Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Подражание


Процесс подражания основывается на имитации человеком неких внешних проявлений, движений, действий, поведения других людей, для которых характерна определенная эмоциональная и рациональная направленность, полезность и ценность. Подражание - это осознанное или неосознанное повторение (копирование) образца или примера.

Подражание - широко распространенный процесс в общественной жизни. Дети восторженно имитируют поведение, манеру общения, стиль одежды, жесты и мимику своего любимого героя кино или известного спортсмена, политика или ведущего шоу. Развитие и распространение моды так же основываются на процессе подражания. Подражают не только известных людей, но и друзей, знакомых, соседей. Одежда, прически, мебель, стиль оформления интерьера квартир, архитектурное своеобразие домов, манера общения - все это может выступать в качестве объекта подражания. Существует три варианта осуществления подражание образцу.

Согласно инструкции. Этот вид подражания используется в официальных группах. Например, в военных и милицейских подразделениях.

Благодаря договоренности между лицами. Этот вариант подражания может оказаться в процессе производственных отношений, если опыт работы и деловые отношения определенной бригады становятся объектом изучения и распространения. Люди, которые перенимают опыт, делают это посредством подражания.

Стихийно. В этом случае имитируют поведение, приемы умственной деятельности, стиль общения известного человека, авторитетной личности или коллектива.

В процессе подражания человек может полностью не осознавать или осознавать лишь частично, что занимается имитацией. Так, некоторые могут последовать манеру жестикулировать известного человека, почти не осознавая этого. Так же большинство детей незаметно для себя повторяют (копируют) поведение и стиль общения своих родителей. Другие, особенно это касается детей, попав в нечто отличное от привычного языковую среду, через некоторое время начинают произносить слова так, как их слышат, даже не желая этого.

Подражания, как социально-психологическое явление, которое может иметь массовый характер, чаще всего используется в рекламе. Именно эта психологическая свойство людей учитывается, когда для рекламы товара приглашают известного человека (актера, певца, спортсмена), или собирают отзывы этих людей по поводу вещей, которые рекламируются. Если потенциальным покупателям нравится эта знаменитость, можно надеяться, что они захотят подражать ей, быть похожими на нее, а следовательно приобретут вещи, от которых она в восторге и которыми она якобы пользуется.

Не менее удачный рекламный прием, что так же связан с процессом подражания - это создание образа товара. Согласно исследованиям психологов «идеальный товар» - это товар, который ассоциируется с определенным человеком, при этом указываются ее возраст, профессия, пол, социальный статус, ценностные ориентации и личностные характеристики.

Если вы хотите быть похожим на этого человека (образ) - вы покупаете товар. Специальными исследованиями установлено, что только незначительная часть покупателей автомобилей интересуется их техническими качествами. Для большинства он имеет социальное и психологическое значение, как символ их индивидуальности и достатка. В одном исследовании был даже установлен связь между маркой машины и наиболее подходящими по мнению исследователей личностными и общественными характеристиками возможного покупателя. Поэтому для каждой марки автомобиля создается определенный образ, образ ее будущего владельца. Так, в свое время Дэвид Огилви створов образ мужской рубашки в виде усатого мужчины с черной повязкой на глазу. Этот образ настоящего морского волка, джентльмена удачи повторялся много раз в рекламе фирмы, даже без текста и всегда имел большой успех.

Для наиболее известных марок товаров уже составлены «портреты» их потребителей, это позволяет соотносить возможные в будущем образы новых марок с уже существующими их конкурентами и искать свободные нивы в общественном сознании. «Люди удивительно преданы своему вида сигарет, но во время специальных исследований не могут отличить его от других. Они курят вполне его образ». Такой вывод сделали авторы одного исследования в области рекламы (ведь только шесть человек из 300, которые принимали участие в исследовании, смогли различить виды трех предложенных им сигарет). Таким образом, задача рекламы это создать для покупателей такой образ товара, который бы в условиям конкуренции побудил их приобрести этот товар.

О огромную роль в рекламе образа товара, образа достойного подражания, свидетельствует уже тот факт, что в течение многих лет оставались неизменными некоторые марки сигарет, напитков, одежды в то время, как образы этих товаров были подвластны непрерывной динамике.

Об успешной замене одного стереотипа (образа) на другой свидетельствует пример нового образца марки сигарет «Мальборо». Сначала они рекламировались как сигареты для женщин, и не имели успеха. Позже, оставив сигареты без изменений, производитель создал новую обертку и новый образ для рекламы (такие себе мужественные ковбои, настоящие мужчины). Новый образ имел успех, и до сих пор сигареты «Мальборо» - одни из самых популярных в мире.

Подражания, как и другие социально-психологические явления, становится содержанием и формой общения, межличностных отношений и взаимодействия в группе, коллективе, обществе.



Назад