Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Теории личности


Исследования личности насчитывает почти две с половиной тысячи лет. Однако, психология личности как наука сложилась сравнительно недавно.

В истории исследований личности выделяют следующие периоды.

V в. до н. э. - нач. XIX ст. - философско-литературный период (Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк, Юм), в течение которого основными проблемами психологии личности были вопросы моральной и социальной природы человека, его поступков и поведения.

Нач. XIX ст. - XX вв. - клинический период (Фрейд, Адлер, Юнг). В этот период в центре внимания психиатров оказались психические факторы возникновения и течения заболеваний, влияния болезней на личность, психологические аспекты целебных действий.

Нач. XX ст. - настоящее время - экспериментальный период (Лазурський, Айзенк, Кеттел, Олпорт), который характеризуется активным внедрением в психологию экспериментальных методик исследований психических явлений с целью избавиться умоглядності и субъективизма в их объяснении.

В процессе дифференциации направлений исследования личности, что происходило в первой половине XX в., сложился целый ряд теорий личности: гештальтпсихологічна, психоаналитическая, гуманистическая, біхевіористична, когнитивная (табл. 11).

Теории личности

Таблица 11
Психологическая школа Период популярности Основоположники Основные подходы Техники, которые применяют
Гештальтпсихология Начало XX вв. Т. Вертгеймер
В. Келер
К. Левин
Целое представляет собой нечто большее от суммы его составляющих Изучение через восприятие
Психоанализ Конец XIX ст. - настоящее время 3. Фрейд Поведение контролируется бессознательными влечениями Клиническое наблюдение
Біхевіорізм Начало XX вв. - настоящее время Д. Уотсон Психология должна сосредотачиваться лишь на том, что можно наблюдать, то есть на поведении Научный эксперимент, испытания
Гуманистическая психология Середина XX вв. - настоящее время Г. Олпорт
К. Роджерс
А. Маслоу
Психология должна сосредоточиться на уникальности жизненного опыта человека, на ее самоактуализации Обсуждение чувств
Когнитивная психология Настоящее время В. Нейссер
А. Пейвио
Г. Симон
Цель психологии - исследование процессов получения, хранения и переработки информации мозгом Исследование особенностей памяти, мышления и функционирования информационных процессов

 

Среди указанных теорий можно выделить три направления, которые почти не пересекаются: биогенетический, соціогенетичний, персонологічний.

Биогенетический направление базируется на том, что естественным является наследственное, которое первоначально оговаривает все особенности развития личности. Социокультурные и ситуативные факторы лишь накладывают свой отпечаток на своеобразие его протекания.

Наиболее известной среди концепций этого направления является теория, разработанная 3. Фрейду. Самосознание человека 3. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что человеком актуально осознается лишь незначительная часть того, что происходит в ее душе и характеризует его личность. Основная же часть ее опыта и личности находится вне сферы сознания, и исследовать ее можно только с помощью специальных процедур, которые разработаны в психоанализе.

За 3. Фрейду, структура личности состоит из трех компонентов, или уровней: «Оно», «Я», «Над Я».

«Оно» - несознательная часть психики человека, скопления инстинктивных влечений, или сексуальных, или агрессивных, которые побуждают к немедленного удовлетворения независимо от отношений субъекта к внешней реальности.

«Я» отвечает сознания. Это, как правило, самосознание человека, восприятия и оценивания ею самой собственной личности и поведения. «Я» ориентируется на реальность.

«Над Я» представляет собой систему нравственных чувств и требований к поведения, поступков и решений «Я» субъекта. «Над Я» руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Бессознательные влечения очень часто приводят к конфликту между «Оно» и «Над Я», который решается с помощью «Я», то есть сознания, которая, действуя в соответствии с принципами реальности и рациональности, стремится максимально удовлетворить поезда «Оно» и в то же время не отступиться от моральных норм.

Соціогенетичний направление нашел свое воплощение в теории социализации, теории обучения, теории ролей.

Согласно теории социализациичеловек, который рождается биологическим существом, становится личностью благодаря влиянию социальных условий жизни.

Согласно теории наученияразвитие личности происходит в процессе научения, усвоение суммы знаний.

Теория ролей исходит из того, что характер поведения личности и ее отношения с другими людьми зависят от системы социальных ролей, которые она выполняет.

Как видим, в теориях соціогенетичного направления недооценивается значение индивидуальных врожденных особенностей, а также внутренняя активность личности как сознательного субъекта деятельности.

Персонологічний (личностно-центрированный) направление считает, что развитие личности происходит за счет изначально присущего ей стремление к самоактуализации и внутреннего самосовершенствования. Это направление определяют как гуманистический. Его суть заключается в отказе от манипулятивного подхода и взгляде на личность как на высшую социальную ценность. Согласно гуманистическим подходом, человек может выявить своеобразие и неповторимость собственного «Я» лишь при условии соответствующей организации межличностных отношений.

Описаны направления отражают различные реальные ипостаси развития личности, и поэтому предоставить приоритет любом из них очень трудно. Интегрировать вышеназванные подходы к пониманию личности позволяет историка-эволюционный подход, в котором антропологические качества человека и социально-исторический образ жизни выступают как предпосылки и как результат развития личности. В контексте этого подхода движущей силой развития личности выступает совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности. В отечественной психологии эта теория получила название теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).



Назад