Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Понятие о общение


Общение является главным средством превращения человека из биологического существа в социально адаптированную личность. Именно посредством общения человек усваивает социальный опыт и морально-этические нормы поведения. Во время межличностного и межгруппового общения и происходит передача от одного человека к другому той совокупности социальных и социально-психологических качеств, которые и отличают человека от животного, даже высокоорганизованной.

Если же человеческого младенца пропускает благоприятный этап своей жизни именно для усвоения языка (так называемый сензитивний период), то оказывается в вынужденной изоляции от общества. Красивая сказка Г. Киплинга «Маугли» о индийского мальчика, которого воспитали дикие звери и который стал обладателем джунглей, так и осталась сказкой. Поскольку именно в Индии известны случаи, когда волки похищали из пос маленьких детей как добычу, но в силу случайных причин дети оставались живыми, а не были съедены. Они вырастали, как дикие звери, хотя в человеческом обличии. Попав через несколько лет снова к человеческого общества, за своим поведением так и остались волками или обезьянами (в зависимости от того, какие звери их воспитывали). Можно сказать, что когда обычные дети усваивали нормы и законы человеческого общения, то дети-звери «учились» на зверей.

Общение как один из важнейших факторов формирования и развития личности изучается в нескольких направлениях.

• В обще-философском плане: формирование человеческой сущности в единстве общения и активности.

• В обще-социологическом плане: относительно развития и формирования личности в рамках различных социально-экономических формаций.

• В обще-психологическом аспекте: конкретизация проблемы общения относительно формирования и развития личности на всех этапах ее жизненного пути.

• В социально-психологическом: исследование механизмов общения, с помощью которых группа влияет на личность.

Внимание исследователей сосредоточено прежде всего на том, как именно благодаря общению, конкретный индивид усваивает опыт, что выработало человечество, преодолевая тем самым ограниченность собственного существования. Процесс самопознания человек совершает только в общении (с собой и с обществом), в ходе которого происходит ее развитие как личности.

Проблема влияния человека на человека является центральной для исследования общения. Это влияние зависит от того, какие интересы, ценности и установки стоят по желанию человека достичь того или иного результата общения. Это определяет, будет ли человек действует исключительно в собственных интересах, используя других лишь как средство достижения цели, стремится взаимодействовать с ними на равных партнерских условиях.

В 1969 году американский психолог Д. Делс насчитал 96 определений понятия «общение». Дело в том, что в зависимости от научной школы, изучаются и исследуются те феномены общения, которые соотносятся с соответствующей научной концепцией. При этом, одни авторы считают, что общение и деятельность - две равнозначные категории человеческого бытия, вторые - что общение является одной из сторон деятельности, и, наконец, третьи - что общение является особым видом деятельности.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, что порождается потребностью совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.





Назад