Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Характеристика процессов памяти


Процессами памяти (т.е. мнемічними процессами - от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины) запоминание, сохранение, воспроизведение и забывания. Эти процессы являются связанными между собой, их связь характеризует взаимопроникновение и невозможность существования в отдельном виде.

Запоминание - это процесс закрепления в памяти нового материала. Он может быть невольным и произвольным, механическим и логичным.

Непроизвольное запоминание материала происходит, когда у человека нет цели запомнить этот материал, он закрепляется будто сам собой. Лучше запоминаются сильные впечатления и тот материал, связанный с содержанием деятельности.

Исследование П. И. Зинченко процессов непроизвольного запоминания показали, что эффективность его зависит от цели, мотива и способа деятельности. В ходе эксперимента оказалось, что при задании классифицировать предметы, изображенные на пронумерованных карточках, исследуемые запоминали лишь предметы, и совсем не помнили числа. При обратном задании (разложить карты по возрастанию номеров) участники опыта помнили числа, а не картинки.

В других экспериментах выяснилось, что ученики начальных классов лучше, чем студенты, запоминают числа при решении задач. Это объясняется вхождением чисел в цель деятельности учащихся, при том как у студентов операции с числами происходят почти автоматически.

Также эффективность непроизвольного запоминания зависит от активности действия человека с объектами, которые нужно запомнить. Активный перевод текста ведет к лучшего запоминания, чем многократное чтение.

Произвольное запоминание материала происходит в результате действий мнемической направленности, то есть когда деятельность человека направлена именно на запоминание. При этом на эффективность процесса влияют требования, установки. Характер запоминания будет различным в зависимости от установки запомнить материал полностью или выборочно, точно или приблизительно, последовательно или в свободном порядке, надолго или на короткий срок.

Мнемічними действиями, которые повышают эффективность запоминания является составление плана материала, его систематизация, классификация, поиск ассоциаций. Эффективность запоминания значительно зависит от количества повторений материала и возрастает с увеличением их числа.

Механическое запоминание заключается в закреплении внешних связей материала. При этом полное понимание материала не является обязательным, не выстраиваются логика его построения, связи отдельных частей. Деятельность при этом имеет мнемічну направленность, но мнемические действия не используются. Механическое запоминание приобретает своего полного развития у ребенка в дошкольном возрасте, и затем постепенно уступает логическом. Взрослыми механическое запоминание используется редко.

Логическое запоминания строится на установлении логических связей в материале. Также ищутся такие связи между данным материалом и тем, что известный ранее. В процесс логического запоминания активно включается мышления. Материал активно обрабатывается, разбивается на смысловые части, анализируется, сравнивается с предыдущим опытом человека. Такое запоминание гораздо эффективнее, чем механическое, и в основном используется взрослыми людьми.

Сохранение - это процесс удержания в памяти материала, полученного в результате запоминания. Но материал не сохраняется в том виде, в котором был получен, меняется его содержание и форма. Эти изменения происходят в результате мнемических операций, которые не осознаются. Но точность и надежность хранения информации зависит от частоты его использования, от включенности ее к деятельности человека и степени значимости для человека этой информации. Материал, который редко используется и мало значит, забывается быстрее.

Воспроизведение - это процесс восстановления материала, который сохраняется в памяти.

Эффективность, точность и легкость воспроизведения материала зависят от его объема, сложности, времени, прошедшего от запоминания до воспроизведения. Чем больше по объему и сложнее материал, тем труднее он восстанавливается. Но и непростая информация будет воспроизводиться лучше, если в свое время была установка на точность ее запоминание, сделанная значительное количество повторений. Воспроизведение тесно связано с мышлением, это реконструкция материала, которая часто проходит с волевыми усилия. Мнемические действия при этом имеют репродуктивный характер.

Формам воспроизводства является узнавание, собственно воспроизведения, припоминания и упоминания.

Узнавание материала происходит при его повторном восприятии. При этом надо найти нужный материал из того, что содержится в долговременной памяти и сверяется с воспринимаемым образом. Узнавание может быть различным по степени четкости и произвольности.

Собственно воспроизведения - это восстановление материала, который раньше запоминается. Оно может быть невольным и произвольным. При самопроизвольном воспроизведении восстановления материала происходит в условиях отсутствия мнемической направленности. Материал восстанавливается без усилий, всплывает сам собой. Одни мысли ведут за собой другие, элементы воспроизводимого материала ассоциативно связаны между собой.

Произвольное воспроизведение происходит при постановке задачи воспроизвести материал. При этом применяются мнемические действия, часто прилагаются волевые усилия. Как правило, чем больше промежуток времени прошло от момента запоминания, тем труднее точно воспроизвести материал. Но бывают случаи точного воспроизведения материала, который уже казался забытым. Этот эффект носит название реминисценции и чаще всего бывает у детей.

Припоминание - это наиболее активная форма воспроизведения. Оно связано с произвольным поиском нужного материала в длительной памяти и его реконструкцией. Этот процесс часто длительное, требует волевых усилий и включает мыслительные действия. Человек думает, ищет логические связи между элементами, которые воспроизводятся, сравнивает и анализирует. Успешность припоминания зависит от четкого понимания репродуктивной задачи, навыков использования мнемических действий и настойчивости.

Упоминание - это воспроизведение человеком образов событий ее прошлого. Воспоминания часто бывают очень яркими, во всех подробностях. Упоминание бывает невольным, тогда образы прошлого возникают на почве ассоциаций, и произвольным, при постановке задачи вспомнить.

Забывание - это процесс, который заключается в невозможности воспроизвести материал, который был закреплен в памяти. В первую очередь забывается то, что не является важным для человека, не находит связям с ее предыдущим опытом. Также, по мнению 3. Фрейда, забывается (вытесняется из памяти) то, что человек не хочет помнить. Скорость, с которой забывается некоторый материал, тем больше, чем он больше по объему, менее структурированный и бессодержательный, чем меньше связей существует между ним и известным раньше.

По исследованиям Г. Еббінгауза в первые 12 часов после запоминания забывается примерно 60% материала, после процесс забывания идет значительно более низкими темпами и через 6 суток помнится примерно 20% исходного материала. Поэтому для лучшего запоминания материала следует использовать повторения в несколько этапов: через 15-20 минут после заучивания, через 8-9 часов, и через 1-2 суток.

Процесс забывания основывается на явлении торможение нервных связей, образовавшихся при запоминании. Оно может происходить в результате деятельности, которая предшествовала запоминанию или происходила после него. В первом случае торможения будет проактивным, во втором - ретроактивним. Эти явления объясняют, например, полезность распределения повторений во времени, лучше сохранения начала и конца материала, стойкость того, что изучено перед сном.



Назад