Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Дружба


Дружбу можно определить как положительные стали индивидуально-выборочные межличностные отношения, основанные на взаимной привязанности, полном доверии, общности интересов, искренности и бескорыстия их участников, постоянной готовности каждого из них в любой момент прийти на помощь друг другу. Для дружественных отношений характерными стремление человека быть в обществе другой и взаимное ожидания предоставления преимущества перед другими. Как сила, которая соединяет людей, дружба особенно сильно проявляется в кризисных для личности ситуациях.

Цели дружбы могут быть разными: деловыми, направленными на достижение высоких результатов в совместной работе; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; моральными, ориентированными на взаимное нравственное совершенствование. Поскольку в реальной жизни цели дружбы взаимосвязаны и дополняют друг друга, дружбе следует рассматривать как многоцелевое явление.

Дружеским отношениям присуще глубокое взаимопонимание между людьми. Друзья могут общаться почти без слов, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, непонятных окружающим. В смысле общения друзей преобладают новости личного характера или собственные мысли по поводу того, что происходит в окружающем мире. Для разговоров выбираются такие темы, которые являются интересными и значимыми для каждого из друзей.

Основными нормами и правилами дружественных отношений является равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение их может привести к переходу дружбы в поверхностные отношения, или до ее полного прекращения, или даже к превращению дружбы в ее противоположность - рознь.

Психологическое содержание, функции дружбы, закономерности ее развития существенно меняются с возрастом. Наибольшей интенсивности дружба становится в периоды юности и ранней взрослости. Дружба людей противоположного пола может перерасти в более глубокое интимное чувство - любовь, прочно и надолго связывает людей между собой. Создание собственной семьи и другие изменения, которые сопровождают переход к взрослости, меняют характер дружбы. Дружеские отношения теряют свою исключительность и сочетаются с другими родственными отношениями (общественными, производственными). Однако и на более поздних стадиях жизненного цикла дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции.

Дружба в студенческой среде является очень распространенным явлением. За годы совместного обучения в высшем учебном заведении во многих студентов складываются тесные дружеские отношения, которые способствуют их нравственному обогащению и дальнейшему личностному развитию.

Поскольку дружба является положительным явлением, администрация высшего учебного заведения, преподаватели, наставники студенческой молодежи должны всячески способствовать его распространению и укреплению. При этом следует уделять внимание не только организации культурных мероприятий и досуга студентов, но и учитывать возможность налаживания дружеских отношений между студентами в процессе совместной учебной деятельности. Опыт практической, интеллектуальной и, особенно, эмоционального взаимодействия, что накапливается при этом, усиливает межличностную идентификацию партнеров. Деловая изношенность нередко порождает ощущение межличностной совместимости и необходимости партнера уже как «значимого другого». Довольно часто это ведет к возникновению у друзей новых психологических мотивов общения: общности взглядов, интересов, комплиментарности.

Результаты психологических исследований свидетельствуют, что включение в общую учебную деятельность студентов противоположного пола способствует интенсификации их поведенческой, эмоциональной и гностической взаимодействия, и тем самым создает предпосылки для усиления межличностной привлекательности и возникновения в них новой мотивации интимно-личностного характера. В дальнейшем именно эти мотивы могут стать ведущими при выборе спутника жизни.

Очень часто роль друга студенческих лет остается чрезвычайно важной в течение всей жизни.

Поскольку дружба представляет собой социально-нравственную ценность, она выступает предметом исследования не только психологии, но и философии, социологии, этике и других наук.



Назад