Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Предотвращение конфликтов и их преодоление


Предотвращение конфликтов достигается осуществлением руководством организации специальных мероприятий по ее подразделений (своевременное информирование, издание специальных распоряжений и т.д.), а также реализации руководителем каждого подразделения собственных мероприятий (совместное обсуждение и анализ в группе актуальных проблем организации; учет потребностей и возможностей каждого работника; введение специальной системы поощрений и т.д.).

Преодоление конфликтов предусматривает:

• выявление и осознание латентных (скрытых) конфликтов;

• обход открытых (реальных) конфликтов;

• фактическое разрешение открытых конфликтов.

На рисунке 22 приведены главные направления и формы преодоления конфликтов.

Обход открытых конфликтов целесообразен тогда, когда успешное разрешение конфликта является невозможным. Он способствует выходу сторон конфликта из состояния напряжения, их отказе от конфронтации. Обход конфликта может осуществляться с помощью следующих мер:

• изоляции,

• ограничение возможностей,

• введение штрафных санкций,

• изменения направления энергии,

• выдавливания, необходимости «сосуществования».

Решение открытого конфликта может достигаться в результате:

а) силового разрешения конфликта (борьба сторон, принуждение со стороны третьей силы);

б) разрешение конфликта с помощью «приговора» (жеребьевки, голосования, арбитражное решение);

в) кооперационного решение (посредничество, достижение компромисса в результате ведения переговоров, совместное решение сторонами проблемы на основе сотрудничества).

Алгоритм, который применяется при использовании различных кооперационных форм разрешения конфликта, а особенно, по совместному решению сторонами проблемы на основе сотрудничества (коллаборации), заключается в выяснении трех важных моментов:

• нужд (интересов) участников конфликта;

• требований участников конфликта, которые отражают их интересы;

• конкретных позиций (решений, предложений) по удовлетворению требований и соответствующих им интересов.

В таблице 14 приведены основные модели развития конфликтов.

Основные модели развития конфликтов

Таблица 14
Параметры спорных ситуаций "Деловая спор" "Формализация отношений" "Психологічнии антагонизм"
Объем несогласованности Разногласия по отдельному вопросу Разногласия по ряду вопросов Зона несогласованности неопределенная, с субъективной тенденцией к расширению
Отношение к возможности изменить ситуацию, прийти к согласию Уверенность в возможности объясниться Отсутствие уверенности в возможности объясниться Отсутствие желания искать согласия
Восприятие партнера Психологически доброжелательное Психологически дистантне Психологически неприязненное
Объем общения Большой Ограниченный Минимальный
Наличие личного, неофициального компонента в общении Положительное Отрицательное Нулевое
Характер воздействия на оппонента Аргументация, попытки убедить Влияние в пределах формально приписанных отношений "Психологическая война"
Тип взаимодействия Сотрудничество Формальное взаимодействие Фактический отказ от взаимодействия
Вероятный исход ситуации Велика вероятность конструктивного результата Возможен переход в другие варианты, результат не определен Велика вероятность деструктивного результата

 

Для успешного сотрудничества его участники должны придерживаться специальных принципов, которые отражают: значимость сотрудничества; важность умения внимательно слушать друг друга; необходимость адекватного анализа интересов, которые реализуются в конфликте; целесообразность демократической стратегии взаимодействия; четкость осознание конкретной цели переговоров.



Назад