Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Характеристики и факторы воображения. Стадии творческого процесса


Воображение может характеризоваться с количественного и качественного стороны; Способность порождать определенное количество новых образов в течение определенного промежутка времени мы назовем производительностью воображения. Но само количество новых образов за единицу времени не может считаться признаком уровня развития воображения. Иногда количество вовсе не свидетельствует о новом качестве и открывает перед человеком «дурную бесконечность» недоладних образов; так большое количество денег в государстве может проявлять не ее богатство, а только инфляцию. Поэтому от производительности как количественной характеристики воображения не следует отделять качественные характеристики. К ним относится осмысленность - соответствие образов воображения определенному назначению, их сущностное глубина, мера выражения в них некой скрытой реальности. Эта характеристика обнаруживает ту глубину воображения, которая совершенно отсутствует при плоском комбинировании образов - и которая является главным измерением участия воображения в познании человеком действительности. Также качественную сторону воображения презентует оригинальность - мера индивидуальности, непохожести на других, тех образов, которые являются продуктами воображения. В исследовании воображения, в котором большом количестве исследуемых предлагается определенное творческое задание, действительно оригинальным будет такое решение задачи, которое встретится лишь один раз.

Сила творческого воображения и ее уровень, как отмечает С. Л. Рубинштейн, определяются соотношением двух показателей:

• того, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит ее насыщенность смыслом, объективная значимость ее продуктов;

• того, насколько новые и оригинальные, отличные от непосредственно данного ее порождение.

Воображение, которое не удовлетворяет одновременно обоим условиям, является творчески бесплодной, какой бы формально продуктивной она не казалась. Итак, главными характеристиками воображения выступают:

• производительность;

• осмысленность;

• оригинальность.

Анализ творческого воображения как сложного явления позволяет исследователям выделить факторы, которые во взаимодействии составляют эту единство. Французский ученый Т. А. Рибо приводил такие факторы воображения:

Интеллектуальный фактор. В нем воображение берется в качестве познавательного процесса, в котором происходит диссоциация (разложения) образов и ассоциация за редкими и случайными признаками. Главным интеллектуальным моментом воображения Рибо признает «мышление по аналогии». Конкретными приемами такого мышление по аналогии выступают персонификация (все попытки наделить душой) и преобразования (перенос значения с одного предмета на другой на основании отдельной сходства);

Эмоциональный фактор. Все формы творческого воображения невозможны без эмоций; все аффективные состояния могут воздействовать на воображение.

Бессознательное фактор. Существенными чертами вдохновения выступают внезапность и безличность; оно зависит не от воли индивида, а от бессознательной деятельности духа (однако же состояние вдохновения является не причиной воображения, а ее симптомом).

Органические условия воображения. К ним Рибо причисляет анатомические (отслежены корреляции между развитием определенного участка коры головного мозга и художественным или мислительним типу творчества) и физиологические.

Начало единства. Синтетический принцип единства факторов творческого воображения может окажутся в трех формах: органической (нормальной, творческой); неустойчивой (репродуктивной, неспособному к созданию нового) и крайний (болезненной, которая проявляет себя в бреду).

В едином творческом процессе воображение идет рядом с интуицией и опережает мышления. Согласно стадийным теориям творческого процесса разных авторов в этом процессе отводится различное количество стадий, но в их перечне проступает единственная последовательность.

За теорией Енгельмейєра, в каждом изобретении прослеживается «тріакт»: желание (очерчена цель); знание (план достижения); умение (материальное исполнении); стадий творческого процесса тоже три:

1) зарождения замысла - здесь действует интуитивное мышление связано с волінням, рождается принцип, необходимой человеческой способностью гений;

2) дискурсивная мышления - здесь действует логика и происходит эмпирическое исследование, возникает схема, необходимой человеческой способностью выступает талант;

3) поединок изобретения с материей - строится конструкцияот человека требуется исполнительность.

За теорией Уоллеса, в процессе творческого мышления выделяется четыре стадии, при этом наиболее ответственной стадией выступает третья, связанная с интуитивным озарением (інсайтом):

1) подготовка - на этой стадии очерчивается задачи;

2) вызревания - на этой стадии происходит подсознательная работа над заданием, поиски решения (чтобы дать ему созреть, человеку надо отвлечься, заняться совсем другими вопросами);

3) инсайт (внезапное осознание решения);

4) проверка - здесь для оценки верности решения подключается мышления.

Гетчінсон тоже выделяет четыре стадии, подобные приведенным выше:

1) ориентации (начертание ориентиров проблемы);

2) фрустрации (встречи с препятствием, которое нетворче, стереотипное мышление не в состоянии преодолеть);

3) инсайта;

4) проверки.

Согласно теории Дьюи, в творческом мышлении выделяется пять стадий:

1) определение задачи;

2) анализ;

3) выдвижение гипотез;

4) обсуждение;

5) оценка решения.

В последней модели творческого процесса главная роль действительно отводится мышлению, а не воображении с интуицией, но стадия выдвижение гипотез во всяком случае предусматривает необходимость задействования воображения.



Назад