Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Психологические особенности студенческого возраста


Как уже упоминалось, до середины прошлого века в психолого-педагогической науке считалось, что человек после достижения зрелости (от 20 лет и далее) находится в состоянии "психической закам'янілості" и перестает быть способным к обучению. А потому педагогика и психология в бывшем СССР, как и в мире, развивалась в основном как детская, школьная. В первой трети XX в. большое распространение получили педологических учение. И лишь в 60-х годах развернулись научные исследования психического развития взрослого человека и возможностей ее обучение. В настоящее время проблемы развития, обучения и воспитания зрелого человека на всех этапах ее жизненного пути исследуются андрагогікою и педагогической антропологии, научные основы которой заложены К.Д. Ушинським, и другими науками.

Студенческий возраст (17-23 года) охватывает и пізньодитячий, юношеский период, и часть взрослого этапа в развитии и становлении человека. Студент (лат. - тот, кто учится, усердно работает, овладевает знаниями) как личность, что находится на конкретной стадии развития, может характеризоваться такими измерениями: психологическим (характер, темперамент, воля, способности); биологическим (физические данные, тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты). Эти факторы детерминированные наследственностью и врожденными задатками; социальной средой (место в социуме, национальность).

Студенческий возраст характеризуется наиболее благоприятными условиями для психологического, биологического и социального развития. В этот период самая высокая скорость памяти, реакции, пластичность в формировании навыков. В личности на этом этапе доминантным является становление характера и интеллекта. Активно развиваются морально-ценностные и эстетические чувства. Быстро осваиваются социальные роли взрослого: гражданские, профессиональные, экономические, семейные. Формируются и закрепляются склонности, интересы. Определяются жизненные цели и стремления. Достигается высокий уровень развития физических и интеллектуальных сил, активно растут творческие возможности, обогащается эмоционально-чувственный содержание, расцветает внешняя привлекательность. Все это часто приводит к несколько эйфорические, иллюзорные представления о неисчерпаемости и безграничность такого состояния и приводит к нерациональному, бесцельного, бесплодного расходов физических и духовных сил.

Именно в студенческом возрасте происходит пересмотр ценностно-духовных категорий, аксіологічна переориентация. Усиливается осознанность, объективная позитивізація мотивов поведения. Формируются и укрепляются положительные личностные качества - ответственность, чувство долга, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, умение регулировать свои чувства, желания, склонности. Вместе с тем надо иметь в виду, что до 20 лет способность человека к повносвідомої регуляции своего поведения окончательно еще не сформирована. Поэтому иногда имеют место немотивированные, флуктуационные явления негативного поведения, неадекватных действий, противоправных поступков.

Студенческий возраст - пора активной самооценки. Она может быть объективной, завышенной и заниженной. Характерными для человека с заниженной самооценкой является заниженная самооценка, неустойчивая собственное мнение о себе, попытка скрыть от окружающих свое истинное "Я", выполнить роль, которая, по ее мнению, будет более приемлемой и эффектной в конкретной среде. Молодые люди такого типа повышен чувствительны и ранимы. Они более болезненно реагируют на критику, насмешки, презрение, осуждение. Для них характерны закрытость, самоизоляция, склонность к виртуального общения с миром, одиночество.

Студенческий возраст, по Б.Г. Ананьевым, является сенситивным периодом для развития основных соціогенних возможностей. Особого внимания, заботы и помощи нуждаются студенты-первокурсники. Условия жизни и учебы в ВУЗАХ резко отличаются от школьных. Происходит ломка многолетнего, привычного стереотипа. Переход от прямой опеки школьных педагогов и родителей к статусу относительной самостоятельности порождает ряд трудностей. Вызваны они прежде всего значительными различиями в методах обучения. В школе ученика постоянно контролирует, побуждает и страхует учитель. В ВУЗЕ можно относительно длительный период ничего не учить, самостоятельно не работать, и никто за это не спросит. Такие возможности создают в части первокурсников иллюзию, что в ВУЗЕ можно учиться, не напрягаясь. Эти иллюзии быстро развеиваются во время первой сессии: более способные студенты за счет возрастной выносливости, доброй памяти, декількадобових непрерывных зубрінь, шпаргалок, подсказок и снисходительной позиции преподавателя преодолевают этот барьер, а часть становится академическими должниками.

Чтобы этого не случилось, чрезвычайно важно в первые же дни учебы раскрыть перед первокурсниками содержание всех трудностей, сложностей, иллюзий, особенностей, с которыми они могут столкнуться. Нужно научить вчерашнего школьника самостоятельно учиться, конспектировать лекции, готовиться к практическим занятиям, работать с первоисточниками, с большими массивами информации, справочниками, словарями, хрестоматиями. Студентам, проживающим в отрыве от семьи, надо помочь в налаживании быта, выработке оптимального режима учебы и отдыха. Особое внимание следует уделить питанию, санитарно-гигиеническим условиям, помочь в ведении самостоятельных финансовых дел и т.д. Специальные исследования и практический опыт показывают, что неуспеваемость, отдельные психологические срывы на первом курсе не обязательно являются последствиями недобросовестности или слабых базовых знаний студента. Причиной негативных результатов обучения, девиаций в поведении могут быть неспособность контролировать и реально оценивать себя и свои действия, неготовность к самостоятельному обучению, неумение жить без постоянной опеки, рационально распределять бюджет времени, несформированность чувство долга и ответственности Значительные возможности для ускорения и уменьшения болезненности адаптации, повышения качества обучения первокурсника содержит модульно-рейтинговая система, которая дает возможность систематически контролировать и оценивать ход обучения, своевременно корректировать упущения и отклонения, поддерживать равномерное напряжение усилий в течение семестра, избегать стрессов и перенапряжений сессионный штурмовщины.

Для быстрой и оптимальной адаптации студента в ВУЗЕ тому, кто этим занимается (куратор, декан и его заместители), важно знать условия жизни, интересы, планы на перспективу первокурсника, мотивы выбора специальности, уровень самооценки, способность сознательного регулирования поведения, способности, склонности, жизненный опыт и т.д.

Успешность адаптации студента в ВУЗЕ в значительной степени зависит от понимания и внимания к решению этой проблемы со стороны педагогов. Целесообразны следующие мероприятия: встреча ректора со всеми первокурсниками в первые недели обучения, чтобы дать доброжелательные родительские советы, наставления и предостережения; индивидуальная и групповая работа куратора; специальные меры службы психологической помощи; внимание со стороны заместителя декана по вопросам воспитательной работы.



Назад