Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Понятие о характере


Если в основе темперамента лежат природные динамические особенности нервной системы человека, то характер в значительной мере обусловлен общественной жизнью человека, усвоенным социальным опытом. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в ее деятельности и поведении, в отношении к другим людям, к окружающей среде, к труду, к самому себе.

Характеризуя будь-яку человека, можно сказать, что она является принципиальной или беспринципным, искренней ли лицемерной, скромной или высокомерной, бережливой ли расточительной, смелым или трусливым, альтруистичной или эгоистичной и т.д. Это означает, что характер интегрирует в себе разнообразные психологические качества личности. Однако решающее значение в характере принадлежит морально-волевым качествам, в частности, способности преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности, поскольку они предопределяют типичные для личности особенности деятельности и социального поведения.

На формировании характера отражается общественное бытие личности, усвоение им социального опыта: типичные обстоятельства жизненного пути людей в конкретно-исторических условиях порождают типичные черты характера, а направленность воспитания способствует развитию индивидуальности. (Вспомните перенос в другую историческую эпоху героев известного кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»).

Характер каждого человека представляет собой сочетание постоянных и динамических качеств. Стали качества, образующие основу характера, формируются и закрепляются постепенно в процессе познания и практической деятельности и становятся типичными для данного человека. Однако в реальной жизни типичные черты характера наблюдаются через их конкретные проявления, которые могут меняться в зависимости от ситуации, влияния других людей, круга общения, состояния здоровья, возраста и т.д.

При исследовании характера важное теоретическое и практическое значение имеет раскрытие предпосылок его образования и компонентов, из которых он состоит.

В психологии существует несколько подходов к растолкования соотношение естественного и приобретенного в характере человека. В соответствии с первым подходом, характер сводится к сумме темперамента и конституционных отличий, то есть обусловливается только наследственностью. Второй подход видит зависимость характера только от условий жизни и социализации личности, не находя в нем места для биологических предпосылок. Более объективным признан в отечественной психологии третий подход, согласно которому характер следует рассматривать как сплав типа высшей нервной деятельности человека и определенных временных нервных связей в коре головного мозга, образующихся под влиянием жизненного опыта.

Характер находит выражение в поведении, деятельности, а также в манере общения человека. Например, в деятельности руководителей и преподавателей обязательно должны проявляться коммуникабельность, принципиальность, толерантность. В то же время для успешного осуществления деятельности им необходимы некоторые специфические качества, в частности, руководитель должен проявлять предприимчивость, решительность, адаптивность, а преподаватель - увлеченность, наблюдательность, креативность.

Качества характера проявляются также в мимике, пантоміміці. Однако определение характера за внешностью - очень сложная задача, поскольку некоторые люди пытаются замаскировать внутреннее содержание характера внешней игрой. Однако, как бы искусно не играла человек ту или иную роль, она иногда «снимает» маску, к которой привыкли окружающие, и показывает свое истинное лицо. Очень часто такое случается в конфликтных ситуациях.



Назад