многом зависят успехи этого строительства. "Образование - основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и высшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественного выбора, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами".

Высшая профессиональная школа занимает особое место в системе образования Украины. Она является аккумулятором интеллектуального богатства общества и движущей силой социально-экономического прогресса.

Предпосылкой становления развитого гражданского общества, отмечается в Национальной доктрине развития образования является подготовка образованных, моральных, мобильных, конструктивных и практических людей, которые имеют глубокое чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В течение XX века в Украине сформировалась определенная структура высшей профессиональной школы. Она удовлетворяла требованиям своего времени. В частности, высшая школа приобрела значительный опыт подготовки специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Тогдашние объективные социально-экономические факторы, идеология влияли на определение структуры, содержания, форм, методов учебно-воспитательной работы в профессиональной школе. Идеологический диктат, тоталитарный давление подавляли, тормозили развитие творчества и инициативы. В условиях становления демократического общества, новых социально-экономических реалий и перспектив развития необходим другой подход к организации деятельности высшей школы. Но к реформированию этой образовательной отрасли надо относиться взвешенно, необходимо сохранить позитивные достижения в организации деятельности высшей школы. И ни в коем случае не становиться на путь отрицания, пренебрежение продуктивным опытом прошлого. Надо придерживаться истины: будущие поколения будут достигать успехов лишь тогда, когда уверенно стоять на плечах своих предшественников. Не следует заниматься "копированием", слепым заимствованием образовательных систем, форм, методов учебно-воспитательной работы других стран. А такие тенденции наблюдались в прошлом, когда отвергая, игнорируя свое, механически копировались образовательные технологии немецкой, американской, японской образовательных систем.

Нашей постколониальной науке о воспитания и обучения следует внимательнее постигать собственную наследство, а не отыскивать десь там - в далеких мирах - то, что давно уже известно и почему забытое здесь. Наконец-концов, без критического переосмысления собственных интеллектуальных ресурсов никакое торопливое попытки догнать современную педагогическую науку стран Европы и Америки не может способствовать развитию своей - и по духу, и букве - новейшей системы образования.

Как уже отмечалось, высшие учебные заведения являются главными "производителями" интеллектуального богатства общества, создателями новейших технологий как основных составляющих интеллектуальной собственности. И здесь наш народ должен полагаться только на себя. Ни одна страна добровольно не станет делиться своим интеллектуальным наследием. Каждое государство ревностно оберегает этот поистине бесценный национальное сокровище. Интеллектуальные стоимости можно развить, новейшие технологии разработать, воспроизвести, но только собственными силами. Нечего надеяться на пришельцев из других стран, на подарки от них. Перекупить, заманить к себе носителей интеллектуального богатства, разработчиков передовых технологий - тоже дело безнадежное. И денег нет, и соседи не позволят этого делать.

Интеллектуальный потенциал украинского народа действительно огромный. Но не стоит тешить себя тем, что способности, талант, гениальность - это врожденные качества. Человек рождается с определенными возможностями для их развития, и только в результате целенаправленного воспитательного воздействия, упорного самостоятельной деятельности на базе добрых генетических задатков развиваются и формируются такие качества, как способности, талант, гениальность. Немецкий ученый Альберт Эйнштейн (1879-1955), анализируя свою деятельность, писал: "У меня нет никакого таланта - есть лишь упрямство мула и страшная любознательность".

Отсюда задача высших профессиональных школ, научно-исследовательских учреждений - разрабатывать такие образовательные технологии, которые бы давали возможность сформировать личность активно-деятельной. Педагог должен быть не столько транслятором знаний, сколько организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Исходя из этого, для личности должны быть созданы оптимальные условия интеллектуального развития, овладения методами самостоятельной познавательной деятельности и формирования познавательных мотивов учения.

Базируясь на разъяснительно-репродуктивного типа обучения (а он остается ведущим в высшей школе), человек, который изучает на протяжении пяти лет в ВУЗЕ, в конечном итоге овладевает сравнительно незначительной суммой знаний (до 5% от суммы информации, определенной учебными планами), у нее не сформированы методы самостоятельной учебной деятельности. Только организация функционирования высшей школы на новых началах сможет обеспечить выполнение задач, которые обусловлены социально-экономическими потребностями общества.

Государственная политика в области высшего образования, кроме опоры на общеобразовательные принципы, основывается на собственных специфических положениях:

  • • доступности и конкурсности получения высшего образования каждым гражданином Украины;
  • • независимости получения высшего образования от влияния политических партий, общественных и религиозных организаций;
  • • интеграции системы высшего образования Украины в мировую образовательную систему при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы;
  • • преемственности процесса получения высшего образования;
  • • государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований;
  • • гласности при формировании структуры и объемов образовательной и профессиональной подготовки специалистов.

Высшие учебные заведения осуществляют подготовку специалистов по образовательно-квалификационным уровням: младший специалист, бакалавр, специалист, магистр.

1.Младший специалист - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получила неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

2.Бакалавр - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получила базовое высшее образование, фундаментальные и специальные знания и умения, относительно обобщенного объекта труда (деятельности), достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

3.Специалист - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получила полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Магистр - образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получила полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работ) инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Высшие учебные заведения Украины осуществляют свою деятельность в соответствии с государственными стандартами, которые являются основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности высших учебных заведений независимо от их типов, уровней аккредитации и форм обучения.

Составляющими государственных стандартов высшего образования являются:

1) перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационными уровнями;

2) перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационными уровнями;

3) требования к образовательных уровней высшего образования;

4) требования к образовательно-квалификационных уровней высшего образования.

Отраслевые стандарты высшего образования содержат следующие составляющие:

1) образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений;

2) образовательно-профессиональные программы подготовки;

3) средства диагностики качества высшего образования.

Стандарты высшего образования высших учебных заведений содержат следующие составляющие:

- перечень специализаций по специальностям;

- вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений;

- вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки;

- вариативные части средств диагностики качества высшего образования;

- учебные планы;

- программы учебных дисциплин.

Основной целью деятельности высшего учебного заведения является обеспечение условий, необходимых для получения лицом высшего образования, подготовка специалистов для потребностей Украины.

Главными задачами высшего учебного заведения являются:

  • • осуществление образовательной деятельности определенного направления, которая обеспечивает подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней и соответствует стандартам высшего образования;
  • • осуществление научной и научно-технической (для высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации), творческой, художественной, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности;
  • • обеспечение выполнения государственного заказа и сделок на подготовку специалистов с высшим образованием;
  • • осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях третьего и четвертого уровней аккредитации;
  • • изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников;
  • • обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитания лиц, которые учатся в высших учебных заведениях, в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины;
  • • повышения образовательно-культурного уровня граждан.

Традиционно высшие учебные заведения третьего и четвертого уровней аккредитации имеют свои подразделения - институты, факультеты, кафедры, библиотеки, научные лаборатории, филиалы и др.

Факультет - основной организационный и учебно-научное структурное подразделение высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации, что объединяет соответствующие кафедры и лаборатории. Факультет создается по решению ученого совета высшего учебного заведения при условии, если в его состав входят не менее чем три кафедры и на нем обучается не менее чем 200 студентов дневной (очной) формы обучения. Руководство факультетом осуществляет декан, которого избирает ученый совет факультета и рекомендует руководителю высшего учебного заведения из числа научно-педагогических работников факультета, которые имеют ученое звание доцента, профессора и ученую степень. Руководитель высшего учебного заведения назначает руководителя факультета сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения - сроком на семь лет). Декан факультета в зависимости от количества студентов может иметь заместителей.

Кафедра - это базовый структурное подразделение высшего учебного заведения, которая проводит учебно-воспитательную и методическую деятельность по одной или нескольких родственных специальностей, специализаций или учебных дисциплин и осуществляет научную, научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность по определенному направлению. Кафедра создается решением ученого совета высшего учебного заведения при условии, если в ее состав входит не менее чем пять научно-педагогических работников, которым кафедра является основным местом работы, и не меньше чем три из которых имеют ученую степень или ученое звание. Руководство кафедрой осуществляет заведующий, избираемый на эту должность по конкурсу ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения - сроком на семь лет). С заведующим кафедры заключается контракт.

В высших учебных заведениях i И II уровней аккредитации структурными подразделениями является отделение и предметные (цикловые) комиссии.

Важным подразделением высшего учебного заведения является библиотека, которую возглавляет директор (заведующий). Директор библиотеки избирается ученым советом сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения - на семь лет).

Структурными подразделениями высшего учебного заведения могут быть научные, учебно-научные, научно-исследовательские и научно-производственные институты, учебно-научные центры, научные лаборатории, подготовительные отделения, спортивно-оздоровительные комплексы и др.

Руководство высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с Законом Украины "О высшем образовании". Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет его руководитель - ректор (президент), директор, начальник и др. Функции, обязанности и права ректора определены Законом Украины "О высшем образовании". Помощниками ректора являются проректоры по определенным направлениям деятельности (учебной, научной, воспитательной, социально-экономической и т.д.).

Обучение в высших учебных заведениях осуществляется по следующим формам: дневной (очной), вечерней, заочной, дистанционной, экстернатной. Учебный процесс осуществляется в таких формах: аудиторные учебные занятия; самостоятельная работа; практическая подготовка; контрольные мероприятия. Основными видами учебных занятий: лекции, лабораторные, практические, семинарские, индивидуальное занятие; консультация.

Участниками учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях является:

  • • педагогические и научно-педагогические работники;
  • • лица, которые учатся в высших учебных заведениях;
  • • работники высших учебных заведений (категорийные специалисты, старшие лаборанты, заведующие учебных лабораторий, методисты и др.). их права и облов'язки определены в Законе Украины "О высшем образовании".

К основным должностей научно-педагогических работников высших
учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации
относятся: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, директор библиотеки, научный работник библиотеки, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан, проректор, ректор.

Система образования Украины, в частности высшая школа, является неотъемлемой частью и важным фактором социально-экономического и культурного развития украинского государства. Она ориентирована на удовлетворение интересов и потребностей человека и призвана лелеять самое ценное сокровище нации - интеллект, культуру, нравственность и духовность.

Литература

АлексюкАМ. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. - К.: Лыбидь, 1998.

Закон Украины "О высшем образовании" / / Голос Украины. - 2002. - 5 марта.

Закон Украины "Об образовании" / / Голос Украины. - 1996. - 25 апреля.

Майборода В.К. Высшее педагогическое образование в Украине: История, опыт, уроки. - К.: Лыбидь, 1992.

Национальная доктрина развития образования / / Образование Украины. - 2002. - 23 апреля.

Философия образования в современной Украине: Мат. Всеукр. наук.-практ. конф. "Философия современного образования и состояние ее разработки в Украине". - К., 1997.



Назад