Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Возрастные особенности студентов


Термин «студент» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает человека, усердно работает, учится, то есть овладевает знаниями. Благодаря совместному вида деятельности - учінню, совместном характера труда студенты образуют определенную социально-профессиональную группу, ведущей функцией которой является приобретение знаний и умений в области избранной профессии, навыков самостоятельной творческой деятельности.

Второй период юности, на который приходится студенческий возраст, имеет специфические закономерности и представляет собой важный этап в развитии личности. В этот период происходит становление специалиста, формирование его мировоззрения, идеалов, убеждений. Студенческие годы для молодого человека следует рассматривать не только как подготовку к будущей профессиональной деятельности, но и как первую ступеньку к зрелости. К. Д. Ушинский считал период жизни человека от 16 до 22-23 лет наиболее решающим: «Здесь именно завершается период образования отдельных последовательностей (плетениць) представлений, и если не все они, то значительная часть их группируются в одну сеть, достаточно широкую, чтобы оказать решающую предпочтение тому или иному представлению в направления мыслей человека и его характере».

Студента как человека определенного возраста и как личность можно рассматривать в трех ипостасях:

социальной, которая обусловлена принадлежностью студента к определенной социальной (академической) группы и проявляется через выполнения им функций будущего специалиста;

психологической, что представляет собой единство психических процессов, состояний и свойств личности, как характер, темперамент, направленность, способности, от которых, собственно, и зависит протекание психических процессов и возникновения психических состояний;

биологической, что включает в себя тип нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, соматическое тип, психомоторику, физическое состояние и т.д.

Это означает, что исследование качеств и возможностей студентов, их возрастных и личностных особенностей следует проводить во всех указанных направлениях.

Ю. О. Самарин выделил ряд характерных особенностей и противоречий социально-психологического характера, имеющих место в развитии студенческой молодежи. В этот период молодой человек осуществляет выбор профессии, овладевает ею и начинает пробовать себя в других сферах жизни, самостоятельно планирует свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий. В этом возрасте формируются мировоззрение, этические и эстетические взгляды на основе синтеза имеющихся знаний, жизненного опыта, самостоятельных рассуждений и действий. Многие из сферы теоретических представлений переходят в сферу практических свершений (любовь, брак, создание собственной семьи). Однако, в связи с материальной зависимостью от родителей и необходимостью подчиняться существующем в учебном заведении распорядка, возникает экономическое противоречие между разнообразием желаний и возможностью их осуществления, которое студент иногда пытается решить дополнительным заработком в ущерб своей основной учебной деятельности.

Совмещения работы с обучением на дневной форме создает еще одно противоречие - чрезвычайный дефицит времени, который сказывается и на качестве учения, или на семейных взаимоотношениях, а в конечном итоге приводит к снижению интенсивности интеллектуального и эмоционального жизни. Когда у студента возникает выборочный интерес к той или иной отрасли знаний и возникает желание углубиться именно в эту отрасль, ресурсы времени оказываются недостаточными.

Следующее противоречие заключается в том, что хронически не хватает времени на переработку постоянно растущего потока информации. Знаниями же становится только та информация, переработанная и усвоенная человеком. Итак широта информации часто вступает в противоречие с глубиной ее осмысления.

Существует еще одна особенность психического развития студентов: если в средней школе обучение и воспитание всегда опережают развитие, то в высшем учебном заведении развитие студентов иногда опережает обучения и особенности воспитания.

Для второго периода юности типичным является максимализм и категоричность оценок, которые не всегда свидетельствуют о принципиальности. Категоричность может проявляться через негативное отношение к мнению взрослых, неприятие их мыслей, особенно во взаимоотношениях с людьми преклонного возраста. При отсутствии положительного воспитательного воздействия в молодых людей, которые не имеют деловых контактов со взрослыми людьми, не возникает свойственного зрелости чувство активности. В результате они могут направлять свою активность по антисоциальных направлениях, вступать в конфликты с окружающими. Американский психолог Г. Мэй считает, что пресытившись ученым мудростью своих знаний, студенты часто испытывают потребность неким образом «вибрикнути». «Вряд ли удалось удержать их, - пишет он, - но возможно подсказать, куда направить свою бунтарскую силу. Вероятно, на каком-то этапе каждый молодой человек испытывает желание восстать, «поднять дым коромыслом», заявить о себе как независимую личность, даже если это дорого обойдется ей и окружающим. Это говорит лишь о жизненную силу, что рвется наружу, энергию и потенциальные возможности, о творческое богатство инстинктивных влечений. Попытки взрослых удержать этот поток принесут больше вреда, чем пользы. Более верное решение - попытаться направить этот поток в творческое русло». Учитывая это, преподаватели должны быть мудрыми и толерантными, верить в студентов, опираясь в воспитательной работе на их положительные качества.

Уже с первых курсов студентов характеризует способность к критических соображений, нередко в них можно наблюдать скептически критическое и ироничное отношение к ряду преподавателей, к режима высшего учебного заведения. Острая критика других людей часто сочетается у студентов с не менее острой самокритикой. Но самооценка у них есть противной и время нереалистичной. Она осуществляется путем сравнения идеального и реального «Я». Вместе с тем образ идеального «Я» еще не утвердился и может быть случайным, а реальное «Я» воспринимается нечетко и иллюзорно. Это вызывает внутреннюю неуверенность в себе, что часто сопровождается внешней резкостью и розв'язністю.

Исследования психологов показали, что во второй период юности развитие таких важных для обучения психических процессов, как мышление, память, внимание происходит неравномерно. Особенно заметны «спады» и «подъемы» в развитии мышления и памяти. «Подъемы» в развитии мышления приходятся на возраст 20, 23 и 25 лет. «Спады» наблюдаются в 22: 24 года. «Подъемы» в развитии памяти приходятся на 18, 23 и 24 года, «спады» - на 22 и 24 года. Как видно из приведенных данных, существует временная несовпадение «подъемов» и «спадов» в развития памяти и мышления. Изменения в памяти как бы подготавливают изменения в развитии мышления.

В возрасте от 18 до 21 года уровень внимания стабильный; позже колебания выражены более интенсивно. 19, 22 и 25 лет является оптимальным возрастом для развития интеллекта. Приведенные данные свидетельствуют о противоречивый характер развития психических функций и интеллекта. Эта противоречивость не может не сказаться на успехах в учебе. Так, в 18-летнем возрасте студент может запомнить довольно большой объем учебной информации, что увеличился на втором курсе (память в настоящее время достигает высокого развития), но не может осуществить умственную переработку всего полученного материала, поскольку мышление в настоящее время отстает от памяти. Этим, в частности, можно объяснить, почему значительное количество студентов на экзаменационной сессии за третий семестр имеет более низкую успеваемость, чем в первых двух.

Сложные и новые задачи, которые возникают перед студентом уже на первом курсе, требуют четкой организации учебного процесса, воспитание у студентов навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, умений самостоятельного распределения своего времени между учебой, бытом и отдыхом, а во многих случаях еще и подработками. Приведенный материал свидетельствует о необходимости учета возрастных изменений в развитии психологических функций при организации самостоятельной работы студентов, которая должна быть направлена прежде всего на осмысление учебной информации, а не только на ее запоминания.

Отдельно следует остановиться на проблеме адаптации первокурсников к обучению в высших учебных заведениях. Резкая смена многолетнего стереотипа работы, к которому привыкли юноша или девушка (динамического стереотипа за И. П. Павловлм), иногда приводит к нервным срывам и стрессовых ситуаций. Перестройка динамического стереотипа у каждого студента протекает индивидуально и зависит как от плетня высшей нервной деятельности, так и от социальных факторов. Среди главных трудностей, с которыми сталкиваются первокурсники, психологи выделяют следующие:

• негативные переживания, обусловленные выходом из школьного коллектива;

• неопределенная мотивация выбора профессии, недостаточная психологическая готовность к ней;

• отсутствие навыков самостоятельной работы, умение конспектировать, работать с научной литературой, словарями, каталогами и т.п.;

• неумение осуществлять психологическую саморегуляцию поведения и деятельности, которая усугубляется отсутствием ежедневного контроля со стороны преподавателей;

• поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитии.

Как видим, указанные трудности не являются одинаковыми по своему происхождению. Некоторые из них имеют объективный характер, а другие обусловлены недостатками в довузовской подготовке, а также в воспитании в школе и семье. Следовательно, следует различать две составляющих адаптации студентов в высшем учебном заведении:

а) профессиональную адаптацию - приспособление к характера, содержания, условий и организации учебного процесса, развитие навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

б) социально-психологическую адаптацию - приспособления студентов к академической группы, налаживание взаимоотношений с одногруппниками, нахождения собственного стиля поведения.

Администрация высшего учебного заведения, преподаватели, студенты старших курсов имеют способствовать включению первокурсников в новые для них виды деятельности и новый круг общения. Значительную помощь в решении этих задач могут предоставить психологические службы высших учебных заведений.

Круг интересов студентов не ограничивается только учебным материалом, а простирается в области научно-исследовательской, общественно-политической, трудовой деятельности. Они принимают активное участие в политической жизни страны, деятельности органов студенческого самоуправления, выступают с докладами на студенческих научных конференциях, работают на предприятиях различных форм собственности. На последнем стоит остановиться более подробно. Новые условия жизни и обучения изменили причины и формы включения студентов в трудовую деятельность. Исследование, которое проводилось в НТУУ «КПИ» в 1998 году показало, что низкая стипендия, функциональное безработицы родителей, неплатежеспособности организаций - спонсоров обучения студентов и другие факторы заставляют студентов стационара искать всевозможных подработок. Как результат, около половины из них (50,5%) включены в те или иные виды трудовой деятельности: малый бизнес, посредничество, сбор информации, репетиторство, работу на выставках и т.д. Перечень мотивов студентов, которые актуализируются в процессе их подработок, а также частоты выбора этих мотивов указаны в таблице 15.

Мотивы трудовой активности студентов

Таблица 15
Что привлекает Количество работающих студентов,%
Деньги 90.1
Общение с людьми 75.2
Интересная работа 70.3
Свободный график работы 67.3
Независимость от родителей 62.4
На работе я развиваюсь как личность 60.4
Работа связана с моим будущим специальности 59.4
Удобное время работы 50.5
Разнообразие работы 47.5
Постоянство 38.6
Недалеко от дома 30.7

 

Изменились и работодатели. Наибольшая доля рабочих мест была предоставлена студентам частными фирмами и предприятиями - 52%, а доля рабочих мест в государственном секторе составляла лишь 12%. По мнению авторов пособия, решить проблему работающих студентов в недалеком будущем призвано дистанционное обучение, сеть которого расширяется в Украине с каждым годом.

Описаны особенности и противоречия развития личности молодого человека в высшем учебном заведении имеют важное значение для студентов, желающих глубже понять свои психологические свойства и учитывать их при планировании обучения и других видов своей деятельности.



Назад