Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Особенности реализации требований принципа гуманизма в процессе учебно-воспитательной деятельности высших учебных заведений


Выше отмечалось, что ведущим социальным институтом, который должен обеспечивать морально-духовное становление личности, формирование чувства гуманности, является семья. Но на этом этапе процесс гуманизации не завершается. Юноши и девушки получают профессиональное образование в общеобразовательных, высших учебных заведениях. Образование, как указано в Национальной доктрине развития образования, "должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных ориентиров личности".

Высшие учебные заведения работают на перспективу. их выпускники призваны утверждать общечеловеческие и национальные морально-духовные ценности. Они должны осознавать, что научные знания, новейшие производственные технологии имеют смысл лишь при условии, если они будут опираться на высокий уровень морально-духовной воспитанности их носителей. Научно-технический прогресс уже много в чем провинился перед человеком. Каждый специалист должен понимать, заблаговременно предвидеть, в какой степени новые научные открытия, технологии будут способствовать человеческому развитию, не навредят ли они физическому и психическому здоровью жителей земли. Поэтому важными направлениями эффективной деятельности высших учебных заведений является демократизация, гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса, органическое сочетание в нем национального и общечеловеческого начал.

Требования принципа гуманизации должны реализовываться на всех участках "учебно-воспитательного поля" высшего учебного заведения. Во-первых, определяющим кредо организаторов учебно-воспитательного процесса должно быть такое: "Студент - главная фигура заведения". Во-вторых, студент, который переступает порог ВУЗА, должен почувствовать особое отношение к себе. Это - внимание к студента как личности, уважение ее исключительности. Такая уважение должно проявляться даже в форме обращения. Вряд ли можно согласиться, когда к взрослых, образованных, в определенной степени сформированных людей обращаются на "ты". Это не соответствует украинской ментальности. Даже устав университетов имперской России предусматривал, чтобы преподаватели обращались к студентов "господин студент" ("господин студент"). Заимствования у других народов (в частности, русского) формы обращения к родителей, старших людей, начальников к подчиненным на "ты" - проявление унижение личности, превосходства над ней. Жаль, что эта тенденция прочно вошла в быт украинцев. Когда преподаватель обращается к студентов на "Вы", психологически, морально это возвышает личность, побуждает ее к самосовершенствованию, адекватности своего поведения данному обращению. Такие, казалось бы, "мелочи" положительно влияют на студентов, преподносят их человеческое достоинство, повышают их ответственность за выполнение учебных заданий, способствуют формированию общей культуры.

Если в учебном заведении будет создаваться аура внимания к личности, уважения к ней, доброжелательности, чуткости, милосердия, тактичности, - это надежные факторы, которые без лишних сентенций будут наиболее действенными в процессе дальнейшего (после семьи и школы) формирование у молодых людей морально-духовных качеств вообще и гуманизма в частности?!

При этом надо помнить, что широкое использование методов убеждения будет действенным, если оно диалектически сочетаться с разумными требованиями. Принципом деятельности педагога-воспитателя должно быть: "как Можно больше уважения к личности и как можно больше требовательности к ней".

^Одной из закономерностей учебного процесса является взаимообусловленность и единство обучения и воспитания. В процессе аудиторной учебной работы со студентами прежде всего реализуются задачи умственного воспитания. Одновременно необходимо обеспечивать условия для морально-духовного, физического, трудового и эстетического воспитания. Оно осуществляется непосредственно через содержание учебного материала и организацию студентов на учебную деятельность.

Готовясь к лекций, семинарских и практических занятий, педагог должен продумывать, какими средствами он сможет обеспечить оптимальные условия для всестороннего гармоничного развития личности. Прежде всего, заходя к студенческой аудитории, преподаватель должен обнаружить удовольствие от встречи, охватить взглядом всех студентов, вежливо поздороваться, психологически организовать присутствующих на учебную деятельность, без лишних церемоний приступить к учебной труда. Обладая элементами психотехники, дать возможность студентам почувствовать: "Я пришел к Вам с уважением и любовью, чтобы помочь Вам в учебе, в Вашем профессиональном становлении". Такая гуманистическая направленность определенно влияет на психологическое "перетекание" этих чувств в душе студентов. Настоящий педагог на всех этапах общения со студентами должен обладать "свободными валентностями", чтобы привлекать к себе воспитанников.

Значительные возможности в процессе формирования морально-духовных качеств студентов, в частности чувства гуманизма, высоких проявлений человеческого достоинства аккумулированные в содержании учебного материала. Науку делают люди, выдающиеся ученые. Каждый из них - незаурядная личность. Изучая тот или иной учебный материал, надо выделять фигуры ученых, акцентируя внимание на их морально-духовных качествах. Студенты с помощью педагога имеют увидеть в определенной фигуры Человека-гуманиста. Со временем забудутся формулы, закономерности, которые открыл ученый, но останется в памяти и сердце яркий образ ученого-гуманиста. Он будет играть роль духовного идеала для молодого человека. Обратимся к примерам.

В процессе изучения генетики педагог помогает студентам углубиться и понять определенные законы, значимость этой науки для человека. Но открытие генетических законов связано с именами известных ученых. Среди них выдающейся фигурой является академик М.П. Дубинин. Он открыл закономерности разделения генов, работал в сфере космической генетики и др. Уже в 30-40-х годах XX в. ученый имел мировое имя, был избран членом многих академий зарубежных стран. Но в конце 40-х годов М.П. Дубинин оказался под катком репрессий. Со злой воли Т.Д. Лысенко при поддержке Сталина генетика как наука была разгромлена и уничтожена полностью. (В словарях того времени писали: "Генетика - это лженаука, придуманная буржуазными учеными для оправдания своих идеалистических концепций"). Всех ученых, которые занимались генетикой, разогнали, лишили научных степеней и званий. Часть из тех, кто "признал свои ошибки, допустили работать учителями в школах. Непокорные вынуждены были заниматься другими делами. Академик М.П. Дубинин не отрекся от своих убеждений. Остался гордой и непоколебимой личностью. Его лишили всех научных степеней и званий. Лишь через некоторое время ему через знакомых удалось устроиться лаборантом кафедры орнитологии Московского университета. Академик с мировым именем - и... лаборант. Но он оставил концентрационных лагерей.

В процессе изучения украинской литературы перед студентами стоит личность талантливого художника, яркого гуманиста А.П. Довженко (1894-1956). Его произведения полны человеколюбия, гуманизма. Обращение студентов к его личности через "Дневник", воспоминания современников, учеников - неисчерпаемая школа духовного становления молодого человека, утверждения ее гуманизма.

Выдающейся фигурой, великим гуманистом в сфере языкознания является А.Ю. Крымский (1871-1942). Это ученый с мировым именем, лингвист-полиглот. Когда аспиранты спрашивали его, сколькими языками он владеет, слышали в ответ: "Нет, пожалуй, на земле человека, с которым я не мог бы найти общий язык". Автор многих монографий по языкознанию, составитель больших словарей он вел аскетический образ жизни. Весь свой заработок отдавал на обучение студентов, аспирантов. Когда в 1940 г. его наградили орденом Трудового Красного Знамени, оказалось что у него лишь один плохонький костюм, к которому неудобно прикреплять орден. Аспиранты купили ему новый костюм, что удивило академика. Когда в 1941 г. началась Великая Отечественная война, ученый приехал в свое прежнее жилье в Звенигородке Черкасской области. Но работники НКГБ насильно вывезли Крымского в эвакуацию. В том же году его приговорили к смертной казни якобы за измену Родине. В Кустанайской тюрьмы, куда его посадили вместе с другими учеными, он совсем ослаб. Его перевели в отдельную камеру смертников, где не давали даже воды. Следователь и надзиратель, некий Сєкарєв, ускорял конец узников: бил их палкой, оскорблял, приговаривая: "Вы знаете, кто я такой? Я - Советская власть, я - коммунист! Сотрудн с лица земли и память о вас!" А.Ю. Крымский не потерял своего человеческого достоинства, встретив свой последний час 25 января 1942 г.

В каждой науке есть фигуры, деятельность которых может стать живительным источником для утверждения гуманизма личности. Особенно важно придерживаться принципов гуманизма, проявлять тактичность в процессе анализа и оценки учебной деятельности студентов. Ведь нередко отдельные преподаватели накануне экзаменов и в процессе их проведения искусственно нагнетают психологическую атмосферу, нервную обстановку, прибегают к морального издевательства, обид и унижений. Все это далеко от намерений творить добро, утверждать гуманизм.

Отдельное, и не последнее, место в системе гуманистического воспитания студенческой молодежи занимает забота о здоровье будущих специалистов. Ведь здоровье человека - это и физическая основа, на которой базируются все другие добродетели.

Длительное время внимание организаторов высшего образования концентрировалась на овладении студентами как можно большим объемом знаний. Критерием уровня профессиональной подготовки специалиста была (да и сейчас остается) екзаменаційно-зачетная форма контроля. Неравномерность распределения нагрузки на студента в течение учебного года, сессионный штурмівщина, беспощадная эксплуатация кратковременной памяти не способствуют достижению главной цели - подготовки высококвалифицированного, компетентного, достаточно подготовленного к исполнению конкретных должностных и функциональных обязанностей специалиста. Аритмичен стиль учебной труда негативно отражается на соматическом и психическом здоровье студентов. Значительная часть их поступает в ВУЗ уже имея серьезные проблемы со здоровьем. Заболевания сердечно-сосудистой, эндокринной систем, органов дыхания, пищеварения, неврологические патологии, онкозаболевания все больше поражают студенческую молодежь. Учитывая, что состояние здоровья студентов в обозримом будущем будет ухудшаться вследствие ослабленного генофонда, неблагоприятной экологической ситуации, ненадлежащего образа жизни значительной части населения, слабой системы здравоохранения, учебная нагрузка необходимо рассчитывать так, чтобы оно было посильным для студентов. Также надо принимать во внимание, что с каждым годом растет количество так называемых категорийных студентов: инвалидов, сирот, юношей и девушек из малообеспеченных и неполных семей, пострадавших в связи с Чернобыльской катастрофой таин.

Особенно ощутима потребность нынешнего студенчества в получении психологической помощи. Увеличение объемов учебной нагрузки, рост доли самостоятельной работы, компьютеризация, индивидуализация и дифференциация обучения, применение новейших методов контроля знаний существенно увеличивают нагрузку на психическую сферу студента, вызывая переутомление, психологический дискомфорт, заболевания. Значительная часть студентов вынуждена брать академические отпуска по состоянию здоровья. Как правило, это случается со студентами третьих - четвертых курсов. Наиболее частый диагноз - вегетососудистая дистония, анемии, эндокринные заболевания, неврозы.

Как показали наши исследования, нынешняя практика диспансеризации, других форм медицинского обследования является недостаточно совершенной. Во время обязательных мониторинговых процедур оказывается лишь часть больных студентов и часть болезней. За более внимательного и глубокого обследования в якобы здорового студента выявляются недостатки и отклонения в состоянии здоровья, а у больного - дополнительные, сопутствующие заболевания. Это касается и психики. Значительная часть студентов испытывают психологический дискомфорт, но стараются не показывать этого, пока отклонения не перерастает в болезнь. Наиболее распространенными проблемами психической сферы студентов есть трудности в отношениях с окружением (коллегами, родителями, преподавателями, лицами противоположного пола), внутренние конфликты, учебные фобии, личностная тревожность, дезинтеграция личности, депрессивное состояние, одиночество и др.

Все эти аспекты должны учитывать в своей повседневной деятельности преподаватели ВУЗОВ, а организаторы высшего образования - принимать надлежащие меры, которые бы способствовали устранению, по крайней мере, минимизации, действий факторов, которые вызывают ухудшение здоровья студенческой молодежи.

Понятно, что надлежащие условия на время пребывания студента в ВУЗЕ должны быть созданы прежде всего в организации учебного процесса. Но значительную часть времени студент проводит вне аудитории, поэтому не менее важно, чтобы и инфраструктура была благоприятной для его здоровья и самочувствия. Он должен иметь соответствующие условия для проживания, работы, отдыха, досуга, бытового обслуживания. Все это существенно влияет и на состояние здоровья студента, и на качество его обучения.

Прежде всего все студенты, которые в этом нуждаются, должны быть обеспечены местами в общежитиях. Общежитие требует особого внимания администрации ВУЗА, куратора, консультанта академической группы; даже большего внимания, чем состояние учебного помещения. В общежитии студент должен быть обеспечен жилой площадью в соответствии с современных нормативов, здесь должны выдерживаться оптимальный температурный режим, хорошее освещение, обмен воздуха, соответствующие санитарно-гигиенические условия, условия для занятий. Для семейных студентов желательно иметь отдельные общежития или отдельные блоки. Цена за пользование общежитием должна быть приемлемой для рядового студента.

Высшее учебное заведение должно иметь свою медицинскую службу: врачебные, фельдшерские пункты, медсанчасть, стоматологический кабинет и т.д. Всех студентов нового приема должны внимательно обследовать врачи, должны быть созданы условия для оказания медицинской помощи им во время учебы, с ними необходимо систематически проводить профилактическую работу.

Обязательным является обеспечение условий для горячего и бутербродного питания студентов. столовые, кафе, буфеты должны иметь нормативное количество посадочных мест, современный дизайн и эстетическое оформления. пища должна соответствовать качественным и ассортиментным требованиям, цена должна быть приемлемой для студента.

В ВУЗЕ должно быть количественно и качественно соответствующая современным требованиям база для занятий физической культурой и спортом: стадион, спортивные площадки, спортивные залы, спортивно-оздоровительные базы, тренажерные залы. Важным подразделением ВУЗА является студенческий спортивный клуб.

Заботясь о подъеме личности, ее возвеличивания на позициях гуманизма, нельзя ограничиваться лишь заботой о физическом здоровье студентов. Не менее важный фактор в этом процессе - психологическое здоровье. Когда оно неустойчиво, нарушено, воспитательные усилия педагогов часто оказываются бесполезными.

Доброта и Честность, Любовь и Красота. Каким только селекціям не подвергались эти цветы эмоций! их прививали к разуму, к закону, к силы, ко лжи, а они не приживаются. Почему? Через психологическую бедность, даже бессилие. Если человек - существо, которое главным образом чувствует, то все действия, которые уменьшают ее чувственность или эмоционально калечат ее, это - ложная дорога, что ведет к потери человеческого образа.

Психологическое развитие личности - нынешняя сложная проблема общества. В середине 30-х годов XX в. было ликвидировано педологии как науку (в партийных постановлениях ее называли лженаукой), деформировано философию, психологию. Люди, которые приобретают надлежащих знаний профессионального профессии, оказываются неподготовленными, даже невеждами в сфере психологии человека. Но и учителю, и агроному, и врачу, и инженеру приходится работать с людьми.

Преподаватели высшей школы, как и учителя общеобразовательных школ, обязательно должны иметь глубокие знания по психологии, владеть психотехнікою. Особенно важным участком инфраструктуры ВУЗА является служба психологической помощи. Как свидетельствует практика, в процессе обучения у студентов возникают различные психологические проблемы, такие как чувство чрезмерных требований со стороны отдельных преподавателей, перегрузки учебной работой, результатом чего является переутомление, депрессия, заболевания. К стрессовым факторам следует отнести и резкое изменение условий жизни молодого человека, неудачи и трудности в обучении; бытовую неустроенность (дезадаптация к условий проживания в общежитиях или в нанятом жилье); трудные материальные условия; ощущение негативного влияния отдельных членов коллектива или ситуаций; профессиональная несоответствие (профессиональное формирование студента успешно происходит, лишь когда оно основывается на интересах, наклонах и способностях молодого человека к определенной профессии).

Ежедневное напряжение, частые стрессовые состояния (дистанцированность отношений между студентами и преподавателями, блокировка эмоционального общения и т.п.) объясняются и не всегда успешной адаптации первокурсников к студенческой жизни, студентов-старшекурсников - к изменению условий обучения в ВУЗАХ и т.д.

Целью психологической службы является содействие личностному росту и профессиональному становлению студентов, психологическое обеспечение успешной профессиональной и личностной реализации задач учебно-воспитательного процесса, предоставление психологической помощи отдельным лицам и семьям, урегулирования отношений "студент - преподаватель", оптимизация бытовых взаимоотношений.

Поле деятельности службы психологической помощи многоуровневое, поскольку психологические проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты, достаточно разнообразны. Это и адаптация к обучению в новых условиях, и налаживания межличностных отношений, формирование психологической готовности к будущей профессии, и множество личных проблем. Это и индивидуальное психологическое консультирование, включающий психодиагностику и психокоррекцию; групповая психокоррекционная работа, а именно: тематические социально-психологические тренинги; психопрофилактика и лекционно-просветительская деятельность (организация и проведение тематических бесед по сохранению и укреплению физического и психического здоровья).

Психологическая служба должна оказывать психологическую помощь и поддержку студентам, направлять свою деятельность на их профессиональный рост, повышение психологической культуры, реализацию творческого потенциала в процессе обучения, всестороннее познание и функционирования личности в многоуровневом студенческой жизни, использование реальных возможностей для самореализации.

Следовательно, успешное функционирование высших учебных заведений возможно прежде всего на базе гуманистической педагогики. "Гуманистическая педагогика... - подчеркивает академик И.А. Зязюн, - не просто педагогика свободы, педоцентризму и человека как цели. Это педагогика "золотого сечения", в которой сполна учитывается диалектика образовательно-воспитательного процесса, вибудовуваного и на основания необходимости приспособления целей саморазвития человека с педагогическим управлением данным процессом, и на необходимости приспособления целей, содержания, форм и методов образования к ребенку при сочетании с организацией их на определенные императивы, и на определении самоценности человека с учетом общественного характера ее бытия, что требует определенных ценностных установок и форм поведения, и на воспитании разумной личности, что становится духом и источником истины и блага как важных составляющих счастья и добродетели. Гуманистическая педагогика рассматривает эту диалектику сквозь призму человека, стремясь "очеловечить" образование и ориентируясь на общество "человечных людей".

 

Литература

 

Ващенко Г. Воспитательный идеал. - Полтава: Полтавский вестник, 1994.

Государственная национальная программа "Образование" (Украина XXI века). - К.: Радуга, 1994.

Ильин ИЛ. Собрание сочинений: В 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1994.

Кремень В.Г. Философия образования XXI века / / Образование Украины. - 2002. - 28 декабря.

Лихачев В.Т. Философия воспитания. - М.: Прометей, 1995.

Национальная доктрина развития образования / / Образование Украины. - 2002. - 23 апреля.

Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

Сухомлинсъкий В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / / Избранные произведения: В 5 т. - Т. 1. - К.: Сов. шк., 1976.

Шестун Е. Православная педагогика. - Самара, 1998.



Назад