Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Виды мышления


На рис. 13 перечислены основные виды мышления. Рассмотрим их подробнее:

2

Рис. 13. Основные виды мышления человека

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, осуществляя которое человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым с помощью органов чувств. Человек обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в виду, пользуясь полученными другими людьми готовыми знаниями, которые выражены в понятійній форме, в суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, предстают не понятие, суждение и умозаключение, а образы. Они либо непосредственно достаются из памяти или творчески воспроизводятся представлениям, или даже воображением. Такой вид мышления применяют работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, которые имеют дело с образами. В ходе решения умственных задач соответствующие образы мысленно превращаются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смогла непосредственно увидеть решение задачи, которая его интересует.

Оба рассмотренных виды мышления - теоретическое понятийное и теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хоть и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятия, которое не менее реальное, чем объективно-понятийное. Без того или иного вида мышления наше восприятие действительности не было бы таким глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно есть на самом деле.

Отличие следующего вида мышления - наглядно-образного - заключается в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а самые необходимые для мышления образы представлены в ее краткосрочной и оперативной памяти (в отличие от этого оскорбления для теоретического образного мышления достаются с длительной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последний из обозначенных на схеме видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, которая осуществляется человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления распространен у людей, занятых реальной производственной работой, результатом которой является создание конкретного материального продукта.

Отметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровне его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития по сравнению с образным. С одной стороны, за такими соображениями лежит реальное содержание, так как понятийное и теоретическое мышление в фило - и онтогенезе действительно появляются позже, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от других и достигать такой высоты, что наверняка превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, в высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное в рассуждавших на теоретические темы студентов. Наглядно-объективное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логічце в посредственного ученого.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Но в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этим признакам они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальных и других способностей человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Кроме обычных, нормальных видов мышления, которые приводят к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, которые дают ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, аутістичне мышления у шизофреников, направленное не на объективную действительность, а на иллюзорное воплощения желаемого), а также у тех, кто занимает пограничные положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемой закаламутненої сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).



Назад