Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Способности и проблема профессионального самоопределения


Проблема профессионального самоопределения встает сегодня перед многими людьми: старшеклассниками, выпускниками школ, а также специалистами, которые стоят перед необходимостью овладения другой профессии или вынуждены искать новую работу после закрытия (перепрофилирование предприятий, ведомств и т.д. Все они должны осознавать важность проблемы своевременного выявления задатков и развития способностей, проблемы выбора жизненного пути согласно возможностей личности.

Чтобы найти себя и правильно определить свое место в жизни, каждый человек должен ответить на следующие вопросы:

Какие мои способности?

Какие специалисты более нужны обществу, что оно ждет от меня?

В каком виде деятельности я смогу наиболее полно раскрыть себя?

Эти вопросы являются взаимосвязанными: чем больше мечты, склонности, способности и качества личности «вписываются» в дело, которому человек решил служить, тем большую пользу для общества она сможет принести на своем рабочем месте.

Как же найти «свое место» в жизни, как правильно выбрать профессию, если их много?

Психолог Есть. О. Климов выделил пять основных типов профессий по принципу отношение человека к различным объектам окружающего мира.

Первый тип - профессии «человек - человек». Они объединяют учителей, воспитателей, преподавателей вузов и техникумов, врачей, продавцов, спортивных тренеров, менеджеров и др.

Второй тип - профессии «человек - техника». Это водители авто-и электротранспорта, машинисты поездов, операторы станков с программируемым управлением, инженеры, слесари, электросварщики и т.д.

Третий тип - профессии «человек - природа». Представителями этого типа есть садовники, лесники, агрономы, врачи, ветеринары, животноводы, мелиораторы, геологи, биологи, виноградари, пасечники.

Четвертый тип - профессии «человек - знаковая система». К этому типу относятся те, кто имеет дело с разного рода условными знаками, шифрами, кодами, формулами, языками: экономисты, бухгалтеры, корректоры, операторы ЭВМ, программисты, инспекторы отделов кадров, штурманы авиации, переводчики.

Пятый тип - профессии «человек - художественный образ». Этот тип включает архитекторов, фотографов, скульпторов, художников, бутафорів-декораторов, дизайнеров, музыкантов, певцов, танцоров, настройщиков инструментов.

Есть. О. Климов разработал специальную тестовую таблицу, которая может помочь сориентироваться в собственных интересах и наклонах, сделать выбор профессии более основательным.

Разумеется, человек за своими наклонностями и способностями может иметь предпосылки не к одной, а в нескольких профессий. В таком случае нужно выбирать между ними. Гораздо сложнее принять решение, когда выясняется, что к профессии, которая очень нравится, у человека данных маловато. Тогда следует или переключиться на нечто другое, более-менее близкий, или вспомнить о компенсацию - свойство психики человека, которая заключается в перестройке функций организма, нарушенных или утраченных вследствие перенесенного заболевания или травматических повреждений. В 1961 году В. И. Скороходова, слепоглухонемой, защитила кандидатскую диссертацию на тему «Как я воспринимаю окружающий мир». При полном отсутствии зрения и слуха, она развила в себе способности к научному творчеству, после защиты диссертации работала в Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР, осуществляла воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Следовательно, при очень большом желании и сильной воли человек может преодолеть недостаточное развитие некоторых способностей, а также физические и психологические ограничения.

Студенческие годы предоставляют широкий простор для овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выбранной профессии. Кроме обязательных регулярных занятий под руководством преподавателей молодые люди должны осуществлять самостоятельный поиск и использование учебной и научной информации, находить время для занятий спортом, отдыха и т.д.

Для реализации этих задач студентам необходим достаточно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов и т.п. Некоторое снижение этого уровня может быть компенсировано за счет повышенной мотивации или трудоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в обучении. Но существует и определенная граница, ниже которой компенсаторные механизмы уже не помогают. Именно поэтому, выбирая будущую профессию, абитуриенты должны учитывать различия, существующие в структуре специальных способностей.

Так, для успешного овладения инженерными профессиям абитуриенты должны иметь высокий уровень невербального, то есть действенно-практического интеллекта. Кроме того, будущим инженерам необходимые высокий уровень развития пространственных представлений и скорость сообразительности.

Молодые люди, вступающие на естественные факультеты, должны иметь высокоразвитое логическое и абстрактное мышление, высокая степень концентрации внимания. Как правило, студенты гуманитарных специальностей отличаются повышенной серьезностью и независимостью суждений. Однако у них недостаточно развитое умение общаться с людьми. По данным психологических исследований, интровертованость студентов-математиков глубоко коррелирует с уровнем их успешности. Это означает, что интровертованость следует считать одним из условий успешного обучения на естественных факультетах, и поэтому ее также следует включить в структуру специальных способностей абитуриентов, которые туда поступают.

Успешное обучение на гуманитарных факультетах возможно при условии наличия у человека ярко выраженного вербального типа интеллекта и высоко развитого абстрактного мышления. Ведущие компоненты в структуре способностей желающих овладеть гуманитарными профессиями - широта познавательных интересов, эрудированность, хорошее владение языком, богатый словарный запас, умение правильно его использовать.

Понятно, что даже выдающиеся задатки не в состоянии обеспечить высокие достижения в овладении избранной специальности. Только самостоятельный, трудолюбивый, организованный студент, который умеет планировать свое время, будет в состоянии реализовать свои потенциальные способности и достичь их максимального развития в профессиональной деятельности.



Назад