Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Гуманизм - определяющий принцип жизнедеятельности личности и человеческого сообщества


В процессе мировосприятия и всей жизнедеятельности перед нами объективно возникает ряд неоднозначных вопросов типа: "Кто или что является главным в этом мире?" Пытаемся отыскать ответ: материальные ценности; природные ресурсы; новые технические системы; растительный или животный мир, что окружает нас; возможно, достижения науки и образования. Поразмыслим над этим. А, возможно, не то и не другое? Значительная часть людей, отвечая на этот вопрос, утверждает: главное - это Человек.

Если это так, то может возникнуть и другой вопрос: "В чем смысл жизни человека?" В этом плане также есть разные мнения: быть здоровой, получить хорошее образование, иметь престижную работу, приличный заработок, надлежащее жилье и еще многое другое. Все названные аспекты касаются смысла жизнедеятельности личности. Но мы акцентируем внимание на ведущем смысле жизни человека с позиций философии ее бытия. Это - продолжение рода человеческого. И не только в биологическом (репродуктивном), но и социальном плане. Г.С. Сковорода подчеркивал, что есть "две суть главныя родительськие сей: благо родит и благо научить". В задании "научить" Сковорода рассматривал это понятие в рамках не столько "научить грамоте", сколько "научить праведной жизни", то есть дать достойное воспитание.

Мы понимаем, что воспитание человека - многогранный и достаточно сложный процесс. Можно ли выделить какие главные, определяющие аспекты воспитания? Давайте подумаем, которые: физическое здоровье, готовность к труду, эстетическая культура, умственное развитие?

Российский философ 1.0. Ильин (1882-1954), размышляя над вопросами духовного обновления человека, писал: "Кто хочет воспитать ребенка, то должен пробудить и укрепить в ней духовность ее инстинкта. Если дух в глубине подсознания будет пробужден и если инстинкт будет удовлетворен этим пробуждением, то в жизни ребенка происходит чрезвычайное происшествие и ребенок справится со всеми трудностями и прелестями будущей жизни: ангел не будет спать в его душе и человек никогда не обернется на волка. Но если в детстве это не произойдет, то спустя будь-какие уговоры, доводы и убеждения могут оказаться бессильными, потому что инстинкт со всей его величием, страстями и заповзяттям не примет духа и не сроднится с ним: он будет видеть в нем врага и насильника, услышит только запрета его и всегда будет готов встать против него и воплотить свои желания". Приведенное рассуждение И.А. Ильина в определенной мере дает ответ на вопрос, что в системе формирования личности является главным, определяющим. Это - морально-духовные ценности.

В.А. Сухомлинский отмечал: "Живая человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощает в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит идейную, гражданскую, умственную, творческую, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность. < ... > Здесь каждому человеку (в сфере нравственного развития. - А.К.) не закрыта дорога к вершинам, здесь настоящая и безграничная равенство, здесь каждый может быть великим и неповторимым".

Стимулирующим фактором, сердцевиной достижения этого главного является гуманистическое начало. Поэтому любая деятельность как отдельной личности, так и определенных социальных институтов должно осуществляться в рамках ее направленности на человека, на создание оптимальных условий для его жизнедеятельности и развития, усовершенствования духовных качеств. Снова обратимся к мысли И.А. Ильина, который утверждал, что "воспитать" означает сформировать из ребенка не успешную человека-подхалимом, а духовно зрячую, сердечную и цельную личность с сильным характером.

Гуманизм как система идей и взглядов на человека как высшую ценность - это убежденность в безграничных возможностях человека и его способности к совершенствованию, это требование свободы и защиты достоинства личности, это идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение ее потребностей и интересов должно быть целью общества.

Принцип гуманизации воспитания предусматривает создание условий для формирования лучших качеств и развития способностей человека, раскрытие источников ее жизненных сил; гуманизацию отношений между воспитателями и воспитанниками, постановку воспитание в центр учебно-воспитательного процесса, уважение к личности, ее достоинства, понимания ее запросов, интересов, доверие к ней; формирование искренней, доброжелательной, милосердной человека.

Академик В.Г. Кремень, определяя задачи и перспективы развития образования, подчеркивает, что на нынешнем этапе развития общества украинская образовательная система должна основываться на принципах гуманизма и демократизма. Такой подход соответствует и Конституции Украины: "Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью". На реализацию положений этой статьи в Конституции направлен отдельный раздел "Права, свободы и обязанности человека и гражданина".

Принципы гуманизма находим и в Священном Писании. Первой заповедью христианской морали является любовь к Богу и к человеку: возлюби Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всеми ближнего своего, как самого себя.

Принцип гуманизма является имманентной чертой менталитета украинского народа с давних давен. Еще князь Владимир Мономах в
"Поучении детям" отмечал: "Имейте страх перед Богом в сердце
своем и творите милостыню неоскудну, потому что это есть начало всякого
добра... Более убогих не забывайте, но, сколько сможете, по силе своей, кормите их, подавайте милостыню сироте, и вдову оправдывайте сами и не позволяйте сильным погубить человека. < .. . > Если вы идете куда-нибудь в путь по своим землям, то не позволяйте отрокам вреда оказывать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в хлебах, чтобы люди не стали вас проклинать. Куда ни пойдете, где не спинитесь, напійте, накормите хоть одного кого-нибудь; наиболее же чтите гостя, откуда бы он к вам не пришел ли он прост, почтенный, или посол; если не сможете (почтить) подарком, то хоть едой и напитками, потому что они (гости), проходя, прославят человека по всем землям, или добрым или злым (словом). Больного навістіть; вслед за умершим идите, ибо все мы смертны; и человека не пропустите, не поприветствовав, доброе слово скажите ей. Жену свою любите.. Почти тысячелетие отделяет нас от поучений Владимира Мономаха, но они наполнены духом гуманизма и остаются на времени для молодежи XXI века.

Подавляющее большинство педагогов с мировыми именами в воспитании подрастающего поколения отстаивали идею гуманистической педагогики. Чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) создал "Правила поведения" и сформулировал их с точки зрения, что ребенок живет среди людей и должен проявлять гуманизм в отношении к ним. Назовем лишь некоторые из этих правил: "Основой нравственности есть такое настроение человеческого духа, в силу которого человеку приятно вести себя так, чтобы нравиться Богу и добрым людям; молодой человек, где бы ты не был, помни о том, что ты находишься в присутствии Бога, а может быть - и людей. Поэтому остерегайся делать что-нибудь такое, что неприлично перед величием божиим и ангелов и в человеческих глазах. Пусть будет чистым дух твой ради Господа и твоей совести; лицо же твое и поведение, речь и весь внешний вид будут чистыми и честными ради ангелов и людей".

Талантливый польский педагог Януш Корчак (1878-1942) свой основной педагогический задел назвал "Как любить детей".

Украинский Прометей педагогической мысли второй половины XX века. В.А. Сухомлинский (1918-1970) наполнил свои педагогические труда духом гуманистической педагогики. Вдумаемся только в названия отдельных его произведений: "Проблема воспитания всесторонне развитой личности", "Духовный мир школьника", "Как воспитать настоящего человека", "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина". Все его многочисленные монографии, статьи полны гуманизмом - любовью к детям. "Воспитание душевной способности к сопереживанию, - писал В.А. Сухомлинский, - это одно из самых тонких и самых трудных задач семьи. Умение подразумеваемо перевоплотиться в другого человека, поставить себя на место другого - вот чему учат мудрые родители. < .. . > От того, как относится ребенок к цветы и бабочки, к бездомного щенка и горобеняти, что выпал из гнезда, к "приблудившегося" собачки, что прижился в школе, и котенка, который кто выбросил на улицу, - от всего этого зависит человеческая красота будущего гражданина и труженика, культурной личности и семьянина.

Ценной в плане воспитания духовности, гуманизма в творческом багаже В.А. Сухомлинского труд "Как воспитать настоящего человека". Она наполнена наставлениями, своеобразными заповедями, обращенными к юношей и девушек, и рекомендациями мудрого человека, какими средствами можно достичь желаемых результатов морально-духовного становления. Вот лишь некоторые из них: "1. Ты родился человеком. Но надо стать человеком. Настоящая человек выражает себя в убеждениях и чувствах, свободы и стремлениях, в отношении к людям и к самой себе<...>. 4. Люби людей. Любовь к людям - это твоя моральная сердцевина. Живи так, чтобы твоя сердцевина была здоровой, чистой и сильной. Быть настоящим человеком - это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче, чтобы в каждом человеке, с которым ты встречаешься в жизни, осталось нечто хорошее от тебя, от твоей души.

Но в любви к людям - в этом нашем неисчерпаемом богатстве - есть и другие духовные начала. Мы любим людей потому, что находим в этом свое гражданское счастья. В любви к людям каждый из нас утверждает себя как сына своего народа.

И еще одно духовное начало в нашей человеческой любви. Это наша потребность в человеке<...>. Любовь - это преданность человека человеку. В человеческой любви вечно горит огонек, который я назвал бы духовной готовностью человека принадлежать другому человеку, быть ее любимым существом.

Это не порабощение, а настоящий подъем личности. В этом духовном начале кроются корни человеческого достоинства, гордости, самобытности лица".

Как видим, проблема гуманизма, воспитание этих качеств у людей остается актуальной на протяжении тысячелетий. В последние сто лет в общественной жизни жителей Земли многое изменилось. Изменилось, так сказать, в лучшую сторону в социальном и экономическом бытии землян: они стали умнее, более образованными, улучшились условия экономического обеспечения; осуществлены грандиозные, эпохальные открытия в науке и технике: найдена возможность использования энергии атома, расшифровка генома многих живых существ, клонирование биологических видов, разработаны новые технологии в промышленном и сельскохозяйственном производстве, широко используются информационные технологии, человек проникла в Космос, на луну и Марс, и много других.

Техника, технологии, новые научные открытия. А как человек? Какой статус и состояние человека в этом многоаспектном и многомерном мире? Сделало ли это человека духовно богаче? Удалось ли преподнести ее гуманистическую направленность? Стала ли она счастливее?

Украинский мыслитель Г.С. Сковорода (1722-1794) с тревогой писал: "Что может быть хуже человека, который обладает знаниями самых сложных наук, но не имеет доброго сердца? Она все свои знания применяет для зла". Продолжая размышления Г.С. Сковороды, в начале третьего тысячелетия стоит подумать: имеет ли современный человек доброе сердце? Другими словами: мы можем утверждать, что с ростом достижений науки, техники пропорционально возрастает, утверждается гуманизм человеческих существ? Думаем, что нет. Наоборот, наблюдаем парадоксальное явление: человек становится умнее, технически и технологически более грамотной, а ее духовность, гуманизм разрушаются. Экономическое и научно-технологическое богатство разрушает в человеке самое дорогое - духовность, душевность, человечность.

Какие же причины и какие факторы побуждают человека к такой трансформации? Вместо доброго сердца, моральных ценностей, прежде всего гуманизма, приходится пожинать проявления жестокости, равнодушия, духовного растления, пренебрежительного отношения к старшим, унижение самого святого на Земле - Женщины-матери, национального нигилизма, невиданных разрушений окружающей среды и т.д.

Особенно жестокий следует, направленный на уничтожение духовных ценностей человека, оставляет хозяйственная деятельность жителей планеты. Прежде всего тех, кто проживал на территории бывшего Советского Союза. Вспомним хронику исторических событий, которые тяжелым катком прошлись по человеческим судьбам. Первая мировая война, октябрьский переворот 1917, p. гражданская война (1918 - 1922 гг.), голодоморы (1922,1933,1947 гг.), страшный красный террор, который длился с 1917 по 1953, p. коллективизация в сельском хозяйстве, Вторая мировая война, постоянный духовный геноцид и др. Все эти катаклизмы связаны с огромными человеческими жертвами. Произошло страшное разрушение святости человека, унижения его человеческого достоинства. Большинство проблем социально-экономического характера решались через разрушение человеческих судеб. Действовали по сталинской формуле: "Нет человека - нет и проблемы". Уничтожению подлежали ведущие социальные институты, которые были носителями и хранителями человеческой духовности, - семья и церковь. Прежде всего большевики уничтожали духовную элиту общества - ученых, писателей, поэтов, театральных деятелей, заботливых хозяев. Террор был частью коммунистической идеологии.

В советском государстве основы террора начал В. Ленин. Вот лишь некоторые документальные штрихи о его деятельность в этом направлении. В 1918 г. сторонники партии социал-революционеров убили председателя петроградской ЧК (чрезвычайной комиссии) М.С. Урицкого. По приказу Ленина немедленно, без следствия и суда, было расстреляно 400 заложников. Рассмотрим ряд документов из архива Ленина языке оригинала.

1. Записка Ленина Г.Л. Зінов'єву (соратнику Ленина): "Тов. Зиновьев! Только сегодня мы узнали в ЦК, что в Питере рабочие хотят ответить на убийство Володарского массовым террором и что Вы их удержали. Протестую решительно! Мы компрометируем себя: грозим даже в резолюциях Совдепа массовым террором, а когда до дела, тормозим революционную инициативу масс, вполне расположен. Это не-воз-мож-но! Надо поощрять энергию и массовидность террора! (26 ноября 1918 г.).

2. В ответ на жалобу М.Ф. Андреевой (комиссара театров и зрелищ Петрограда) относительно арестов интеллигенции: "Нельзя не арестовывать для предупреждения заговоров всей этой околокадетской публики. Престижно не арестовывать ее. Лучше, чтобы десятки и сотни интеллигентов посидела деньки и недельки. Эй-эй, лучше (18 сентября 1919 г.)".

3. Максиму Горькому относительно того же вопрос: "Короленко (российский писатель и публицист (1853-1921). - А.К.) ведь почти меньшевик. Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками. Нет, таким "талантам" не грех посидеть недельки в тюрьме. Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а ... " (15 сентября 1919 г.).

4. Ф.Э. Дзержинском (соратнику Ленина, председателю ВЧК - Всероссийской чрезвычайной комиссии. - А.К.:) "К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров. Надо это тщательно подготовить. Обязать членов политбюро уделять 2-3 часа в неделю на просмотр ряда изданий и книг. Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей. Поручите все это толковому, образованному и аккуратному человеку в ГПУ (Главное политическое управление, до 1922 г. - ВЧК. - А.К.). Надо поставить дело так, чтобы этих вредителей изловить и излавливать постоянно и систематически высылать за границу. Прошу показать это секретно, не разглашая, членам Политбюро с возвратом Вам и мне (19 мая 1922 г.)".

5. Телеграмма в Пензенский губисполком: "Необходимо произвести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев. Сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города. Телеграфируйте об исполнении" (9 августа 1918 г.)".

Таких документальных свидетельств о террор против своих граждан множество. Сталин был лишь послушным "учеником" своего политического учителя, продолжателем дела уничтожения людей с еще большим размахом.

О духовный геноцид народа вспоминает известный украинский певец Д.М. Гнатюк. Родом он из Буковины. До присоединения западных областей Украины буковинцы жили под румынами. "Мы с радостью, - говорит Д.М. Гнатюк, - встретили советские войска.

Мама преподнесла им на полотенце хлеб-соль, цветы, сосед наш - он потом стал председателем сельского совета - держал флаг. Потом маму арестовали. Чтобы ее освободить, отец продал корову. Не прошло и полгода - арестовали брата. Ему было 18 лет, он учился в Констанце, приехал на каникулы. Прежде чем вернуться назад, ему нужно было некие документы исправить. Брат последовал за ними в комендатуру и оттуда его уже не выпустили, он Умер в страшных муках - его мучили до беспамятства.

- За что? - спрашивает корреспондент газеты.

- За то, что был образованным человеком, владел иностранными языками... Он прекрасно знал немецкий, а это о многом говорило, английский, испанский, французский. Естественно румынский и украинский. Единственное - он еще не знал русского языка. В архивных документах я прочитал: "Дайте мне переводчика".

- Вы разыскали архивы? - уточняет корреспондент.

- Да. Его сержант допрашивал. Мне кажется, брату сломали позвоночник, потому что на фотографиях анфас он был согнут - очевидно, уже не мог выпрямиться. Видимо, его расстреляли...

Для нас это была страшная трагедия, матери она изрядно укоротила жизни. Если бы брат участвовал в каких политических акциях, когда бы провинился перед режимом... Но фактически ничего не было.

- Убили человека ни за что, ни про что...

- Кстати, трагедию с молодежью тогда пережила вся Буковина... После воссоединения с Украиной везде были расклеены плакаты: "Кто хочет учиться в Киеве, Днепропетровске, Донецке, Харькове, Чернигове - записывайтесь!" А у нас было очень много молодых людей, которые хотели учиться, - Буковина вообще этим отличалась<...>. Многие молодые тогда записалось - до пяти тысяч человек, их всех погрузили в эшелоны и отправили в Сибирь. Там они почти все погибли".

Такие печальные факты, документы истории нашего народа. Все это нівечило не только тело, но и дух человека. Когда она видит гибель миллионов людей от голода, в страшных войнах, концентрационных лагерях, чувствует систематическое духовное унижения, геноцид духовного сокровища целых поколений - происходит абсолютное девальвация морально-духовных ценностей. Весь этот ужас - страшное клеймо на поколениях наших людей.

Все это привело к тому, что в человеке искусственно вытравили сердцевину ее социального бытия - гуманизм, заместив его антипода мы. В наши дни значительная часть средств массовой информации (особенно телевидение, печатные источники) преподносят культ антигуманизма - жестокость, насилие, равнодушие, вседозволенность, духовный нигилизм, моральную разврат, сексуальные извращения, безделья, сквернословие и многое другое, что разрушает духовные начала человека. Украинская поэтесса Лина Костенко с сожалением писала:

Посмотришь: и что оно такое? Не поможет и двоопукла линза. Кажется, люди, все у них человеческое, Но душа еще с дерева не слезла.

Можем ли мы смириться с тем состоянием духовного обнищания, антигуманістичного нигилизма, в котором оказались? Бесспорно, нет. Украинский народ, получив свободу, возможности свободного развития, должна приложить усилия, чтобы восстановить заилены источники гуманизма. Целенаправленная работа в этом направлении должна осуществляться на всем социальном пространстве нашего общества. И прежде всего нужна кропотливая работа с молодым поколением, которое особенно чувствительно к бацилл духовного геноцида.



Назад