Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Виды памяти


Различают два типа памяти: генетическую и прижизненную. Генетическая память (ее изучает не психология) содержит информацию, что определяет анатомическую и физиологическое строение организма в процессе развития, а также инстинкты.

В прижизненной памяти хранится информация, полученная человеком в течение ее жизни. В зависимости от критерия различают разные виды прижизненной памяти.

По содержанию материала, что запоминается (то есть за модальностью) различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.

Двигательная память - это память на позу, движение тела. Она проявляется у человека еще в раннем детстве и является основой для формирования двигательных навыков: хождение, танца, игры на музыкальном инструменте, спортивных, профессиональных и большого количества других навыков. Двигательная память достигает своего полного развития ранее других видов нам'яті и является основой для их формирования.

Эмоциональная память - это память эмоций, чувств. Она предоставляет возможность сохранять эмоции и чувства, которые раньше возникали, и восстанавливать определенное эмоциональное состояние при повторной действия ситуации. По следам в эмоциональной памяти являются не сами по себе эмоции и чувства, а события, которые их вызвали. Особенности этой памяти заключаются в скорости, исключительной устойчивости, длительности хранения следов и в мимовільності воспроизведения. При возникновении в жизни человека ситуаций, похожие на эмоционально окрашенные события прошлого, у нее возникают похожие эмоциональные состояния. При этом человек не относится к упомянутому чувства как к воспоминаний раньше пережитого, а относит его именно к данной ситуации.

Память на чувство присутствует уже в полугодовой ребенка и достигает полного расцвета в три - пять лет. Воспоминания детства чаще всего связаны с глубокими переживаниями. Вообще, яркие, эмоционально насыщенные события, могут храниться в памяти очень долго. И запоминается, прежде всего, та информация, что эмоционально окрашена.

Образная память - это память на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные образы. В ней хранятся картины окружающего мира, звуки, запахи, которые прежде воспринимались человеком. Образы, содержащиеся в памяти, со временем трансформируются: они упрощаются, теряют яркость, становятся более обобщенным, на передний план выходят существенные признаки материала, а частичные особенности стираются. Меньше всего изменений испытывают необычные зрительные образы.

Исключением среди других есть ейдетичні образы, которые хранятся в памяти без изменений, не теряя яркости и четкости. Человек и через длительное время способна вызвать их в памяти, анализировать мельчайшие детали. Чаще всего такие образы могут храниться у детей, а также у людей творческих профессий: художников, музыкантов. Образная память в основном проявляется у детей и подростков, но является важной для некоторых профессий. В основном у взрослых людей ведущим видом памяти есть словесно-логическая.

Словесно-логическая память - это чисто человеческая память на мысли, суждения, закономерности и связи между предметами и явлениями действительности. Этот вид памяти тесно связан с вещанием и мышлением, формируется вместе с ними и достигает своего развитого вида позднее двигательную, эмоциональную, образную. С помощью словесно-логической памяти возможно сохранение и воспроизведение вербальной информации. Но возможно как дословное запоминание текстов, так и запоминания только их содержания. В последнем случае воспроизведения представляет собой реконструкцию текста, переход от более обобщенных характеристик материала до частностей.

Следы в словесно-логической памяти со временем несколько трансформируются, но вообще этот вид памяти характеризуется точностью и зависимостью от воли человека.

За время хранения информации различают мгновенную (сенсорную), кратковременную и долговременную память.

В мгновенной (сенсорной памяти) информация сохраняется очень короткое время (от 0,3 до 2,0 секунды) и касается того, как отражается действительность на уровне рецепторов. С помощью этого вида памяти человек на очень короткое время удерживает картину внешнего мира. Объем ее намного превышает объем кратковременной памяти, но информация, которая содержится в ней, очень быстро разрушается. Мгновенная память в зависимости от модальности анализатора имеет различные подвиды, большое значение среди которых играют зрительная (иконический) и слуховая (ехоічна) память. Мгновенная память обеспечивает сохранение воспринимаемого образа во время мигания и движений глазами и под влиянием других факторов. Иначе говоря, при помощи мгновенной памяти обеспечивается слитно, а не разорвано, восприятие мира, а также предметность восприятия.

Кратковременная память содержит информацию, которая поступает к нему с мгновенной и долговременной памяти. Время хранения информации в ней - от 15 до 30 сек. Эта память не имеет разновидностей за модальностью и сохраняет то, на что направлено внимание человека. Объем кратковременной памяти ограничен. Исследования показали, что в ней могут одновременно удерживаться лишь 7 минус 2 структурные единицы. Ими могут быть как отдельные буквы, так и слова, предложения, поэтому для продуктивного использования этого вида памяти важным является умение структурировать материал. Кратковременная память обеспечивает константність образа, что воспринимается и обслуживает понимания, мышления. Она позволяет управлять продолжительностью сохранения следов посредством повторения.

Долговременная память практически не ограничена по объему и длительности хранения информации. Это основное хранилище опыта человека. В него поступает материал из кратковременной памяти, но он не находится там в постоянном виде. Этот материал непрерывно превращается: обобщается, классифицируется, объединяется в смысловые группы.

За целью деятельности, в которую включено запоминанияразличают непроизвольную и произвольную память.

Непроизвольная память является продуктом деятельности, направленной непосредственно на запоминание данного материала. Содержание и воспроизведения материала происходит без цели его удержать или воспроизвести. Этот вид памяти появляется в раннем детстве и обслуживает процесс приобретения ребенком определенных навыков. Непроизвольная память является основой для возникновения произвольной, что начинает развиваться гораздо позже, и совершенствуется во взаимодействии с ней.

Произвольная память является продуктом особого, мнемической деятельности, направленной на запоминание. Эта деятельность характеризуется наличием мнемической цели, совокупности мнемических действий, часто сопровождается волевыми усилиями.



Назад