Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Функции и структура общения


Функции общения. Речь идет о подходе, который выделяет три основные классы таких функций: информационно-коммуникативную, регулятивной-коммуникативную и аффективно-коммуникативную.

Информационно-коммуникативная функция общения охватывает все, что имеет отношение к передачи и приема информации человеком. Речь идет не только о готовую информацию, а также и об информации, которая создается.

Регулятивной-коммуникативная функция общения обеспечивает не только познания, но и регуляцию поведения субъектов общения. С этой функцией связаны и способы воздействия людей друг на друга: убеждение, внушение, подражание, заражения, и т.д.

Аффективно-коммуникативная функция общения относится к эмоциональной сферы личности, определяет ее отношение к явлениям окружающего мира.

Структура общения. Структура общения имеет взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивное.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики обмена информацией между людьми как активными субъектами общения, т. т. с учетом тех знаний, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы: язык (или вербальное общение) и жесты, мимика, интонации (или невербальное общение).

Интерактивная сторона общения: организация субъектами общения общей стратегии взаимодействия. Различают различные программы взаимодействия между людьми (от сотрудничества вплоть до конкуренции). Этот же сторону общения содержит в себе такую значимую переменную, как определение между партнерами статуса в общении т.е. кто из них доминирует, а кто должен подстраиваться.

Перцептивная сторона общения содержит в себе процесс взаимного восприятия и понимания людьми друг друга. Перцепция, это прежде всего, процесс формирования образа другого человека в сознании собеседника. Это достигается за счет «прочтения» по внешности партнера его психологических черт и возможных особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека является идентификация (отождествление) и рефлексия (осознание того, как воспринимают субъекта общения другие люди).

Исходя из описания структуры общения, рассмотрим модель межличностного общения, которая была разработана В. Цукановою.

Схема структурной модели коммуникативного акта представлена в виде спирали, в которой каждый следующий виток (коммуникативный акт) синхронизируется с предыдущим через промежуточные результаты общения. В динамике коммуникативного процесса выделяются три периода: ориентирование, реализация, контроль.

 

5

Рис. 21. Схема структурной модели межличностной коммуникации, где:

1 - К-задача; 2 - коммуникативный цикл (единица процесса общения); 3 - промежуточный результат общения; 4 - стратегическая программа; 5 - К-результат; 6 - прямая связь; 7 - тактический план; 8 - обратная связь; К - коммуникатор; Г - реципиент.
Этапы динамики: И - ориентирование, II - реализация, III - контроль.

 

На этапе ориентирование выделяют фазы:

• ориентирование в макроструктуре общения (в партнере, в социально-психологической ситуации, в возможности выбрать адекватные средства общения);

• формулировка коммуникативной задачи (К-задачи) с учетом каждого из основных параметров общения и выработки на этой основе совместной программы общения - то есть формирование так называемого «совокупного» субъекта общения.

На этапе реализации:

• реализация плана совместных действий; осуществление К-задачи, совместной стратегии общения; постепенное развертывание коммуникативных циклов.

На этапе контроля:

• оценивается результативность и эффективность всего коммуникативного процесса, контроль выступает в форме обратной связи на К-задачу, которая была сформулирована на первом этапе коммуникативного процесса.

Подведем некоторые итоги.

Общение - важное условие человеческого бытия. Оно является одновременно и объективным, внешним фактором влияния на человека и, в то же время, формой ее существования индивидуального-психологического бытия.

Общение не является процессом «наложения» друг на друга двух и более коммуникативных стратегий участников взаимодействия.

Общение, это прежде всего взаимодействие субъектов, вступающих в него как равноправные партнеры с целью достижения результата, который устраивает обе переговорные стороны.



Назад