Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Философские основы моделирования системы образования в XXI веке


Завершилось XX ст., оставив заметный след в истории человечества. На его исторических территориях были светлые, прогрессивные деяния людей и в то же время темные, трагические, порочащих человеческое сообщество. С одной стороны, XX в. отличается огромными достижениями в области науки и техники. На этот период приходятся грандиозные открытия в естественных, технических науках. С невиданной ранее скоростью росли объем научной информации и средства ее систематизации, хранения и трансляции. Достаточно лишь вспомнить, что за последние 25 лет в мире выдано столько книг, сколько их было отпечатано за предыдущие 500 лет со времени появления книгопечатания. Общество, очевидно, испытал влияние огромного информационного массива. В целом за XX в. закрепилось название эпохи научно-технической революции.

С другой стороны, веком прокатились две великие мировые войны (1914-1918 и 1939-1945 гг.) с невиданным доселе применением военной техники, которые забрали или покалечили более 100 миллионов человеческих жизней и судеб, уничтожили огромные материальные и духовные богатства. Кроме того, в разных концах планеты вспыхивала множество локальных военных конфликтов. В первой половине прошлого века на Евразийском континенте активно "творили" грязные дела две одиозные фигуры - А. Гитлер и И. Сталин. Отбросив гуманизм, общечеловеческие ценности, они породили невиданный террор и геноцид целых народов.

Великие достижения человечества в области науки и техники, колоссальные материальные ресурсы в странах-монстрах использовались для поддержания военно-промышленного сектора. Случилось (в частности, и в случае с народами СССР), как у античного Аполлона: вооружен, но без одежды. Так было и у нас: голые и босые, но с атомными бомбами и ракетами.

На этот период пришелся длительный процесс эксперимента строительства коммунизма. Когда немецком рейхсканцлеру О. Бисмарку (1815-1898) под влиянием коммунистических идей К. Маркса, Ф. Энгельса политики предложили строить социализм, он ответил: "Выберите народ, которого не жалко". И народ бывшего Советского Союза подпал под тот выбор.

И главным недостатком и темной страницей в истории развития мирового общества на протяжении XX в. было то, что кардинально сместились векторы внимания - с человека на технику. Человек стал приложением к технике, "колесиком и винтиком пролетарской дела". В результате войн, репрессий, геноцидов, коммунистических экспериментов катастрофически, вопреки природе произошло обесценивание Человека.

Может ли человеческое сообщество, переступив порог XXI века, оставаться в своей деятельности на прежних позициях? Со всех точек зрения - нет. Надо искать новые пути и подходы во всех сферах деятельности. Иначе человечество самоуничтожится.

Остановимся на философском осмыслении проблем, которые надо решать в XXI в. в социально-педагогической отрасли. "Это ставит перед человеком, а следовательно, и перед образованием - сферой, которая готовит человека к жизни, невиданные ранее требования, - отмечает академик В.Г. Кремень. - Но в то же время создает для образования и новые возможности. Вызвано это в конечном счете вступлением человечества на пересечении тысячелетий до нового типа цивилизации, овладение новыми способами и разновидностью прогресса"

Важно осмыслить основные загальноцивілізаційні тенденции, которые стали определяющими в XXI в. и влияют, по мнению академика В.Г. Кремня, на все сферы деятельности человека и дальнейшее общественное развитие. Это тенденция к глобализации общественного развития, которая характеризуется такими признаками, как сближением наций, народов, государств; шагами к созданию общего экономического поля, информационного пространства; более тесным сближением характера общественных отношений в разных странах мира, зависимостью прогресса каждой страны от способности общаться с миром; обострением конкуренции между государствами во всех сферах деятельности и др. Это обретения человечеством способности к самоликвидации, что обусловлено появлением оружия массового поражения (ядерного, химического, биологического), нарушением экологического равновесия вследствие бездумной тенденции "потребительского" хозяйствования, использования угрожающих технологий и др. Это и переход человечества от индустриальных к научно-информационных технологий. В отличие от индустриального производства, новый подход базируется не на материальной, а на интеллектуальной основе. Прогресс каждой страны зависит прежде всего от наличия и действенности интеллектуального потенциала нации. Ярким примером является Япония, где благодаря сосредоточению внимания на развитии интеллектуального потенциала граждан за скудных запасов материальных богатств удалось за 40-50 лет занять передовые позиции в мировом экономическом пространстве.

Общество становится все более людиноцентристським. Индивидуальное развитие личности - главная предпосылка социально-экономического прогресса. "Вот почему наиболее приоритетными сферами в XXI веке, - справедливо отмечает В.Г. Кремень, - становятся наука как сфера, которая продуцирует новые знания, и образование, как сфера, очеловечивает знания и, прежде всего, обеспечивает индивидуальное развитие человека".

В международном соревновании только та страна сможет успешно продвигаться вперед, которая обеспечит развитие основных сфер деятельности - прежде всего интеллектуальной. При этом не стоит забывать, что большой ценностью является не только интеллектуальное богатство, но и высокий уровень воспитанности, моральное, духовное богатство.

Объективные закономерности развития общества на рубеже XX и XXI вв. вызвали, по словам В.Г. Кремня, необходимость научно обоснованного решения ряда кардинальных проблем:

1. Обеспечить высокую функциональность человека в условиях, когда изменение идей, знаний и технологий происходит гораздо быстрее, чем смена поколений. Найти рациональные схемы соотношения между ускоренным ростом знаний, новых технологий и способностью людей творчески подходить к их использованию.

обеспечить оптимальное соотношение между локальными и глобальными социально-экономическими проблемами, чтобы человек, формируясь как патриот своей страны, чувствовала ответственность за счастье, благополучие во всем мире.

3.Сформувати на загальносуспільному и индивидуальном уровнях понимания человека как высшей ценности, от которой зависит успешность общественно-экономического развития.

4.Виробити в человеке способность эффективно действовать в условиях новых общественно-экономических реалий (глобализации, информатизации, высоких технологий).

5.Мінімізувати асимметрию между материальностью и духовностью, культивирование в каждой личности национального достоинства, культуры общения и др.

Исходя из названных социальных проблем, возникают задачи выработки новых подходов к модернизации системы образования во всех звеньях ее функционирования. Они перспективно определены в Национальной доктрине развития образования.

Задача корректировки образования с точки зрения перспектив ее развития кратко можно выразить так:

1. Изменение содержания обучения. Сепарация чрезмерной информаций деятельности, познания человеком себя. Целостное видение мира. Систематическое обновление содержания обучения.

2.Корекція направленности учебного процесса. Выработка у ученика, студента понимания необходимости и умение учиться на протяжении жизни, а также усвоение суммы базовых знаний. Это - главная функция учебного процесса.

3. В информационном обществе знания становятся непосредственной производительной силой. Это требует умения всю жизнь приобретать новые знания и применять их. То есть ученик, студент в ходе учебно-воспитательного процесса должен вступить важных компетенций через применение знаний. Для этого необходим переход от квалификации к компетенции, что даст возможность находить оптимальные решения в любых жизненных ситуациях. Овладев технологией принятия решений, свободой выбора, человек становится способным адаптироваться в условиях постоянных изменений.

4.Утвердження личностно ориентированной педагогической системы. Требованием времени является дитиноцентризм в воспитательном процессе как отражение человекоцентризма в развитии современного мира. Это особенно важно для Украины, которая длительное время терпела порабощения, тоталитаризм, авторитаризм. Теперь нужно делать все возможное, чтобы заменить авторитарную педагогику суб'єктно-суб'єктною моделью отношений. Система образования должна готовить самодостаточных людей.

5.образование имеет готовить человека, органически адаптированную к жизни в мире многообразных связей, от контактов с ближайшим окружением до глобальных. Надо научить молодое поколение культуре плюрализма мнений. Человек XXI века должен понимать и руководствоваться мировоззренческими принципами "Единство в разнообразии" и "Дополнения вместо противопоставления". Требует особого внимания укреплению внутринациональными, гражданских связей, патриотического единения нации, народа.

Глобализация - это тенденция к единству мира и обострение в цивилизованных рамках конкуренции между государствами-нациями. И только сплоченная, консолидированная нация сможет эффективно отстаивать национальные интересы. Государство будет иметь успех тогда, когда ее граждане окажутся способными к общению с миром. Вот почему в образовании в частности и в обществе в целом необходимо провести своеобразный "языковой прорыв". К этому располагает и мировая практика. Например, в отдельных ВУЗАХ Польши для вступления обязательным является знание двух иностранных европейских языков.

6. Образование должно вступить инновационного характера. Образованный человек должен быть способным к инновационному типу жизни и жизнедеятельности. Чрезвычайно важная черта образа жизни человека в XXI веке. - гибкость, динамизм. Отсюда - необходимость формировать личность, ориентированную на восприятие изменения как естественной нормы. Но восприятие вневременных запросов невозможно без удовлетворения образовательных потребностей человека на протяжении жизни. Поэтому возникает потребность построить эффективную систему непрерывного образования. В частности, изменяется функция высшего образования. Она призвана не только готовить специалистов, а стать обязательным этапом в жизни человека.

7. Общество знаний, в котором происходит формирование личности, требует общей педагогизации, внедрение массовой педагогической культуры. Необходимо ликвидировать психолого-педагогическую неграмотность. Надо обязательно предусматривать педагогические последствия любой общественно-политической и социально-экономического воздействия.

XXI в. выдвигает новые требования к образованию, но и предоставляет новые возможности для образовательной деятельности. Прежде всего это связано с современными информационными технологиями, компьютерной техникой, которая используется и как средство приобретения компьютерной грамотности, и как средство изучения предметов, и как путь к знаниям и опыту человечества, и как средство дистанционного обучения.

Новые задачи образования требуют применения инновационных педагогических технологий, базирующихся на фундаментальных эпистемологически и герменевтичних аспектах педагогики.

Органической становится потребность в узаконивании множественности образовательных траекторий, вариативности методик (кейс-системы, тренинговые технологии, тьюторство, фасилитация, модерация).

Должно расширяться применение опыта мирового образования, в частности кредитной системы как возможности выбора студентом дисциплины и преподавателя. Надо учитывать интеграционные процессы в европейском и мировом образовании. Стандарты образования должны обогащаться путем дифференциации участников учебного процесса по уровню подготовки. Активнее необходимо внедрять индивидуальные и "продвинутые" программы для одаренных личностей, отходить от усреднения.

Но надо иметь в виду, что никто и ничто не заменит преподавателя. Нынешний педагогический и научно-педагогический работник должен отвечать интеграционном критерия "педагогическое мастерство + искусство коммуникативности + новые технологии". Высокая культура коммуникативности держит развития и углубления риторического измерения в образовании. А для этого нужна всесторонняя поддержка процесса использования печатных средств обучения как основных источников получения знаний.

Образование в XXI веке. - "это не только предоставление знаний и воспитанности личности. Образование в эпоху глобализации и высоких технологий - это фактор социальной стабильности, экономического благосостояния, конкурентоспособности и национальной безопасности.

Образование - это общенациональная, стратегическая проблема. Поэтому на первый план выступает и оценке достоинства педагога, ученого, интеллектуала. Это тоже одно из требований философии XXI ст.

Одной из тенденций современной образовательной парадигмы, обусловленной новой философией образования является подготовка специалиста нового поколения, который бы обладал достаточным тезаурусом на начальной стадии своей практической деятельности и имел надлежащую базу знаний для успешной ориентации в любой ситуации в течение всего периода активной жизни. Определяющими факторами успеха выпускника высшей школы в последипломном карьере есть моральное совершенство, надежный знаннєвий багаж, высокий уровень интеллектуального развития, владение методами самостоятельной познавательной деятельности, стремление достичь успеха и умение строить межличностные отношения.

Что же составляет багаж знаний в современном понимании? Это сумма фундаментальных знаний плюс понимание необходимости и умение обучаться на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Это умение и прочные практические навыки.

Каких именно качеств требует нынешний рынок труда от специалиста с высшим образованием? Это должен быть специалист с основательным багажом знаний, практических умений, профессиональных навыков, хорошо подготовлен к полноценного выполнения должностных обязанностей. Кроме того, выпускник должен вынести из стен учебного заведения высокую культуру, коммуникабельность, способность непрерывно пополнять свои знания самостоятельно.

Еще одно требование рыночной среды до выпускника высшей школы - наличие стремление достичь успеха, ориентация на высокие результаты, перманентное желание действовать и достигать цели. Обязательные черты - динамичность и выносливость как постоянная потребность реализовывать физическую и психическую энергию и способность выдерживать длительные физические и нервные нагрузки. Важное качество специалиста - высокая профессиональная компетентность. Не последнюю роль в этом плане играет здоровая амбициозность как имманентная необходимость постоянно быть впереди, получать признание, значимость, стремиться к совершенству.

Нынешний специалист должен быть психологически подготовленным к состязательности, уметь получать успех в конкурентной борьбе.

Специалист должен иметь твердые жизненные убеждения как потребность зорієнтовувати свои действия в соответствии с господствующих в окружающей среде духовных и моральных ценностей, а также четко осознавать свою миссию как желание воплотить в жизнь свои убеждения и стремления. Важным является также соблюдение на пути к жизненному успеху этических норм. Успех не за любую цену, а лишь при нормальных условиях, без нанесения вреда другим.

Одним из определяющих факторов успеха развития карьеры является умение специалиста строить межличностные отношения. Выпускник ВУЗА XXI ст., который хочет добиться успеха в своей деловой карьере, должен ориентироваться на понимание и поддержку своих действий, своей жизненной позиции. Необходимой чертой является эмпатия - умение сочувствовать, сопереживать другим людям, поставить себя в условия, в которых находится другой человек. Нынешний специалист должен быть коммуникабельным, уметь общаться с кем-какой категории людей, находить общий язык в любой ситуации. Надо умело создавать широкую сеть знакомств и эффективно их использовать. Деловой человек работает не индивидуально, а, как правило, с партнерами, в группе, в команде. Значит, у нее должен быть хорошо развито чувство команды, умение работать в команде, умение руководить и подчиняться воле других. Неотъемлемой чертой специалиста, который желает добиться успеха, оптимизм, твердая вера в достижение поставленной цели. В жестком, прагматическом рыночной среде важным залогом успеха в карьере является энергичность, предприимчивость, настойчивость, последовательность, мужество.

 

 

Литература

Андрущенко В.П., Михальченко Н.И. Современная социальная философия. - К.: Генеза, 1996.

Веч И. Личностно-ориентированное воспитание - новая философия / / Педагогика толерантности. - 2001. - №1.

Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М.: Мысль, 1998.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 1998.

Концептуальные основы демократизации и реформирования образования в Украине. - К.: Школьник, 1997.

Кремень В.Г. Философия образования XXI века / / Образование Украины. - 2002. - 28 декабря.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М.: Прометей, 1995.

Лутпай B.C. Философия современного образования. - К., 1996.

Михальченко Н. Украинское общество: трансформация, модернизация или лимитроф Европы? - К., 2001.

Национальная доктрина развития образования / / Образование Украины. - 2002. - 23 апреля.

Сирополко С. История образования в Украине. - К.: Наук, мысль, 2001.

Сластпенин В.А., Исаев Н.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Философия /1.В. Бычко, И.В. Бойченко, М.И. Бойченко и др. - К.:Лыбидь, 2001.

Философия образования XXI века: проблемы и перспективы: 36. наук, трудов. - Вып. 3. - К.: Знание, 2000.



Назад