Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Понятие «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» и соотношения между ними


Понятие «личность» широко используется как в различных общественных науках, так и в повседневной жизни. Когда характеризуют некоего человека, то говорят о ней как о личности, или как о индивида, или как о индивидуальность. В психологии эти понятия различаются. Вихіднім есть понятие «человек». Человек - это прежде всего биологическое существо, наделенное в отличие от других животных сознанием и речью, способностью работать, оценивать окружающий мир и активно его преобразовывать. С другой стороны, человек - существо социальное. Это самая существенная признак человека, поскольку общественную жизнь и отношения, коллективная трудовая деятельность изменили и подчинили себе ее природную индивидуальность. Конкретного человека со всеми ее характерными признаками обозначают понятием «индивид».

Понятие «личность» более узкое, чем понятие «человек». Когда мы говорим о личности, мы исходим из общественной сущности и социальных функций индивида. Личность - системная социальная характеристика индивида, что формирует предметную деятельность и общение и предопределяет причастность к общественных отношений.

При этом возникает вопрос: если личность является признаком индивида, то ли любой индивид имеет этот признак? Дело в том, что личность - это признак сознательного индивида, который занимает определенную позицию в обществе и выполняет определенные социальные роли. Индивид, который рожден с глубокими отклонениями в психике, или то, что вырос вне человеческим окружением, не сможет стать личностью. Но это очень редкие случаи. Гораздо чаще встречаются случаи, когда у человека недостаточно четко сформирована позиция личности - стала система ее отношений в тех или иных характеристик действительности, которая оказывается в определенном поведении и поступках.

Неповторимость, оригинальность личности, совокупность только ей присущих своеобразных особенностей составляют индивидуальность человека, который в одних имеет очень яркую палитру, в других - малозаметная. Она может проявляться в одной или одновременно в нескольких сферах человеческой психики. Удовлетворение человека результатам своего труда, положением в обществе, взаимоотношениями с другими людьми в значительной степени связано с возможностью развития и реализации индивидуальных черт характера. Этим объясняется необходимость детального изучения индивидуальных качеств личности в педагогике, управлении и других отраслях.

Богатство индивида как личности обусловлено совокупностью ее связей с другими членами общества, ее активной жизненной позицией. Личность в обществе находится под постоянным воздействием многих факторов: экономических, политических, культурных, национальных и др. При этом она одновременно выступает как объект и как субъект общественных отношений. Например, в сфере экономических, трудовых отношений, сложившихся в процессе производства продукции, личность может проявить себя пассивным исполнителем или инициативным и самостоятельным работником, ориентированным на творческое решение производственных и управленческих задач.

На активность жизненной позиции человека влияют политические отношения: насколько свободно она может реализовать свои политические права, участвовать в избирательных кампаниях, открыто обсуждать проблемы общественной жизни.

За влиянием на процесс общественного развития личность политического или другого общественного деятеля может быть исторически прогрессивным, то есть способствовать позитивным преобразованиям в обществе, или исторически регрессивной, т.е. сдерживать естественное развитие общества.

Личность находится также под влиянием культурных отношений. Преобладающие в обществе культурные нормы и ценности через систему учреждений образования и средства массовой информации влияют на формирование психики личности, ее мировоззрения и социальных установок. При этом личность в своей практической деятельности или может опираться только на систему устоявшихся норм и ценностей или последовательно проводить в жизнь новые прогрессивные идеи.

На психику личности влияет и психология той социальной группы, к которой она принадлежит: семья, учебный или производственный коллектив и др. Положительный или отрицательный опыт, взаимоотношения с другими членами социальной группы формируют соответствующую систему внутренних установок личности: относительно общества, труда, людей, собственных качеств. В то же время, личность, как сознательный индивид выбирает при этом тот или иной образ жизни.



Назад