Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Решения умственных задач и индивидуальные особенности мышления


Психологи приложили много усилий и времени для выяснения того, как человек решает новые, необычные, творческие задания. Однако до сих пор четкого ответа на вопрос о психологическую природу творчества нет. Науке известны только некоторые данные, позволяющие частично описать процесс решения человеком творческих задач, а также охарактеризовать условия, которые способствуют или препятствуют этому процессу. Перед тем, как рассмотреть закономерности психологии творчества, обратимся к простому примеру задания творческого типа с целью выяснения их особенностей.

Пример. Проведите четыре прямые линии через расположенные квадратом девять точек, не отрывая карандаша от бумаги.

3

Рис. 14. Принцип решения задачи
а) вид задания в графической форме
б) алгоритм решения задачи

 

На рис. 14 показан путь решения этой задачи. Оно демонстрирует особенность, присущая творческому мышлению, а именно - необходимость применение нетрадиционного типа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. Задача предусматривает предположение возможности выхода прямых линий за пределы части плоскости, которая ограничено девятью точками. То есть, после анализа условий задачи необходимо направить мнению нетрадиционным путем.

С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимаем совокупность самых общих умственных способностей, которые обеспечивают человеку успех в решении разнообразных задач. Хотя интеллект является одним из самых изученных психологических понятий, в его понимании есть много различий. Одни считают интеллект некоторой общей умственной способностью, другие думают, что в этом понятии объединены представление о различные умственные способности. Взгляд, который видит в интеллекте весь познавательный опыт личности.

Для оценивания уровня развития интеллекта обычно используются тесты интеллекта. В настоящее время разработано достаточно, и они предназначены для людей разного возраста, от 2-3 до 60-65 лет. Тесты для детей называют «детскими», а предназначены для взрослых - «взрослыми».

В работе с детьми от 2 до 16 лет широкое применение нашел тест Стэнфорд-Бине. В нем есть шкалы для оценки общей осведомленности, уровня развития речи, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению. Все задания в тесте распределены по возрасту. Коэффициент интеллекта - количественный показатель его развития - определяется путем сравнения данных ребенка со средними показателями, которые характеризуют многих детей ее возраста. Кроме того, с помощью теста Стэнфорд-Бине можно определить так называемый умственный возраст ребенка. Он соответствует тому физическом возраста, которого в настоящее время достигла ребенок по уровню своего интеллектуального развития.

Еще один известный тест интеллекта - тест Векслера. Он имеет два различных варианта, один из которых используется в работе с детьми от 4 до 6 лет, а другой - при изучении детей в возрасте от 7 до 16 лет. Шкалы данного теста оценивают владение словом, умение обнаруживать сходство и различие между предметами, запоминать, считать и ряд других способностей. Результаты исследования, проведенного по отдельным шкалам-субтестами, объединяются в два показателя: ВИП - вербальный интеллектуальный показатель, который интегрирует результаты выполнения тех задач, где используется язык, и НИП - невербальный интеллектуальный показатель, состоящий из итогов выполнения задач, в которых речь практически не употребляется. Общий показатель интеллекта по данным тестом - ЗИП - представляет собой сумму ВИП и НИП. Коэффициенты интеллекта очень устойчивы в течение жизни человека, хоть и не остаются постоянными. Устойчивость тестовых по показателей наблюдается, начиная примерно с двухлетнего возраста. Результаты интеллектуального тестирования ребенка в одном возрасте в определенной степени могут опережать результаты, полученные в дальнейшем возрасте. Однако чем больше интервал времени проходит между годами, которые тестируются, тем меньше взаимосвязь соответствующих показателей. Например, коэффициенты корреляции между показателями интеллекта, относящихся к возраста в 2 года, и показателями, связанными с возрастом 10 и 18 лет, составляют 0,37 и 0,31, причем чем меньше лета, которые мы сравниваем между собой, тем больше различий в коэффициентах корреляции между ними и наоборот. Это свидетельствует о том, что в первые годы жизни интеллектуальное развитие ребенка идет быстрее, но затем, начиная примерно с возраста 7-8 лет, постепенно замедляется. Низкие тестовые показатели интеллекта не всегда говорят о слабые способности человека. Это - один из наиболее важных моментов, который необходимо учитывать при определении результатов тестирования и их интерпретации. Если ребенок не выполнил тестовое задание, нужно быть очень осторожным в определенные на этой основе перспектив ее интеллектуального развития.



Назад