Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Психологическая сущность самосознания


Психологическая сущность самосознания заключается в том, что в отношении личности к себе заложена способность ее самосовершенствования. Познание своих особенностей помогает человеку изменить себя, корректировать свои действия, преодолевать негативное. Психология каждого человека сложна и многогранна, она имеет глубинный пространство.

Самосознание обеспечивает установление равновесия между внешними воздействиями и внутренним состоянием субъекта, определяет формирование сознательного поведения человека. С одной стороны, она выступает как результат развития личности, с другой - как регулятор этого процесса. Итак, самосознание сочетает познания и переживания. В этом проявляется целостность, единство человеческого Я.

Чтобы каждый человек открыла себя как неповторимую индивидуальность, осознала свою позицию в социальном окружении, где она живет, нужно познать себя. Психологическое значение самосознания заключается в том, что каждый человек не только познает, но и творит сама себя, утверждает свою самоценность, право на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Через самопознание происходит развитие личности.

В украинской психологической школе у истоков изучения проблемы самосознания стоял П. Г. Чамата. Самосознание он определял как осознание человеком себя самого и своих отношений к внешнему миру, отношение к другим людям. Идеи П. Г. Чапать развивали его последователи Л. С. Сапожникова, Г. И. Боришевский и другие.

Предметом исследований Л. С. Сапожникової была самооценка детей разного возраста, ее связь с уровнем притязаний учеников, с их позицией в коллективе. Изменение социальной роли, уровня притязаний актуализирует вопрос «Кто Я», «Я» и способствует формированию внутреннего мира. В этом процессе регулирующую роль играет самооценка как важный фактор успехов, что стимулирует самовоспитания и развитие индивида.

М. И. Боришевский изучает механизмы саморегуляции как проявление внутренней самоактивності личности. Он исследовал зависимость процесса саморегулирования от интеллектуального, нравственного развития личности и ее эмоционально-волевой сферы.



Назад