Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Понятие о мышлении


Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отображения и преобразования человеком действительности. Мышление принадлежит к производительных психических процессов (в отличие от репродуктивных, принадлежащих к памяти и т.п.), поскольку порождает такой результат, которого ни в самой действительности, ни в субъекта мнения до сих пор не существовало. Мышление можно также понимать как путь получения новых знаний, как творческое преобразование явных представлений.

Отличие мышления от других психических процессов заключается в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачей, которую нужно решить, и активной изменением условий, в которых эта задача заданное. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, которые существуют между ними (непосредственно в самом восприятии человеку они не данные). Свойства вещей и отношений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышления как вполне обособленное психический процесс не существует, в основном оно неявно присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, представлении, нам'яті языке. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление - это движение идей, что раскрывает суть вещей. Его результатом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие-обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных чертах. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, которая предполагает систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Хотя именно логические операции органично входят в состав мышления, в реальности оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В реальный процесс мышления часто вмешиваются эмоции, мешая ему, лишая результат мышления объективности. Эмоции, однако, способны не только передергивать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство предоставляет мнении большую страсть, напряжение, остроту, целеустремленность и настойчивость.

В процессах мышления эмоции особенно наглядны в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, когда они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что выбранный ход направлении мысли ложный.

Мышление в своей высшей форме происходит в понятиях (абстрактно-логическое мышление), но оно может происходить и в образах (наглядно-образное мышление) и даже в действиях, которые проявляют себя в движении (наглядно-действенное мышление). Последняя доступная форма мышления у животных, находящихся на стадии животного интеллекта (обезьяны, дельфины), именно она преобладает у маленьких детей (разломана кукла является ничем иным, как продуктом анализа - т.е. определенной операции мышления).

Ярким примером необходимости наглядно-образных представлений для более глубокого понимания абстрактных вещей и понятий может служить приведенный ниже пример. Оказывается, что такие разные геометрические понятия как точка, прямая, треугольник, круг, эллипс, парабола, которые благодаря привлекательной простоте и законченности построения считались абстракциями, которые не зависят от реальности, на самом деле связаны с ней и с конкретно-образными представлениями. Рис. 12 наглядно демонстрирует, что все эти абстракции можно «увидеть» на различных сечениях плоскостью обычного конуса. Точка может быть получена, если плоскость проходит через вершину конуса (1); треугольник образуется при пересечении конуса плоскостью на его оси (2); отрезок прямой линии можно получить, если плоскость проходит как касательная к боковой поверхности конуса (3); трапеция образуется в случае, если от треугольника, образованного пересечением (2), отделяется верхняя часть с помощью плоскости, параллельной основе (4); круг можно получить, сделав поперечное сечение конуса плоскостью, параллельной основе (5); эллипс образуется таким же сечением, но проведенным под наклоном (6); парабола вырисовывается в случаеесли плоскость сечения проходит параллельно оси конуса, но не через нее (7). Таким образом, меняя расположение и взаимную ориентацию конуса и плоскости сечения, можно не только получить ряд фигур, которые выражают абстрактные понятия, но и незаметно, в наглядно-действующем плане переходить от одного абстрактного понятия к другому.

12
Рис. 12. Примеры наглядного представления основных абстрактных геометрических понятий в виде январь конуса плоскостью


Назад