Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Общественное мнение


Общественное мнение - это единственные по содержанию суждения, посвященные фактам социальной жизни, коллективной деятельности и деятельности отдельных личностей. Она может формироваться стихийно или сознательно, приобретая при этом функции оценки относительно предмета, в отношении которого возникла.

Стихийные суждения связанные с устной информации различного характера и слухами. Общественное мнение поддерживает и отражает социально-экономический строй общества, господствующую идеологию и основывается на принципах массовой информации - пресса, телевидение, кино, радио, сборы и прочее.

Определенное общественное мнение в отношении экономических вопросов, проблем международной политики, а также деятельности, и жизнь группы или отдельной личности состоит в большинстве людей. Общественное мнение может охватывать как очень большое количество населения: государство, континент, даже весь мир, так и небольшой круг людей: коллектив университета, школы, предприятия или жителей области, города, села.

Во все времена общественное мнение имела большое значение и для отдельных личностей, и для общества в целом. Именно поэтому попытки влияния на нее можно считать закономерными. Вообще различают три стратегии психологического воздействия: императивную, развивающую и манипулятивной.

В процессе императивного (директивного) влияния предполагается, что личность, которой пытаются управлять в связи с какими обстоятельствами (невысокий социальный статус объекта влияния, специфика службы в воинских подразделениях, экстремальные ситуации, связанные с риском для жизни людей и дефицитом времени), будет вынуждена воспринять воздействие.

Развивающая стратегия построения влияния предусматривает ориентацию субъектов межличностного взаимодействия на равноправные и открытые отношения в процессе достижения определенной цели, на учет мотивов и потребностей всех участников взаимодействия.

Манипулятивная стратегия ориентируется на безупречное знание и учет психологических состояний объекта влияния, умение незаметно и ловко изменить мнение человека, добиться от него нужных манипуляторов действий.

В толковых словарях стран Европы слово «манипуляция» объясняется, как обращение с объектами с определенными намерениями и целями. Например, ручное управление, осмотр пациента врачом с помощью рук, в технике - устройство для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук. Следовательно, этот термин является метафорой и используется в переносном значении: ловкость рук в процессе работы с вещами перенесена в этой метафоре на изящный управления людьми.

Манипуляция в ее современном значении - это программирование суждений и устремлений масс, их настроения и даже психических состояний с целью обеспечить именно то поведение, которая необходима тем, кто владеет средствами манипуляции.

Важным признаком качестве императивной, так и манипулятивной стратегии влияния является отношение к людям, сознанием которых манипулируют, не как к личностям, субъектов общения, а как к объектам, своего рода вещей.

Умение манипулировать, управлять людьми всегда было тесно связано с понятием власти. Согласно утверждению Макиавелли, власть держится на силе и согласии, поэтому необходимо постоянно получать и удерживать согласие подданных, то есть формировать нужное общественное мнение. Манипулятивная стратегия влияния стала обязательной частью технологий власти.

В современном словаре социологии манипуляцию определяют как «вид применения власти, при котором тот, кто владеет ею влияет на поведение других, но не раскрывает при этом характер поведения, который от них ожидается». Манипулятивной стратегии придерживаются не только политики в своей профессиональной деятельности, эта стратегия используется также педагогами, врачами, руководителями различных уровней и другими. Во многих случаях использование манипулятивной стратегии может выступать как оптимальный и необходимый способ решения проблемы. Но всегда понятие манипуляции будет связано с неуважением и недоверием к ума личности и ее умение самостоятельно принимать решения.

В большинстве случаев, а именно когда используются манипулятивная и развивающая стратегии, психологическое воздействие не является пассивным восприятием реципиентом чужого мнения, подчинением воле другого. Он предусматривает борьбу и самостоятельную оценку важности мотивов, сознательный выбор из целого ряда возможностей. Если воспринимать систему ценностей как основу поведения личности, тогда психологическое воздействие необходимо направить на изменения именно в этой системе ценностей.

Выделяют три способа достижения этой цели:

1. Ввести в поле значений реципиента новые значения, то есть сообщить ему такие знания относительно неизвестных ему элементов действительности, на основе которых он изменит свое поведение или как наименьшее свое отношение к этой действительности. Наиболее широко этот способ используется в процессе обучения на уровне средних школ и высших учебных заведений. В массовой коммуникации примером такого влияния может стать газетный репортаж или выпуск новостей, посвященный определенной события. С целью формирования у человека определенного мнения используется сообщение новой, еще не знакомой информации.

2. Изменить структуру поля значений реципиента, не вводя в него новые элементы, то есть сообщить реципиенту новую информацию об уже известных ему вещей, к тому же такую, которая была бы объективно значимое для понимания этих вещей в их взаимосвязи, способна изменить представление реципиента об их взаимосвязи и, соответственно, его отношение к этим вещам (фактов, событий, элементов действительности). Например, в статье, которая посвящена популярной лицу или общеизвестной события, появляется сообщение, что на фоне всем знакомой информации использует и несколько новую, которая раскрывает эту лицо или событие с другой стороны, до сих пор незамеченного.

3. Наконец, возможен и такой вариант: не добавляя объективно никакой новой информации относительно элементов поля значений, воздействовать сразу на смысловое поле, то есть изменить способ вхождения элементов поля значений в деятельность реципиента, изменить его отношение к окружающей действительности, не нарушив при этом его абстрактное знание о ней. Мы не даем реципиенту новой или дополнительной информации, но, опираясь на то, что ему известно, пытаемся изменить мотивы его деятельности, его оценку этой информации. Во времена Великой Отечественной войны ведомство Геббельса использовало этот прием, создавая одну из пропагандистских листовок. На ней была изображена молодая женщина с двумя детьми, которые спрашивали: «Мама, почему папа погиб?». Таким образом немцы пытались отвлечь французских солдат от войны и заставить их сделать выбор в пользу семьи. Использовалось противоречия между двумя мотивами: обязанностью защищать Родину и долгом перед семьей.

Манипуляция - это не насилие, это искушение. Люди вдруг меняются и уже не воспринимают разумные доводы, они как будто хотят быть обманутыми. Чтобы уметь противостоять технологии управления поведением людей, надо знать возможные способы психического воздействия.

Известный российский психофизиолог В. М. Бехтерев еще в 1903 году связал процесс внушения с манипуляцией сознанием. Внушаемость или сугестія - это готовность воспринимать идеи, чувства, эмоции и изменять под их действием поведение не путем логического убеждения, а благодаря непосредственному воздействию на психическую сферу без соответствующей переработки. Благодаря этому происходит привитие идеи, чувства, или того или иного психофизического состояния. В учебной работе внушаемость как способ влияния рассчитана на некритическое и безотказное восприятия информации и следующие за ней действия. «Внушением» далеко не всегда несет положительное нагрузки в процессе педагогического общения. Он может негативно влиять на развитие мышления и умения учащихся строить логические последовательности.

В отношении производственных отношений можно утверждать, что такие характеристики, как отсутствие у подчиненных устойчивой точки зрения, повышенная впечатлительность и высокий авторитет руководителя, способствуют достижению поставленной цели с помощью внушения. Процесс внушения становится особенно важным, если подчиненные находятся в состоянии переутомления, растерянности или под действием страха, в таких случаях руководителю нужны убедительность и оптимизм.

Внушаемость часто связывают с таким понятием, как гіпнабельність - это способность человека впадать в гипнотический сон. Если внушаемость - это свойство скорее психологического характера, то гіпнабельність - физиологического. Склонность к гипнабельности высшее у здоровых людей, чем у больных неврозами, потому что зависит от состояния нервной системы и базируется на обычных физиологических реакциях человека. Гіпнабельність является наследственным признаком, которая чаще бывает свойственна женщинам, чем мужчинам.

Убеждение - это обоснованное внедрение в сознание личности логики механизма продуктивных действий и поведения. В отличие от внушения, убеждения предусматривает активное участие субъекта в процессе влияния, ему предлагается ряд доводов, которые ему нужно осознать, а после этого принять или отклонить. С помощью убеждения можно достичь перестройки содержания сознания, мотивов деятельности, сформировать нужные желания и мотивы, которые изменят направление деятельности на нужный.

Важно помнить, что на производстве убеждение является одним из ведущих методов повышения производительности труда. Ведь решения производственных проблем и обеспечения плодотворного общения руководителя с подчиненными, с точки зрения психологической науки, базируются на трех важных условиях: новой интересной информации, доказанности нужных в работе знаний, экспрессивности в общении.

Еще один хорошо известный способ психического воздействия -«заражения». Это процесс, который создает условия для активного общения в нужном направлении для передачи эмоционального настроя. Действует он подсознательно, однако дает знать о себе благодаря изменению ориентаций личности на нужный лад. Будь-яка в отношении массовая аудитория, например, кіноаудиторія, будет подвергаться «заражение», даже если непосредственно эмоционально воздействовать лишь на часть этой аудитории. Благодаря социально-психологической природе аудитории это обеспечит влияние на всю аудиторию, в крайнем случае на ее большинство. Особенно ярко этот вид психологического воздействия проявляется в толпе.

Социальное заражения характерно для людей со слабой волей и ведет к закреплению необходимых установок путем приведения этих людей в определенное психическое состояние с помощью эмоционального сочувствия. Массовая аффективное напряжение ведет к ограничению сознания и преимущественного восприятия наиболее эмоциональных образов. Эффект «заражения» может носить позитивный характер, на фоне этого процесса усиливается человеческое сочувствие. Окружающие быстрее и лучше заражаются идеями и в состоянии проявить самые высокие чувства, которые свойственны людям: моральные, интеллектуальные и эстетические.

На производстве своеобразное эмоциональное возбуждение положительно влияет на производительность труда, общения и на ускорение процесса мышления. Известный специалист в области управления С. Паркинсон утверждал, что в динамичном обществе искусство управления сводится к умение направлять в нужное русло человеческие желания. Тот, чьи умения в этом искусстве совершенны, сможет достичь необычайного успеха. С помощью разнообразных способов психологического воздействия можно попробовать несколько деформировать, а возможно и полностью изменить общественное мнение.

Вообще общественное мнение ощутимо влияет на жизнь коллектива, группы, личности, на общение и межличностные отношения. В производственных коллективах на суждения относительно определенной личности во многом влияет мнение лидера, руководителя. Негативной является тенденция к неизменности общественного мнения в отношении определенного человека. Если личность восприняла свою оценку (положительную или отрицательную), согласилась с ней, этим она ограничивает себя. Подчиненный может ли «почивать на лаврах», потому что все уверены, что он талантливый, или наоборот, после негативной оценки отказаться от перспектив дальнейшего развития. Ложное общественное мнение, которое не соответствует действительности, тоже ведет к нежелательным изменениям в психологическом климате коллектива. Рассмотрим эту тенденцию на примере школьного или классного коллективов. Если суждение относительно любого ученика реально отображают факты относительно его поступков и действий - это хорошо влияет на ребенка и на психологический климат в классе. Если же нет, и представление о школьника сформировалось на основе ложной информации - это приведет к ухудшению взаимоотношений со сверстниками и учителями.

Под влиянием общественного мнения могут резко меняться предпочтения человека и сфера ее общения. Важно учитывать и помнить: в любом возрасте человек внутренне неполная, она сохраняет способности к развитию и самосовершенствованию.



Назад