Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Философия как мировоззренческое знания


Мир, в котором живут люди, - чрезвычайно емкое, противоречивое, многогранное образования как в природном, так и культурно-социальном измерении. Оно лишено статичности и отличается непрерывной достаточно сложной диалектикой, динамизмом. Перед человеческим сообществом, как и перед отдельным индивидуумом, возникает ряд непростых вопросов. Как выжить в этом сложном природной и социальной среде? Каким образом человек должен готовиться к жизнедеятельности в новых условиях? Как можно (и нужно) упорядочить связи между человеком и природой, между человеком и достижениями современной науки, между людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, политических убеждений? И вообще можно ли упорядочить мир, обеспечить гармонию человеческого бытия?

Эти и другие вопросы требуют гигантской труда человеческого разума и души с опорой прежде всего на научные принципы. В основе деятельности каждого человека лежат мировоззренческие знания. их дает базовая наука общественного развития - философия.

Философия - это наука о наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, о смысле человеческой жизни.

Философия в буквальном переводе с греческого (phileo - люблю и sophia - мудрость) означает любовь к мудрости. Иными словами, философия - это "форма культуры, которая предусматривает рефлективное осмысления человека и его места в мире", которая стремится теоретически решать вопросы мировоззрения с точки зрения отношений человека и мира, мышления и бытия, духовного и материального. Таким образом философия вырабатывает общий целостный взгляд на мир, исследует практическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия как базовая, методологическая наука, что теоретически выражает мировоззрение, призвана в конечном итоге дать научно обоснованные ответы на вопросы о цели и смысле жизни, о счастье и пути его достижения, создать теоретическую основу для выработки системы жизненных ценностей и идеалов. Итак, в центре философских задач лежит проблема формирования мировоззрения. Это исходная точка целесообразной и эффективной деятельности человека. Что такое мировоззрение? В наиболее широком понимании - это самое широкое осознание человеком окружающего мира, своего места в нем, своего отношения к этому миру и к самому себе, своих намерений относительно мира. Это, по сути, знания человека о мире, оценка его и самого себя. Мировоззрение - достаточно сложное интегративное явление, которое включает знания, ценности, разум, чувства, интеллектуальную деятельность. Отсюда можно говорить о мировоззрении как более-менее систематизированный комплекс представлений, установок, оценок, обеспечивающих целостное видение и осознание мира, места и роли в нем человека. Таким образом мировоззрение объединяет познавательную, аксиологическая и спонукально-деятельностную функции человеческой жизнедеятельности.

Разумная и эффективная деятельность человека зависит прежде всего от уровня сформированности ее сознания, от знания основных закономерностей развития природы и общества. Анализируя результаты той или иной деятельности человеческих сообществ, можно сделать вывод, что глобальные (и даже незначительные ошибки является результатом действий вопреки требованиям объективных законов и принципов то ли в природе, или в обществе. И, наоборот, успехи, эффективность деятельности достигаются тогда, когда они основываются на истинной сознания, на знании законов. Обратимся к примерам. Педагогическая теория, которую в свое время выложил выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский, остается исторически ценной более 300 лет, потому что основывается на глубоких знаниях о природе человека, на осознании необходимости воспитания ее в гармонии с окружающей средой (природным и социальным). Педагогический задел К.Д. Ушинского является актуальным и теперь, поскольку каждую педагогическое действие ученый модели на знаниях закономерностей анатомофізіологічного и психического развития человека. Это ярко прослеживается в его труде "Человек как предмет воспитания. Попытка педагогической антропологии".

В настоящее время не утихают дискуссии вокруг педагогической системы известного педагога А.С. Макаренко. Центральный вопрос: почему педагогическая деятельность Макаренко была достаточно эффективной с позиции создания человека? Почему его система вошла в сокровищницу мировой педагогической культуры? Ведь в 20-х годах прошлого века, когда было создано большое количество исправительных воспитательных учреждений для детей, искалеченных социальными катаклизмами, в колонии имени М. Горького, а затем в Коммуне имени Дзержинского под руководством А.С. Макаренко удалось педагогически запущенных детей сформировать полноценных граждан. Думается, успех кроется в том, что талантливый педагог проникновенно понял две важные закономерности социального становления человека - определяющей роли производительного труда и организующей роли коллектива.

Во второй половине XX в. в системе образования СССР получили большого распространения школы-интернаты различного типа. Для воспитанников пытались создавать тепличные условия жизни, но трудностей с точки зрения воспитания оставалось (и сейчас остается) очень много. Почему? Очевидно, это следствие нарушения закономерностей - воспитанники изымаются из природного социальной среды, из системы производительного труда. И, собственно говоря, целый пласт "подрастающего поколения к 16-18 лет не включается в сферу труда. Как видим, это - глобальная проблема, которая возникла в силу непонимания философских принципов, закономерностей развития человека. Понятное дело, надо избегать проявлений эксплуатации детского труда, но нельзя изымать ребенка из системы труда вообще.

Рассмотрим еще одну важную проблему, которая возникла в результате нарушения закономерностей естественно-социального развития человека. Важным фактором исторического развития является обучение, образование, знания, но их характер, содержание, направленность и результаты вполне определяются воспитанием. Главный недостаток в едукації человека длительный период (в течение 3-4 последних веков) заключается в стремительном опережении образованием, знаниями, наукой воспитание, прежде всего, воспитание морально-духовных качеств личности.

Спасение мира философы, педагоги видят в устранении этого недостатка, в смене приоритетов: на пути дальнейшего исторического развития воспитания, педагогика должны стать доминантными факторами, а образование, знание, наука, политика и все отрасли человеческой деятельности учитывать их действие. Приоритет воспитания или гибель - именно так можно сформулировать безальтернативный выбор человечества, которое стоит над пропастью. Вспомним известную библейскую притчу. Бог создал Адама и Еву; под страхом смерти запретил им есть плоды с дерева познания учитывая то, что по уровню развития сознания они не могли ответственно воспользоваться этими знаниями.

Практика опережение образования, знаний, науки и отставание воспитания была начата еще во времена Я. А. Коменского. Тогда же началась образовательно-дидактическая революция, которая продолжается по сей день. Она вызвала противоречие между высоким уровнем образованности и неадекватным уровнем воспитанности. Грандиозные взлеты в науке дали в руки недостаточно воспитанного человека опасное оружие, которое может привести к планетарной катастрофы, к самоуничтожению человеческого сообщества и всего живого на Земле.

В большинстве стран мира и до сих пор неизменно делается акцент на образовании, в частности на инновационных технологиях, формах, методах, средствах обучения. В нормативных документах, принятых в Украине в последние годы, внимание педагогов, организаторов образовательной дела концентрируется прежде всего на образовательных проблемах (законы Украины "Об образовании", "О общеобразовательную школу", "О высшем образовании", Государственная национальная программа "Образование" (Украина XXI века), Национальная доктрина развития образования и др.).

На современном переломном этапе развития цивилизации проблема воспитания человека выдвигается на первый план среди многих других социальных проблем. Воспитание и образование становятся стратегическими факторами выживания человечества, его дальнейшего устойчивого и безопасного развития. Сейчас нужны такая ориентация вектора общественного сознания, формирования такого мировоззрения и миропонимания, культивирование такого миропорядка, за которыми главной ценностью было бы достижение гармоничного сосуществования природы и общества.

На XXI Всемирном конгрессе "Философия лицом к мировым проблемам", который состоялся в 2003 г. в Стамбуле, ощутимо звучали идеи ограничения прав ума. Антропогенная, техногенная деятельность разрушает биосферу. Неограниченное технологическая деятельность человека создает опасность уничтожения самого человека. А потому одним из принципиально важных и конструктивных задач современного воспитания является формирование нового, глобального типа сознания - ноосферного.

Философская наука как раз и исследует подобные противоречия, которые возникли в обществе (не только в Украине, айв всем мире), указывает на необходимость поисков путей их устранения. Академик В.И. Вернадский, разрабатывая концепцию ноосферы, отмечал, что члены общества имеют постепенно готовить себя к жизнедеятельности в условиях ноосферы. Он очертил наиболее существенные характеристики процессов, происходящих в ноосферній цивилизации. Это, во-первых, формирование особой ноосферной сознания, которая должна основываться на том, что на планете Земля существуют единство и неоспоримая ценность всего живого, что необходимо постоянно поддерживать гуманистический морально-психологический климат в обществе, который бы сдерживал людей от различных социально-экономических конфликтов. Во-вторых, утверждение о единстве людей на Земле, их равенство независимо от расовой, национальной, религиозной, социальной принадлежности. В-третьих, все жители Земли должны устанавливать тесные взаимосвязи в различных сферах деятельности: экономической, политической, информационной, обеспечивать равноправный обмен материальными и духовными ценностями. По-четвертых, заботиться о здоровую окружающую среду, создание оптимальных условий для материального и духовного благосостояния. По-пятое, необходимо внедрять демократические принципы в социальном развитии сообществ, проживающих на планете.

Такой философский, глубокий подход к пониманию указанных глобальных задач життєдільності в условиях ноосферы, воспитание подрастающего поколения как участника ноосферных процессов будущего должна составлять ведущее задачи образовательно-воспитательной деятельности педагогов всех уровней без исключения, а также всех социальных институтов, чтобы не предстать перед явлением природного апокалипсиса.

Нельзя не согласиться с мнением авторитетного исследователя в этой сфере И.М. Карпенко: "Реализация идеала ноосферы требует нового подхода к сущности современного воспитания, общая цель которого - формирование у человека потребности и способности к постоянному катарсиса во всех проявлениях жизнедеятельности. Катарсис является синтетическим, многогранным явлением, что включает физиологические, психические, моральные, интеллектуальные факторы, а потому осуществляет целостный влияние на мир человека... Упадок духовной культуры общества или лица - это результат разбалансирования катарсисного механизма".

Приближение к жизни по законам ноосферы - процесс длительный и достаточно сложный, требует значительных усилий и упорного труда многих поколений. Однако альтернативы здесь нет и не может быть. Должны понять, что человек - неотъемлемая часть ноосферы и ее деятельность должна быть согласованной с законами и глобальными процессами, происходящими в ноосфере.

Современные "привласнювальні", потребительские цивилизационные тенденции в основном исчерпали свои возможности. Ведь они базировались и базируются на разработке новых технологий, которые поглощают большое количество природных ресурсов, оставляя после себя огромные массивы вредных отходов и создавая невыносимые, противоестественные условия для дальнейшего проживания человека на земле.

Попытки отдельных стран построить коммунизм закончились крахом. Искусственно созданная в кабинетах на утопических принципах с попранием законов природного и социального развития концепция коммунистического общества оказалась привлекательной в теории, но нежизнеспособной на практике. Во-первых, это общество (даже на этапе социализма) строилось на принципах бездумного "присвоение" природных ценностей и несовершенных, часто разрушительных (особенно в военно-промышленной сфере) технологий. Во-вторых, в решении главного вопроса "человек и труд" выходили из ложного постулата, что источником прибавочной стоимости является труд человека. В-третьих, методы и средства, которыми "кормчие" возводили прекрасное будущее, вели к разрушению самого дорогого сокровища любого общества - Человека. А еще древние философы говорили: "Все реакционные режимы, когда рушится человек". Это же касается и так называемого капиталистического общества. Возвращение назад, повторение экспериментов над большими массами людей с целью создания утопического "рая" исторически не имеет шансов на успех Философы, социологи, экономисты неутомимо работают над поисками альтернативных систем развития общества. Наиболее жизненной и перспективной представляется мнение, что основывается на осознании человечеством фатальности "привласнювальної" цивилизации, на вере в коллективный разум, способный найти пути создания общества по законам биосферы и ноосферы. Жизнедеятельность людей в системе ноосферы требует высокого уровня интеллектуального развития членов общества, морально-духовного совершенства и ответственности за окружающую среду, природные факторы, которые обеспечивают оптимальные условия эволюции. Этот процесс достаточно сложный. Он требует усиления воспитательного воздействия образовательных учреждений.

Воспитание - это организованный, целеустремленный процесс формирования личности. В широком смысле воспитания охватывает всю совокупность воздействий на физическую, психическую и социальную сферы человека, направленных на подготовку ее к активному деяния в общественной жизни. Цель воспитания чаще всего видят в обеспечении всестороннего гармоничного развития личности. Всестороннее развитие предусматривает формирование у личности качеств в соответствии с требованиями нравственного, умственного, трудового, физического и эстетического воспитания. Гармоничное развитие означает, что пять составляющих, которые составляют систему, должны находиться в комплексе, быть взаимодополняемыми.

Когда мы говорим о образовательную деятельность, то имеем в виду в основном решения задач умственного воспитания. Исходя же из философских взглядов, из потребностей подготовки членов общества к гармоничной жизни в условиях ноосферы, необходимо разрабатывать комплексные государственные программы не только образования, но и воспитание в целостном и широком понимании этого социального явления.

Трактуя философию как науку о мировоззренческих знания, надо помнить, что, с одной стороны, педагогика как наука о воспитании, вышла из лона философии, а с другой - философские знания лежат в основе понимания и решения проблем образования, обучения и воспитания.

Сущность разделения сфер исследования и влияния между философией и педагогикой заключается в том, что главной задачей философии является разработка новых идей, концепций, систем, которые становятся загальнотеоретичною основой развития мировоззрения, причем такого, который бы способствовал прогрессу, улучшению жизни людей. Задачи педагогики - внедрение определенного мировоззрения в жизни человечества, определение закономерностей, принципов обучения и воспитания, разработка целесообразных направлений, форм, методов, средств образовательно-воспитательной работы. Несмотря на динамическую взаимосвязь философии и педагогики, французский педагог А. Фуйє справедливо заметил: "На здании педагогики надо написать: сюда запрещен вход нефілософу". А.С. Макаренко тоже заметил в педагогике философскую природу: "Вообще педагогика является наиболее диалектическая, подвижная, очень сложна и многообразна наука".

Долгое время философия и педагогика функционировали как целостная наука об обществе и человеке. Лишь позже педагогика выделилось как отрасль знания, а на определенном этапе развития науки объективно возникла потребность в организационном оформлении философии образования и воспитания как вполне самостоятельного научного направления. Это произошло в 40-60-х годах XX века в США и Великобритании. А в 1990 г. на международной конференции в Лондоне была создана "Международная сеть философов образования".

Таким образом, между философией и педагогикой наблюдается тесная взаимосвязь, поскольку они имеют общие корни. Это дает отдельным ученым основания и ныне придерживаться точки зрения, что это единственная наука. И все же большинство исследователей считают, что между философией и педагогикой должно быть логично-связующее звено - философия образования, которая на современном этапе исследует ряд актуальных вопросов: в чем сущность глобального вызова цивилизации в XXI вв.; в какой мере педагогика должна нести свою долю ответственности в поисках решения острых социальных проблем: экологии, бедности, ответственности личности за сохранение мира и подготовки к жизнедеятельности в условиях ноосферы, соотношение знаний и морально-духовных ценностей и др.; каким путем должны развиваться образование и целостная система воспитания в будущем. ее интересуют проблемы места и роли семьи в формировании духовных ценностей личности; взаимосвязи общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей и т.п.

Попытка ответить на эти и много других вопросов, решить насущные проблемы общественного развития составляет сущность философии образования и воспитания в широком смысле этих понятий.

Если рассматривать функции философии образования, то они заключаются прежде всего в выборе оптимальной для решения педагогических проблем философской системы; конкретизации философских идей в решении проблем педагогики; исследовании и разработке общих закономерностей понимания и действия педагогических систем, их влияния на общественное развитие.

Особенно возрастает роль философии образования и воспитания в связи с обострением полемики между сторонниками сцієнтистського и людиноцентристського подходов. Какой из этих подходов является действенным, перспективным в прогностичному плане? Кто прав? Прогрессисты - просветители с формулой "знание - сила" или гуманисты, которые стоят на позиции "человек - мера всех вещей?" А может, Г. Ва-тищенко и О. Вишневский, для которых приоритетом является Абсолют добра - Бог, а потом - человек?



Назад