Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Понятие о воображение


Термин «воображение» может быть применяемым в широком смысле (как образный по содержанию психический процесс, в котором происходит как воспроизведение готовых образов, так и построение новых), или в узком смысле (как специфический процесс, который заключается именно в преобразовании данного).

Если исходить из широкого понимания воображения как термина, который охватывает любой психический процесс в образах, то этот срок включит и представление и память; этот взгляд на воображение (его отстаивали В. Джемс, П. П. Блонский и др.) нивелирует ее специфику. Он опирается на утверждение, что для работы воображения является необходимым прошлый опыт - так же, как и для памяти и представления, - а также на то, что определенные преобразования образов происходит уже в процессе их воспроизводства.

Второго взгляда соблюдались С. Л. Рубинштейн, В. А. Роменець и др. Действительно, в образных по содержанию психических процессах есть много общего; в низких малоусвідомлених формах воображение и память могут почти не розрізнюватись. Но не вызывает сомнения существование между ними наиболее существенных разногласий, когда мы рассматриваем выше, произвольные, осознанные формы (в которых человек не погружается в смутный мечтательно-ностальгический состояние, а действует, сознавая цель, назначение своих действий). Основное отличие собственно воображения от образной памяти связана с другим отношением к действительности. Образы памяти воспроизводят прошлый опыт, и если и превращают некоторые его аспекты, это не является главным. С памятью связана сознательная установка на точность воспроизведения, что приводит к сознательного ограничения любого произвольного фантазирование. Для воображения является характерным другое отношение к прошлому опыту и всего непосредственно данного (через ощущения и восприятия): это восходящая свобода по отношению к ним, которая и дает возможность превращать их. Эта свобода прежде всего предстает как независимость по отношению к прошлому. Функция памяти заключается в сохранении результатов прошлого опыта, функция воображения - в их преобразовании. Память объединяет ряд репродуктивных психических процессов, а воображение (вместе с мышлением и интуицией) принадлежит к продуктивным. Воображение является образным психическим процессом, который предусматривает отход от прошлого опыта, преобразования данного и порождения на этой основе новых образов, которые являются продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.

Будь-яка воображение порождает нечто новое, меняет то, что дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонения от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек создает себе картину того, чего в действительности она никогда не видела, во-вторых, в создании картины того, чего вообще еще не было, но должно быть осуществлено (проект на будущее), наконец, в построении фантастической картины, которая будто совсем несогласованная с действительностью. Но и в этом случае она учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. То есть уход воображения от действительности не является бегством от нее; этот уход является необходимым, чтобы глубже проникнуть в действительность. Итак, можно согласиться, что воображение вместе с ощущением, восприятием, памятью, интуицией и мышлением принадлежит к познавательных процессов.

Довольно долго - до середины XX в. - ученые не могли приблизиться к пониманию специфического психологического механизма (принципа действия) воображения. Сначала таким механизмом признавали ассоциации - и это было еще одной причиной смешивания воображения с репродуктивными (відтворювальними) процессами, ведь ассоциация как раз выступает психологическим механизмом памяти и представления. Если представлять воображение как процесс, построенный на ассоциативной связи, придется даже сложные творческие акты объяснять простым комбинированием готовых элементов - согласно законам сходства, смежности и контраста. Тогда все новое в нашем воображении может быть объяснено как рокировка старого; но останутся недоступными ни состояния творческого вдохновения, ни незаурядная оригинальность творческих продуктов настоящих художников.

Наиболее удачной попыткой определить психологический механизм воображения является теория бісоціації А. Кестлера. Психологическим механизмом воображения является бісоціація. Бісоціація (как творческий принцип) имеет ту же глубинную отличие от ассоциации (как принципа нетворческого), что и воображение - от памяти. Ассоциация - это дело привычки, рутины, стереотипа; ассоциативным есть такое установление связей между идеями и образами, в котором нет ничего неожиданного, потому что эти идеи и образы уже давно находятся где то рядом, в одной отрасли, плоскости опыта, в одной «ассоциативной матрицы». Бісоціацією становится момент внезапной встречи идей, образов, которые принадлежат к совершенно разным ассоциативных плоскостей, контекстов. Внезапная бісоціація конечно двух несопоставимых матриц завершается прыжок мысли от одного ассоциативного контекста в другой. Происходит переструктурирование опыта.

Бісоціативний акт лежит в основе не только воображение, но и юмора, где также очень важным является момент внезапной, неожиданной демонстрации хорошо знакомой ситуации в новом свете. Факт «старения» реприз и анекдотов свидетельствует о том, что именно мгновенная (бісоціативна) встреча идей и образов, которые раньше никогда не бывали вместе, приводит к чувство смешного. Потом, когда связь этих идей становится привычным (т.е. образуется единая ассоциативная матрица) повторение некогда забавной ситуации становится скучным. То, что можно сказать о повторении смешного, следует распространить и на всякое дублирования оригинального вообще.

Условием, необходимым для осуществления акта бісоціації, является временное отстранение сознательного контроля. Особенности подсознательной работы, отраженные в сновидениях, облегчают бісоціативний связь. Бісоціації, А. Кестлером, способствует именно подсознательная работа психики, - а не сознательная (полностью освещена и доступна контроля, программируемая заблаговременно, дисциплинированная и стереотипное), или несознательная (полностью лишена сознательного контроля, автоматическая, такая, что происходит на уровне навыков). Место бісоціації - именно между сознательным и бессознательным, там, где нет ни стереотипного движения мысли, ни стереотипных автоматизированных навыков. Только в этом динамичном состоянии психики, свободном от стереотипов, творческое воображение может сочетать несочетаемое, образовывать новые синтезы.

Главное отличие рис ассоциативной и бісоціативної действия приведены в табл. 2.5.1.

Отличие рис ассоциативной и бісоціативної действия

Таблица 2.5.1
Ассоциативная действие (привычки) Бісоціативна действие (оригинальность)
оригинальность ограничена матрицей; новое возникает лишь на базе матриц, которые уже взаимодействовали бісоціація независимых матриц, которые взаимодействуют впервые
руководство к - и позасвідомими процессами руководство подсознательными процессами
динамическое равновесие активация регенеративных возможностей
неспособность к вариативности; полезность переменных вариаций темы высшее изменчивость («отойти, чтобы дальше прыгнуть»)
повторение новизна
консервативность деструктивность - творчество

 

Итак, воображение, поскольку ее психологическим механизмом признано бісоціацію, безусловно должна иметь подсознательные компоненты, она всегда имеет гибко вивільнятись от тесных рамок существующего опыта, создавать новые связи, смело нарушать устоявшиеся и строить новое.

Воображение постоянно балансуює на грани сознательного и бессознательного, одного ассоциативного контекста и второго, деструктивности и конструктивности; поэтому она всегда создает широкое пространство для самоопределения человека как творца. Конечно, одной только представь как отдельного психического процесса маловато для того, чтобы состоялась полноценная творческая деятельность человека; здесь воображение вступает в плодотворный союз с другими творческими психическими процессами - интуицией и мышлением. Интуитивные озарения создают предпосылки бісоціативних связей в воображении, а последние дают направление точным операциям творческого мышления, опосредованным знаками (словами, языком). Речь в основном связывается с сознательным, тогда как бессознательное функционирует вне языковым процессом. Вербальное сознательное мышление выступает подчиненным интуиции и воображении в решающей фазе творческого акта, но именно оно позволяет художнику предоставить продуктам воображения, открытием совершенных форм.

Место воображения среди других психических процессов в свете признаков производительности - репродуктивности и к освещаемому через психологические механизмы качественной специфики, приведены в табл. 2.5.2.

Сопоставление воображения и некоторых других психических процессов

Таблица 2.5.2
Психический процесс Психологический механизм Характер продуктов
Процессы памяти. Представление Ассоциация Репродуктивные психические процессы
Воображение Бісоціація Производительные (творческие) психические процессы
Интуиция Инсайт (озарение)
Мышление Опосредование


Назад