Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Основные теории мотивации


Основные теории мотивации принято разделять на две группы - смысловые і процессуальные. В содержательных теориях акцент делается на выявлении и изучении внутренних побуждений (потребностей, мотивов), которые лежат в основе поведения людей, их профессиональной деятельности. В процессуальных теориях раскрываются закономерности организации целостной мотивированного поведения с учетом взаимодействия мотивов с другими процессами-восприятием, познанием, коммуникацией.

Примером смыслового подхода является концепция «иерархии мотивов» А. Маслоу. Она предполагает, что основой мотивов есть потребности, которые образуют пирамиду. Согласно данной концепции все потребности личности подразделяются на пять основных групп.

A. Физиологические потребности. Они необходимы для выживания организма, лежат в основе гомеостатичної регуляции. Это - потребность в пище, воде, отдыха, сексуальном удовлетворении, убежища и т. д.

Б. Потребности самосохранения включают потребности в защите от физических и психологических опасностей; в уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены; в защите от неустроенности, боли, гнева, страха.

B. Социальные потребности (потребности в социальных связях). Они также называются потребностями причастности. Главными из них являются потребности в социальном единении с группой и принадлежности к ней; в социальных контактах, в любви, в позитивном отношении со стороны других, в социальных взаимодействиях как таковых.

Г. Потребности в уважении включают, во-первых, потребности в уважении со стороны других - в признании ими личных достижений, компетентности, личностных качеств и достоинств; во-вторых, - потребность в самоуважении.

Д. Потребности самоактуализации - это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в «личностном росте», то есть развития собственной личности, в смысле, осмыслении и развития собственного «Я».

Пять групп потребностей одновременно является и пятью основными уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической структуры соподчиненности.

Это означает, что потребности каждого вищерозташованого уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех нижчерозташованих уровней довольны. Например, если человек испытывает сильный голод (уровень А), то именно он является главным мотивирующим фактором поведения. Лишь после того, как эта потребность будет удовлетворена, человек начинает стремиться к удовлетворению потребностей других уровней - в частности, безопасности, социального признания и т.д.

Удовлетворение потребностей нижчерозташованих уровней является обязательным условием и причиной актуализации потребностей вышележащих уровней. Например, только после того, как будет обеспечена безопасность, возникают потребности социального порядка. После того как человек добивается их удовлетворения (социального признания), он начинает испытывать потребности в уважении, в самоуважении, в собственном совершенствовании.

Низшие потребности (уровни А и Б) обозначаются как «потребности дефицита», а высшие (уровни Г и Д) - как «потребности роста»: первые обеспечивают выживание, а вторые - развитие личности.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются ее потенциальные возможности, потребность в самосовершенствовании никогда не может быть удовлетворена полностью. Поэтому и процесс развития мотивации не является ограниченным.



Назад