Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Понятие о памяти. Теории памяти


Психика человека может отображать не только предметы и явления действительности, которые в настоящее время непосредственно воспринимаются, но и восприняты человеком некогда. Результаты чувственного и рационального познания человеком мира становятся ее собственным опытом благодаря памяти. Память - это совокупность процессов запоминания, сохранения и воспроизведения человеком своего опыта. Благодаря ей человек способен воспринимать мир знакомых вещей, воспринятый образ является в некоторой степени независимым от условий восприятия и искажений. Память дает возможность существовать и развиваться мышлению и воображении.

С помощью знаний о своем прошлом человек может прогнозировать будущее и строить свое поведение. Знания о прошлом предыдущих поколений с помощью памяти могут быть присвоены человеком, и, таким образом, вообще становится возможными историческое развитие человечества. Потеряв память, человек теряет возможность нормально жить.

Вопрос о механизмах памяти исследуется в рамках ряда наук - физиологии, биохимии, психологии.

Физиологами выяснено, что память обеспечивается совместной работой функциональных блоков мозга, большую роль среди которых играет блок приема, переработки и хранения информации. Нейроны этого блока способны сохранять следы возбуждений и сверять их с параметрами новой информации. Информация, поступающая некоторое короткое время циркулирует в замкнутых нервных кругах. Процессы запоминания и хранения представляют собой образование временных нервных связей между новой информацией и той, что уже была закреплена. Процесс воспроизводства представляет собой восстановление этих связей, а забывание - их торможения. Длительное сохранение информации находится под контролем лобных долей мозга и при их поражении процесс воспроизводства становится бесконтрольным.

Как показали биохимические исследования, возбуждение нейронов вызывают химические реакции, приводящие к изменению состава рибонуклеиновой кислоты (РНК). Повторное действие того же раздражителя будет вызывать такие же изменений», а способность молекул РНК меняться практически неограниченным количеством способов дает возможность хранить очень большое количество разнообразных следов. В отличие от молекул РНК, молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) являются носителями генетической памяти, сохраняют коды генотипа человека. Хотя некоторые виды ДНК принимают участие в процессах прижизненной памяти.

В течение развития психологической науки в рамках разных ее направлений возникали теории, имевших целью объяснения сущности памяти и ее закономерностей. Эти теории обращали внимание на различные аспекты проблемы исследования процессов памяти.

Ассоциативная теория раскрывает зависимость процессов памяти от характеристик материала, что запоминается. В основе объяснения механизмов памяти в этой теории лежит понятие ассоциации. Между явлениями, запоминающиеся, устанавливается связь, или ассоциация, которая затем влияет на воспроизведение материала. При пригадуванні человек отыскивает цепочка связей, который приведет к нужного материала. Воспроизведение некоторого факта ведет к воспроизводству факта, с ним ассоциативно связанного, а запоминается то, что связано с уже имеющимся в памяти материалом. При исследованиях памяти в пределах ассоциативной теории были установлены типы образования ассоциаций: ассоциации по сходству (связь возникает между подобными фактами), за суміжністю (связь возникает между фактами, которые следуют во времени друг за другом), по контрасту (связь возникает между фактами, которые отличаются, противоположные друг к другу).

Гештальтпсихологічна теория подчеркивает зависимость процессов памяти от способов организации и структурирования материала, что запоминается. Чем четче будет организован материал, тем проще его запомнить. При этом отмечается на активной роли человека в структуризации материала путем ритмізації, перестройки, объединения или, наоборот, разъединение его различных частей.

В біхевіористичній теории закономерности процессов памяти рассматриваются, как подобные закономерностей образования двигательных навыков. Ассоциации для бихевиористов - это элементы опыта человека, создаваемых в результате научения. Как и для формирования двигательных навыков, так и для формирования навыков сохранения материала в памяти нужные упражнения. В рамках этой теории установлено, что на эффективность закрепления материала влияет количество упражнений, промежуток времени между упражнениями, объем материала и индивидуально-психологические свойства человека, которая запоминает материал.

За когнитивной теории память рассматривается как некоторая структура, предназначенная для обработки информации. Эта структура состоит из разных блоков, отвечающих за распознавание информации, построение когнитивной карты, сохранение полученной информации и за воспроизведение ее в определенном виде. Процессы переработки информации (объединения, дополнение, изменение и другие) обеспечивают надлежащие изменения информации в блоках и переход ее из одного блока в другой.

В деятельностной теории рассматривается зависимость процессов памяти от деятельности человека. По этой теории, закономерности запоминания, сохранения и воспроизведения определенной информации определяются содержанием и структурой деятельности человека с этой информацией, мотивами, которые лежат в основе этой деятельности, отношением человека к ней.

В данной теории память рассматривается как вид деятельности, а именно, как мнемічна деятельность. Эта деятельность состоит из мнемических действий, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. С помощью этих действий человек конструирует мнемічний образ материала или его представление.

Таким образом, ассоциативная теория объясняет закономерности процессов памяти связью между элементами материала, который запоминается, гештальтпсихологічна теория - организацией материала, біхевіористична - характеристиками упражнений по закреплению материала. Деятельностная теория подчеркивает роль связи между памятью и деятельностью человека и не отрицает достижения других теорий памяти.



Назад