Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Пути и средства гуманизации личности


Анализируя исторические уроки прошлого, должны беспокоиться о формировании поколения украинцев нового поколения - людей свободных, целеустремленных, гордых, гуманных, полных национального достоинства. В Национальной доктрине развития образования этой проблеме посвящен отдельный раздел. В нем определено: "Образование должно гуманистический характер и основывается на культурно-исторических ценностях украинского народа, его традициях и духовности".

В определении путей возрождения духовности народа, его гуманистической направленности надо осознавать, что эта проблема слишком сложна, а процесс - длительный и многоаспектный. Он должен строиться на принципе комплексности. Комплекс (лат. complexus - связь, соединение) - совокупность предметов или явлений, которые составляют единое целое; комплексный - соединен будь-чем, сложный. Комплексность во всестороннем развитии личности вообще и воспитании гуманизма, в частности, предусматривает диалектическом единстве целей и путей и средств воздействия на личность. В этом процессе должно быть понимание всеми социальными институтами важности воспитание гуманизма как сердцевины морально-духовного становления человека, согласованность действий в целостной системе воспитания. Схематически это можно представить так (рис. 3).

 3

Рис. 3. Структура комплексного подхода к воспитанию гуманизма

 

Ведущей социальной структурой, которая имеет закладывать духовную основу гуманности, является семья. Воспитатели, а в первые годы жизни ребенка родители имеют большое и ответственное задание разбудить детскую душу лучами добра и красоты, любви и радости. Ласкающий взгляд и голос мамы уже начинают это дело. А возможно, этот процесс духовного роста начинается еще раньше, когда ребенок находится в эмбриональном состоянии. Не случайно в народе говорят, что в этот период "мама носит дитя под сердцем". Когда младенца сразу после рождения прикладывают к маминых груди и оно чувствует материнское тепло, биение сердца - это необъятное благодать, которая незаметно вливается в детскую душу, превозносит Мать, укрепляет ее материнский инстинкт.

Показательными в этом плане являются результаты экспериментальной работы ученых с обезьянами. Когда у обезьяны рождался ребенок, его сразу отбирали от матери и выкармливали искусственно, но когда из таких малышей вырастали взрослые обезьяны и рожали своих детей, то они отказывались их кормить, відгризали им головы. Материнский инстинкт был скомкан.

Чтобы приобщить ребенка к добру, разбудить в ней душевные источники, гуманистические чувства, следует использовать все богатство нашей жизни, источники народной педагогики. В мире сила-силенна феноменов, которые являются простыми для восприятия и пробуждают у ребенка духовную радость. Красота природы (восход солнца, тучка в голубом небе, игра радуги, капелька росы на травинке, пение птички, волшебная красота маленького цыпленка, цветения яблони и др.), народные сказки, песни, музыка - все это способствует формированию нежной души ребенка, ее гуманистического отношения ко всему живому. Мама, которая поет своему малышу колыбельные песни, начинает подлинное духовное воспитание ребенка. Душа ребенка, которая погружается в сладкий сон, поет эти песни вместе с мамой и воспринимает сквозь них человеческую благодать.

Ребенок должен как можно раньше научиться сопереживать другому, чтобы уметь жалеть, оберегать и помогать. Родителям необходимо находить прямой и близкий путь к ее сердцу, научить желать всем добра и сторониться зла. Пусть ребенок радуется весеннем первоцвета, льет слезы, когда заболела ее любимая кошка. А с взрослением ребенка родители должны раскрывать перед ней новые страницы жизни, которые бы требовали не только пассивного наблюдения, но и конкретных проявлений гуманизма, щедрости души. Как раз на этих позициях стоял В.А. Сухомлинский. Характерной в этом аспекте есть одна из его обучающих зарисовок: "У Нины большая, как на нынешние понятия, семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая, ей девять лет. Бабушка самая старшая - ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожат руки. Все к этому привыкли и стараются не замечать. А если кто-ни-будь посмотрит на бабушкины руки и подумает, почему они дрожат, - ее руки начинают дрожать еще сильнее. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капли капают на стол.

Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: бабушка сядет за стол, а у нее руки трясутся, подруги будут смеяться, расскажут всем в школе.

Нина тихонько сказала маме:

- Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится...

- Почему? - удивилась мама.

- У нее руки трясутся... Капает на стол...

Мама побледнела, не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

- У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения.

Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Мать нашла единственную правильную оценку того зла, которое "проснулось" в душе с семенами эгоизма".

Семья - главный строитель духовного здоровья подрастающего поколения. В глубинах украинской мудрости находим: "К людям - по ум, к матери - по сердце", "У кого нет отца, у того нет лица", "Живем не родителями - умрем не людьми", "Кто мать забывает, того Бог наказывает", "Лучшее наследования - воспитанность", "Кто родителей почитает, тот вовек не погибнет" и под.

Известные ученые, литераторы, писатели, политические и государственные деятели всегда уделяли внимание семье, как ведущему социального института воспитания детей. Обратим внимание лишь на отдельные высказывания:

"Семья - это общество в миниатюре, от целостности которой зависит безопасность всего великого человеческой жизни" (Адлер Феликс (1851-1933), американский педагог).

"Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьими вскормлен грудью весь мир. Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает любовью к жизни!., без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без Матери нет ни поэта, ни героя" (Максим Горький (1868-1936), русский писатель).

"На первых порах самое важное материнское воспитание, потому что нравственность должна быть привита в ребенке как чувство" (В.Ф. Гегель (1770-1831), немецкий философ).

"Семья - это то первичное среда, где человек должен учиться творить добро" (И.О. Сухомлинский).

"Моральные сентенции наносят больше вреда, чем приносят пользы... Мораль не в словах, а в самой жизни семьи, которое охватывает ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникает в ее душу" (К.Д. Ушинский (1824-1871), українськийі российский педагог).

"Свой первый опыт ребенок получает в семье. Семья закладывает основы нравственного воспитания, в ней ребенок осваивает правила поведения<...>. Первый образ - это мать. Мать - это целый мир учений. Учится ребенок сначала не словами, а реальными образами" (Я.Ф. Чепига (1875-1938), украинский педагог).

Да, семья - это целый мир духовной жизни ребенка. Жаль, что с годами под влиянием идеологических действий на протяжении 70-х годов XX в. были взорваны духовные основы семьи, а следовательно, и семейного воспитания. Задачи дальнейшего развития украинского общества заключается в том, чтобы обеспечить утверждение семьи как важнейшего социального института воспитания детей. В семье дети должны проходить большую школу духовного становления. Потому что никакие другие учреждения (детские сады, школы, институты, университеты) не смогут в полной мере обеспечить воспитание подрастающего поколения, а прежде всего в сфере формирования морально-духовных качеств.

Досадно констатировать, что в отдельных современных семьях дети проходят школу насилия, жестокости, зла, пренебрежения к другим людям. Ежегодно в Украине десятки тысяч детей становятся бездомными, занимаются бродяжничеством, совершают преступления вследствие безразличного или жестокого отношения к ним со стороны родителей.

Американский философ и поэт Джордж Сантаян (1863-1952) утверждал: "Семья - один из шедевров природы". Понятно, что восстановить святость семьи - достаточно сложное дело. Но над этим обществу надо работать. Это задача всех социальных институтов государства. С удовлетворением можно отметить, что в Украине создано Министерство по делам семьи и молодежи, которое и должно зорганізовувати членов общества на решение этой проблемы. В общеобразовательных школах на протяжении десятилетий готовили молодежь к дальнейшему овладению профессиями инженера, врача, учителя, агронома и др. И это важно. Но семья и школа в моральном и психологическом плане имеют прежде всего готовить юношей и девушек, чтобы они были добрыми сім'янинами, общество должно выстраивать культ Матери и Отца, культ Семьи.

Важное место в воспитании гуманизма, формировании духовного богатства личности должны занимать государственные образовательно-воспитательные учреждения - детские сады, общеобразовательные школы, внешкольные детские воспитательные учреждения, профессиональные учебные заведения. Следует сознавать, что на протяжении предыдущих десятилетий в учреждениях образования и воспитания царила авторитарная педагогика, которая не была лишена тенденций насилие над личностью, ее нивелирования, а иногда и духовного растления. Надо искать новые подходы к перестройки содержания деятельности учреждений образования, не стоит тешить себя тем, что можно позаимствовать у других народов, государств их систему образования. Это ошибочная тенденция.

Нам надо выстраивать свою национальную систему образования на принципах гуманизма, человекоцентризма, опираясь на источники украинской народной педагогики, на ментальность украинского народа.

Стоит обратить внимание еще на одно направление нравственного воспитания молодежи и формирования ее гуманистических чувств. Это - средства массовой информации. Особенно электронные. За последние десятилетия радио, кино, телевидения стали доступными для широких масс. По сути они вошли в каждый дом. С одной стороны, эти средства имеют большие возможности для интеллектуального развития людей, особенно молодежи. А с другой - несут большой вред в морально-духовном становлении молодых людей. Пропаганда жестокости, насилия, вседозволенности, морального разврата, безделья, преподнесенных в ранг культа и лишенных духовности развлечений и наслаждений, осквернения святости любви, культа Матери и Отца, старших членов общества - все это нередко разрушает те усилия, которые прилагают родители, воспитатели детских садов, педагоги образовательных учреждений для формирования у молодежи нравственных ценностей. Во многих случаях организаторы и создатели содержания таких телевизионных программ, материалов газет и журналов руководствуются правилом "Бизнес морали не имеет". А какие последствия этого влияния - мало кто задумывается. В плену такого антидуховного засилье бесполезно говорить о гуманизме, человеколюбие, отзывчивость, милосердие и др.

Все же родители-воспитатели, педагоги не должны пассивно наблюдать за этими явлениями. Во-первых, надо надеяться, что государственные достойники остановят вакханалию низкопробной массовой культуры. Во-вторых, работая с детьми и молодежью, надо упорно, целенаправленно формировать у них моральный иммунитет против этого зла.



Назад