Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Мотивы


На основе потребностей формируются мотивы - осознанные побуждение человека к деятельности или поведения. Мотивы тесно связаны с потребностями и наоборот. Их связь проявляется в том, что потребности реализуются в поведении и деятельности. Мотивами могут выступать и нужды и интересы, и стремление, и желания, и чувства, и мысли. Совокупность мотивов поведения и деятельности рассматривается как мотивационная сфера личности. В целом эта сфера является динамичной и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако, ядром мотивационной сферы, ее «стержнем» выступают относительно устойчивые и доминирующие мотивы (именно в них в первую очередь проявляется направленность личности).

Понятие мотивация в психологии используется в двух значениях:

• как систему факторов, обуславливающих поведение (цели, интересы, потребности, мотивы, намерения);

• как характеристику процесса, что поддерживает поведенческую активность.

Между направленностью и мотивами существует существенное расхождение. Будь-яка потребность является субъективным и находится на эмоциональном уровне в оперативной памяти. Мотив является сознательным, подчиняющихся определенной цели. Мотив хранится в долговременной памяти человека. Осуществляя одинаковые по форме поступки, люди могут руководствоваться разными, а иногда даже противоречащими мотивам.

Различают три группы мотивов:

1) простые, к которым относят поезда, желание, хотение;

2) сложные, к которым относят интересы, склонности, идеалы;

3) случайные, к которым относят чувства, привычки и аффекты.

Среди простых мотивов прежде всего выделяют поездили неосознанную потребность человека.

Когда человек осознает свои потребности, но они еще не выступают как сильное побуждение к действию, говорят о желание. Желание - это недостаточно сильный мотив.

Желанье - это активный мотив, побуждающий к действию.

Интерес - это направленность личности на определенный предмет, явление. В интересах более всего выражается познавательная потребность человека. Наличие интересов выступает благоприятной предпосылкой деятельности, обучение.

Склонность - это направленность не только на предмет, но и на саму деятельность.

Более высоким и по содержанию, и по силе побудительных мотивов есть идеал. Идеал - это высшая форма мотивации, что выражает основные направления личных стремлений человека. Идеалом может быть норма поведения (мужество, выносливость, принципиальность, конкретная личность в целом, литературный герой, и даже отдельная идея). Идеал не всегда осознается, но он существует (в «психологическом подполье»). Однако уравнения на идеал-осознанное.

Как мотивы могут выступать и привычки. Благодаря привычкам человек ведет себя определенным образом.

Каждый период жизни человека, каждый ее более-менее значительный «шаг» в системе общественных отношений приводит и к изменению ее мотивационной сферы. В процессе развития личности происходит преобразование одних мотивов на другие или сдерживание одних другими; на базе одних мотивов формируются другие, возникают противоречия между различными мотивами, изменяется соотношение доминирующих и подчиненных мотивов.

Мотивационную сферу человека можно оценивать по развитости, гибкостью, структурністю. Чем больше разнообразных потребностей, мотивов, целей у человека, тем более развита ее мотивационная сфера. Чем разнообразнее способы удовлетворения потребностей, тем гибче мотивация.

Таким образом, содержание мотивов является наиболее существенной характеристикой направленности личности и уровня воспитанности. Мотив - это овеществленная потребность.

Поскольку личность является членом общества, в анализе потребностей как основы мотивов надо исходить не из абстрактного представления о ней, а с того, как конкретный индивид включен в систему общественных отношений и каким образом эта система отражается в его индивидуальном сознании.

Мотивационная сфера является сложным образованием. Мотивы различаются не только по содержанию, но и по уровню осознанности, устойчивости. Направленность личности является результатом возникновения устойчиво доминирующих мотивов поведения, а также других особенностей личности, которые помогают или мешают реализовать мотивы.



Назад