Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Виды воображения. «Техники» воображения


По характеру производительности выделяют:

• воспроизводящую воображение - продукты которой уже были известны ранее;

• творческое воображение.

По степени свободы, произвольности определяют:

• пассивное воображение - которая проявляется в болезненных фантазмах, бреду, или в таком фантазировании, которое не имеет осознанной цели;

• активное воображение - которая происходит в рамках творческой деятельности, подчиненной определенной целью.

По характеру образов находят:

• конкретную воображение - в ней представляются определенные предметные вещи и т. д.

• абстрактную воображение - она оперирует более обобщенными образами (схемами, символами).

По отношению к актуальной ситуации выделяют:

• сприймаючу воображение (которая приковано к ситуации);

• творческое воображение (которая способна выйти за пределы ситуации).

Именно за этим разделением воображения в шахматистов отличают «позиционную» и «комбинационную игру.

За качественными особенностями, обусловленными конкретными сферами применения, Т. А. Рибо приводит такие типы воображения:

пластическая - она применяет точно определены в пространстве образы и их сочетания, соответствующие настоящим отношением предметов, имеет внешний характер;

расплывчатая - она применяет эмоциональные образы, которые не имеют определенных очертаний в пространстве (воображение в музыке);

мистическая - она применяет символы; мистицизм превращает природные образы в символические, стремясь воплотить идеал в формах внешней природы;

научная - насыщенная научным мышлением (в науках, которые только строятся, она выступает в качестве научной мифологии; в науках, которые сложились, она оживляет логические схемы);

воображение в практической жизни и механике - ее обиды за необходимости воплощаются в вещественную форму;

воображение в сфере торговли - здесь большая роль принадлежит интуиции, поскольку этот тип воображения посвященный здогадкам;

воображение в сфере утопии - здесь образы воображения отражают этические и социальные отношения.

Преобразования действительности в воображении происходит с помощью средств; которые называются «техниками» воображения. К ним относятся:

Комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новые, более-менее необычные комбинации. Это наиболее простая техника воображения, именно его имели в виду исследователи прошлых суток, когда считали механизмом воображения ассоциации.

Агглютинациявариант комбинирования, в котором сочетанию подлежит не случайный набор черт; происходит цілепрямований их подбор согласно определенного замысла, концепции.

Акцентирование, подчеркивания определенных черт явления, которое превращает его общий вид. Оно должно выделять характерно, существенное, важное.

Гипербола и литота - изменения величин, количественный рост и уменьшение - являются особыми вариантами акцентирование (выделяется очень большое или слишком маленькое по отношению к действительности). Когда в воображении сразу происходит увеличение одних сторон и уменьшение других, идет речь о поляризацию.

Идеализация, построение свободных от всего мелочного идеализированных образов, которые иногда вызывают иллюзию исключительности и совершенства определенного явления. В стремлении к идеалу заключается главная суть мечты.

Типизация, специфическое обобщения. Через конкретное в образе, который выступает типом, выделяется общезначимое.

Алегорізація, создание аллегории - использование образа в переносном смысле. Образ выступает лишь условно избранным знаком некоего явления действительности.

Метафоризация, построение метафор. Метафора является более глубоким воображаемым отражением явления, чем аллегория, поскольку между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство, аналогия.

Символизация, использование символов, является наиболее глубоким значением, сущностной наполнением техникой воображения. Понимание языка символов помогает человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного (сновидения и др.). Символ отличается от знака тем, что он является не условно избранным для обозначения, а глубинно, сущностно единым с тем, что он обозначает. В отличие от понятия символ имеет неограниченный объем значение. Выражению через символы подлежит только общечеловеческое, надлежащее до самого способа существования человека.

В технике воображения всегда создается сложная динамическая единство сознательного и бессознательного.



Назад