Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

«Я - концепция»


«Я - концепция» - это проявление самосознания, динамическая система представлений человека о себе. Она формируется под влиянием опыта каждого индивида. Эта система составляет основу высшего саморегуляции человека, на базе которой она строит свои отношения с окружающим ее миром.

Самосознание в психологической литературе рассматривается как сложное родовое образования в структуре психики личности, а образ «Я» - как видовое. Образ «Я» - продукт самосознания, то есть проявления осознания и оценки индивидом себя как субъекта практической и теоретической деятельности, идеалов, убеждений, мотивируют его активність.Види образов «Я»: социальное «Я», духовное «Я», физическое «Я», интимное «Я», семейное «Я» и т.п., а также «Я» - реальное «Я» - ирреальное, настоящее, будущее, фантастическое и т. п.

В отличие от самосознания образ «Я», кроме осознанных компонентов, содержит неизвестное «Я» на уровне самочувствие, представлений. Главная функция образа «Я» - обеспечить интегрированность, целостность, индивида, его личностную сущность достичь субъективной гармоничности. «Я» - концепция изучается науками о человеке и обществе.

В начале 20 века. Липпс П. (1913) отмечал, что это проблема исключительно психологическая. Он рассматривал «Я» как объединяющий компонент сознания, считал «Я» деятельным, реальным субстратом индивидуального сознания.

В учении о личности Джемс (1923) выделял эмпирическое «Я», что познается и чистое «Я» как элементы сознания. Между ними существует единство и борьба противоположностей.

3. Фрейд (1933) считал внутренним источником развития «Я» личности противоречие между реальным и идеальным компонентами (борьба «Эго» и «Супер-Эго»).

Представители гуманистической психологии описывают феноменологию личности, то есть то, как человек воспринимает, понимает и объясняет себя, реальные события своей жизни.

Проблемы развития «Я - концепции» и воспитание широко освещена Бернсом Г. (1986). Автор четко доказывает, что свойственна процессам самосознания концептуальность находит выражение в систематизированной «Я - концепции». (А. Маслоу, К. Роджерс).

По своему содержанию «Я - концепция» может быть положительной, отрицательной, амбівалентною.

А. Маслоу видит внутреннюю противоречивость в несоответствия реального уровня самоактуализации индивида, его возможном уровне. В результате субъект ищет новые способы поведения, которые позволяют ему более самоактуалізуватися. В своих концепциях самоактуализации личности как стремление к самопроявления Маслоу дает описание требований, которым должен отвечать индивид. Роджерс подчеркивает способность человека к личностному самосовершенствованию. Центральным понятием его теории является понятие «Я», поскольку каждый человек решает вопросы: Кто я? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Образ «Я», состоит в условиях личностного жизненного опыта.

Следовательно, «Я - концепция» - это оцінно-познавательная система, что переживается и более-менее осознается индивидом. На ее основе составляется отношение индивида к себе и к другим, что опирается на личностную самооценку своих возможностей, способностей, характера. Е. Фромм отмечает: «Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья, развития свободы укорінено в моей способности любить, то есть в заботе, уважении, ответственности и знаниях. Если индивид способен любить творчески, он любит и себя; если он любит только других, он вообще не может любить». Таким образом образ «Я» выступает как регулятор взаимоотношений межличностных отношений человека.

В современных психологических исследованиях подчеркивается роль образа «Я» как обобщенного механизма саморегуляции личности, отмечается, что именно образ «Я» обеспечивает самотождественность (индентификацию), личностную ответственность, порождает чувство социальной причастности. Механизм саморегуляции Я-концепции оказывается в вербализованы форме: собственного желания - « я хочу», осознание своих возможностей - «я могу», требовательности - «мне нужно», целеустремленности - «я хочу».

Индивиды с различными «Я - концепции» не одинаково воспринимают мир: верно или не верно, искаженно, например: «Я - реальное» и «Я - идеальное» не совпадают, это вызывает недовольство, разочарование. От удовольствия уровня притязаний в достижении личности зависит формирование важного компонента ее сознания - самоуважения. Она влияет практически на все аспекты деятельности человека: включает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и позитивное отношение к себе, и согласованность своего надособистісного и идеального «Я». Мотивация достижения, будучи доминирующей для человека является также важным регулятором ее развития.

Процесс самоконцептуальності меняется в зависимости от возраста. Представление индивида о себе интегрируются в более сложные системы.

Формируются понятия «концепция «Я». Если в самосознания подростков, старшеклассников в образе «Я» еще нет определенной стабильности, их процесс самопознания находится в состоянии формирования, то у студентов наблюдаются значительные сдвиги в направлении личностной постоянства «Я - концепции». Самосприймання в этом возрасте становится более обобщенным, качественно новым. Оно заключается не столько в количественной оценке своих черт, сколько в стремлении себя оценивать с позиций нового социального статуса, способности к усвоению профессиональных знаний, готовности к созданию семьи.



Назад