Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Роль, статус, самочувствие студента в группе


Кроме академической группы, студент высшего учебного заведения включен в деятельность и отношения других социальных групп: семьи, общественных организаций, производственных коллективов, объединений по интересам и т.п., в каждой из которых выполняет определенную роль. Как уже отмечалось в главе 4.1, роль - это социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения субъекта в зависимости от его статуса или позиции в системе межличностных отношений, что определяет его права, обязанности и привилегии. Важными характеристиками статуса является престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида.

Различают роли социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические и др.), и роли межличностные, обусловленные местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, відтиснутий и др.). Выделяют также роли институционализированные, то есть связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект (например, староста академической группы), и стихийные, связанные с отношениями и видами деятельности, возникновение которых ничем не регулируется.

Индивидуальное выполнение студентом роли имеет определенное личностный «окраску», что зависит, прежде всего, от его знаний и умение находиться в определенной роли, от ее личностной значимости, от стремление той или иной степени отвечать експектациям окружающих. Экспектации характеризуют отношение окружающих к человеку, связанные с предположением о том, какие виды деятельности и формы поведения они считают нормальными для нее в определенной ролевой позиции. В отличие от требований, ожидания создают общую атмосферу осуществления деятельности, что время стимулирует сильнее, чем приказ.

В разных группах тот самый студент может иметь различный статус. В группах, которые отличаются по уровню группового развития, содержанием деятельности и общения, молодые люди получают существенные различия в статусе, которые нередко приводят к фрустрации, конфликта. Для профилактики этих негативных явлений организаторы учебно-воспитательной работы со студентами, наставники студенческой молодежи должны изучать особенности общения и межличностных отношений в студенческих группах и коллективах. Для этого используют наблюдение, эксперимент, беседу, анкетный опрос и другие методы. Одним из наиболее распространенных методов изучения межличностных отношений в сложившихся группах и коллективах есть социометрическая методика. Эта методика предусматривает выбор партнера для совместных действий (как деловых, так и личных) путем ответа на определенный вопрос (см. табл. 16), которое называют критерием выбора. Процедура опроса заключается в заполнении анкеты каждым членом группы.

На основе анализа полученных ответов, можно получить представление о положении каждого студента в межличностных отношениях, его популярность - непопулярность, взаимность отношений и общения, состав мікрогруп, что существуют в академической группе. При анализе результатов соціометричного исследования используют две взаимодополняющие графические способы: 1) матрицы выбора; 2) соціограми. Их количество

Образец анкеты для проведения соціометричного исследования в академической группе

Таблица 16

Уважаемый студент!

С целью совершенствования учебно-воспитательного процесса руководству факультета (кафедры) хотелось бы уточнить, как складываются отношения между студентами в вашей академической группе. Ваши ответы на предложенные ниже вопросы помогут нам получить необходимую информацию.

Помните, что Ваши ответы будут оставаться в тайне и будут использованы при планировании учебно-воспитательной работы.

1. Назовите трех самых активных студентов вашей группы (если относите к ним и себя, не стесняйтесь, напишите свою фамилию)
_____________________________________________________

2. Иногда в процессе обучения возникают вопросы, с которыми Вам не хотелось бы обращаться к преподавателю. К кому из студентов группы Вы бы обратились (их может быть больше чем один)?
_____________________________________________________

3. К кому бы Вы не обратились?
_____________________________________________________

4. Если бы пришлось вдвоем выполнять общественное поручение, кого бы Вы выбрали своим партнером?
_____________________________________________________

5. Кого бы Вы не выбрали ни в коем случае?
_____________________________________________________

6. Кто бы Вас выбрал для этого поручения?
_____________________________________________________

7. Предположим, необходимо создать группу из пяти человек, которая бы достойно и разносторонне представляла коллектив. Кто должен был бы войти в эту группу (можно назвать и себя)?
______________________________________________________

8. Кого из пяти избранных лиц можно назначить руководителем этой группы?
______________________________________________________

 

соответствует числу критериев выбора, используемых в исследовании.

Матрица выбора - это таблица, в которой по вертикали под соответствующими номерами записывают (по алфавиту) фамилии всех студентов академической группы, что исследуется, а по горизонтали - только их номера. На соответствующих сечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый участник исследования в первую, вторую и третью очередь. Среди студентов есть такие, которые выбрали друг друга, то есть их выбор оказался взаимным (в таблице 17 взаимные выборы обозначены жирным шрифтом).

Таблица 17.Матриця выборов
6

В социальной психологии используют специальные термины, указывающие на состояние личности в межличностных отношениях.

«Звезда» - член группы (коллектива), что получает наибольшее количество выборов. Как правило «звезд» в группе - 1-2. В приведенном в табл. 17 примере - это студенты под номерами 5 и 7 в списке группы.

«Желаемый» - член группы (коллектива), что получает половину или чуть меньше количества выборов, что преданные самом популярном.

«Відтиснутий» - член группы (коллектива), что получает 1-2 выборы.

«Изолированный» - член группы (коллектива), который не получил никакого выбора. В приведенном примере в таком состоянии находится 2-й по списку студент.

«Отвергнутый» - тот, кого называют при ответе на вопрос: «С кем бы Вы не хотели работать, отдыхать?» (3-тэ и 5-то вопросы анкеты).

Исследования групп и коллективов показывает, что «желательных» и «отжатых» у них большинство.

Таким образом, каждый член группы (коллектива) занимает определенную позицию, которая не всегда является одинаковой в деловых и личных отношениях. Например, один студент в деловых отношениях имеет статус «відтиснутого», в личных - «желаемого»; другой - в личных - «звезда», а в деловых - «желанный». Но может быть и совпадение статуса: «желаемый» в деловых и личных отношениях.

Важным феноменом в межличностных отношениях есть социально-психологическая рефлексия - способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы (см. вопрос 1, 6, 7 анкеты).

Исследованиями установлено, что домогательства и оценка студентов другими членами группы, которые являются составляющими рефлексии, не всегда гармонично вписываются. Так, совпадение самооценки с оценкой другими указывает на то, что притязания соответствуют реальной позиции в группе. Несовпадение домогательств с реальной позицией в группе свидетельствует о том, что притязания завышены или занижены.

Социально-психологическая рефлексия измеряется рефлексивным коэффициентом осознание (РКУ):

РКУ= В
В1
100%

где

В - число, равное количеству выборов партнера, которое подтвердилось;

В1 - число, равное количеству ожидаемых выборов.

Результаты аттитюдов испытуемых друг к другу при ответе за будь-какому критерию можно также отобразить на соціограмі (рис. 23), то есть в виде схемы, которая более наглядно, чем матрица выбора, демонстрирует структуру межличностных отношений в группе, который исследуется.

Для передачи содержания взаимодействий членов группы используют следующую символику:


7

8

Рис.23. Социограмма

Как видно из матрицы выбора и соціограми, соціометричний метод является достаточно оперативным. При небольших затратах времени с его помощью может быть достаточно четко представлена картина внутригрупповых эмоциональных связей. В дальнейшем она должна быть наполнена более глубоким содержанием с помощью других методов и методик.



Назад