Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Понятие о свободе


Вопрос о природе свободы в мировой философской психологии решался различным образом. Три главные сферы психического: интеллектуальная, эмоциональная, волевая впервые были отделены во времена античности - в рамках спіритуалістичного направления. По представлениям Платона, человеческая душа состоит из таких частей, как умственная, гневная и похотливый. Именно гневная душа, которая преобладает над другими частями у человека, который принадлежит к общности воинов, является олицетворением свободы. Она обеспечивает эффективность действий воина, обязанного выполнять приказы в сложных условиях внешней противодействия. Такова воля является сознательной духовной силой, которая служит утверждению умственных целей.

Рациональность природы свободы впервые возразил А. Шопенгауэр. Им она утверждалась воля как темная, бессознательная, иррациональная сила, которая лежит в основе мира. Такова воля (то есть воля к жизни) более соответствующая хтивій части души за Платоном, от нее человек должен освободиться, чтобы иметь некую надежду.

Другое философский вопрос о волю касается свободы воли. Есть два решения: детерминизм (свободы воли нет) и индетерминизм (свобода воли). За С. А. Левицким, вопрос о свободе воли распадается на три вопроса:

• о свободе действия (она ограничена законами физики, физиологии);

• о свободе выбора (то есть ли способна человеческая воля выбирать между мотивами; согласно детерміністам, волевое жизнь человека сводится к борьбе мотивов, в которой сильнейший мотив автоматически побеждает - но критерием силы мотива может быть только его действенность, поэтому, о том, какой мотив считать сильнейшим, мы узнаем не раньше, чем он победит);

• о свободе хотения, желания (это вопрос о том, соответствует ли ощущение возможности выбирать действительной возможности выбора - этот уровень вопрос является наиболее глубоким, он касается проблемы моральной ответственности человека за свои поступки).

Интересно, что как детерминизм (с его утверждением о заранее определены направления поступков человека), так же и индетерминизм (с его представлением о случайность этих поступков) оставляют человека без ответственности за собственные действия: ответственность возлагается или на общие законы мироздания, или на ситуативные капризы инстинктов.

Диалог сторонника «свободы воли» с сторонником безусловного закона психической мотивации может выглядеть так:

- Я хочу пойти домой, потом в гости и к ресторану.
- Хорошо, но почему ты хочешь пойти домой?
- Я хочу есть, а моя жена очень пунктуальна.
- Итак, ты под башмаком у жены, а считаешь себя свободным. А к кому ты хочешь пойти в гости?
- Сегодня день рождения моего начальника. Было бы неудобно не поздравить его.
- Итак, ты зависим от мнения о тебе начальства.
- Но до ресторана я пойду как свободный человек, по собственной воле! Я привык там выпивать мой любимый вермут.
- Итак, ты раб собственной привычки.
- Хорошо, я туда не пойду, а останусь дома, чтобы доказать тебе мою свободу!
- Но ведь тогда ты останешься дома не по собственной инициативе, а под воздействием духа противоречия.

В этом диалоге детермініст победил індетермініста, но его победа не окончательная. Слабость детермініста заключается в отождествлении свободы с мотивом, или геометрической суммой нескольких мотивов. На самом деле для такого отождествления нет достаточного повода. Если мотивы - то не является сама воля, а лишь материал для волевого акта, произвольность поступков не должна вызывать сомнения.

Наиболее удачные решения проблемы свободы воли заключаются в признании внутренней, субъектной детерминации случайных поступков человека, которая предстает такой закономерностью, что реализуется только через свободное волеизъявление. Б. С. Братусь подчеркивал, что настоящая свобода прежде всего связана с положительной свободой, с возможностью творческой постановки целей, которые прямо не вытекают из данных обстоятельств, но направленные на превращение этих обстоятельств и себя в них.

Согласно выдающимся психологом С. Л. Рубинштейном, становление свободы - это становление субъекта, способного к самоопределению. Самоопределение не следует понимать как абсолютная неопределенность ничем. Речь идет о соблюдении меры между собственным влиянием человека на свои поступки и влиянием других сил. Источником такой детерминации является не некий общий закон «мотивации», а сущность человека, его неповторимое «я».

Именно воля, по мнению многих исследователей, является тем психическим процессом, который отличает человеческий способ существования. Благодаря воле мы имеем выше - произвольные - формы других психических процессов (внимания, памяти процессов, и др.), которые не свойственны ни одному существу, кроме человека. В советской психологии была распространена тенденция понимать свободу как средство подчинения индивидуальных мотивов высшим общественным целям. Отсюда выводился волевая природа индивидуальных ценностей личности, которые понимались как усвоены общественные ценностные достояние. Есть другой взгляд на индивидуальные ценности, согласно которому их происхождения предстает не как общественное (внешнее), а как сущностное, духовное (внутреннее). Тогда волю следует понимать не как средство подчинения личности и социума, а как средство реализации, воплощения человеком собственной сущности в ее жизнедеятельности. В последние годы представление о социальную сущность свободы теряет былую популярность в отечественной науке, а представление о свободе как духовную, сущностную силу человека все распространяется.

Понятие свободы в психологии обычно определяется следующими путями:

• через волевые качества личности: инициативность, самообладание, выдержку, настойчивость, решительность, целеустремленность.

• через произвольную регуляцию поведения, психических процессов.

• через волевые действия. Определяются такие признаки волевых действий: осознанность, целеустремленность, преодоление препятствий, инициация действия, наличие волевого усилия, отсутствие зависимости от актуальной потребности. Ни одна из приведенных признаков сама по себе не является достаточным для определения содержания свободы, но вместе они отличают волевую действие в ее специфике.

В психологической науке есть несколько наиболее распространенных определений понятия свободы.

За В. Селивановым, под волей следует понимать активность личности - и прежде всего активность регуляции в условиях преодоления трудностей. Эта активность имеет два аспекта: содержательный и аспект формы проявления процесса. Вообще формы активности личности делятся на:

• импульсивную (мгновенную психическую реактивность личности на внутренние или внешние воздействия - без раздумий, оценки последствий);

• привычную (стереотипную - здесь волевой контроль происходит в мере привычки);

• волевую (высшую форму активности, при которой особенности ситуации - напряжение между мотивацией и препятствием - оказывают крупнейшей сопротивление личности и требуют усилий сознательной саморегуляции поведения.

За В. Іванніковим, под волей следует понимать произвольную форму мотивации с созданием дополнительного побуждения (или торможения) к общественно-необходимой или социально-контролируемой действия. Воля - это последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, а именно - в овладении собственным мотивационным процессом. Воля - это произвольное создание побуждение к действию через воображаемый мотив. Воля есть не только особым способом мотивации, а ее особой формой - произвольной мотивацией. Воля принадлежит к личностного уровня регуляции, который характеризуется наличием личностного смысла - то есть отражение в сознании человека отношение мотива к цели и условий действия.

За К. Левином, если поведение вообще является результатом разгрузки той энергии, источником которой являются наши потребности, то свобода - это такое поведение, которое опирается на источники энергии не естественных потребностей, а квазіпотреб. Эти квазіпотреби - мнимые потребности - создают напряжение, которое и приводит к решению. Д. М. Узнадзе считал, что основой течении такого поведения является наставления, которое делает его целенаправленным и упорядоченным.

В приведенных выше определениях воля трактовалась как активность, как форма мотивации, как деятельность. Есть определение, в которых она предстает и как психический процесс. Воля - это психический процесс сознательного управления деятельностью, который проявляется в преодолении трудностей и препятствий на пути к цели.



Назад