Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Коллективное переживание. Толпа


В XX и начале XXI в. значение влияния масс, массовых настроений на все сферы жизни общества значительно увеличилось. Способствует этому, прежде всего, небывалый до этого увеличения концентрации населения. Каждый день современный человек оказывается в центре плотного толпы: в транспорте, в крупных магазинах, на площадях во время празднований или политических выступлений. Одним из психических явлений, что может охватить большие массы людей, есть коллективные переживания.

Коллективное переживание - это особое психическое состояние, которое охватывает значительное количество людей, эмоции и настроение, которые тождественны между собой. Коллективные переживания объединяют людей и, соответственно, лежат в основе массовых общественных движений.

Выделяют два вида коллективных переживаний по содержанию: положительные і негативные. Положительные, прогрессивные переживания ускоряют развитие человеческого общества. Негативные, реакционные, наоборот, тормозят его движение.

В истории развития человечества много примеров того, как использовались и влияли значительные массы людей, объединенных определенными переживаниями, на социально-политические события. Наиболее заметным влияние масс на общество, на развитие государства становится в период социальных потрясений, когда общество деструктурується (войны, социальные революции, политические перевороты или значительные социальные реформы).

Главные признаки массы - это временность ее существования и стихийный характер поведения индивидов, составляющих ее. Выделяют три основные разновидности массы: толпа, собранная публика (зрители в театре, участники политических митингов) и неубранная публика (масса сторонников одного из современных кумиров).

Наиболее интересные психические явления и процессы свойственны таком разновидности массы, как толпа. Толпа можно охарактеризовать, как временное объединение большого количества людей, имеющих непосредственный контакт между собой и почти идентично реагируют на определенные стимулы.

Поведение индивида в толпе меняется, она существенно отличается от той, что присуща ему обычно. Это связано с целым рядом факторов. В массе у индивида повышается эмоциональное восприятие всего, что он видит или слышит, растет склонность к внушаемости, заражаемости, резко уменьшается способность к критической переработки информации. Интеллекта, последовательности, логической аргументации нет места в психологии масс.

Человек уверен в своей безнаказанности (благодаря анонимности), в своей силе (ведь масса способна на то, что не под силу индивиду), теряет чувство ответственности за собственное поведение. Став частью толпы, человек перестает осознавать себя как личность, в ней начинает преобладать бессознательное, а также желание немедленно осуществить внушенные идеи.

Г. Лебон - ученый, что одним из первых заинтересовался вопросом психологии масс, писал: « ... какого бы рода ни были индивиды, которые составляют массу, какими бы похожи или не похожи не были эти индивиды, их стиль жизни, занятия, характер и степень интеллектуальности, лишь одним фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, благодаря которой совсем иначе чувствуют, думают и делают, чем каждый из них в отдельности чувствовал бы, думал и делал». Антиіндивідуальна масса как бы заманивает в себя индивидов, разрушая при этом их психику.

В отношении нравственности масс можно сказать, что в отличие от отдельного индивида, который руководствуется прежде всего собственными интересами, масса нейтральная. Массе может быть свойственно стремление к разрушению, так же, как и действия во имя определенных идеалов.

В основе возникновения определенной массы лежат ситуационные, и, главное, внутренние факторы. К ситуационных относят самозащита и стремление к выгоде. Внутренние факторы - это индивидуальная потребность в идентификации себя с большим количеством людей ради регуляции собственных эмоциональных состояний.

На протяжении истории развития человечества отдельным индивидам было свойственно стремление к развитию индивидуального сознания и самоопределения, потребность сформироваться как личность. При этом человеку присуща и противоположная, регрессивная потребность - потребность раствориться в массе. Этот отказ человека от индивидуальной свободы и связанной с ней индивидуальной ответственности Е. Фромм назвал «бегством от свободы». Эта потребность актуализируется в тех ситуациях, с которыми индивид не может справиться и ему становится необходимым особое идентификация: не только психологическое отождествление себя с другими людьми, но и физическое единство с ними, идентификация себя с большим количеством людей.

Не зря существуют такие выражения, как «чувство локтя», «плечо к плечу», «сомкнуть ряды», объединение индивида с массой дает ему уверенность в своих силах, даже могущество. Сила массы передается человеку и успокаивает ее сильнейшие страхи.

В большинстве культур на погребение человека родные приглашают определенное количество людей - это помогает им разрядить или снизить собственное негативное эмоциональное состояние. Принадлежность человека к массы так же ослабляет эмоциональное напряжение, когда она не может гарантировать своей безопасности индивидуальными усилиями, внутренняя потребность существует и в связи с желанием усилить позитивное эмоциональное состояние. Это проявляется в праздновании личностных и семейных праздников, в разнообразных народных гуляниях, карнавалах, религиозных праздниках.

Еще одним важным феноменом массы является повышение афективиості у каждого отдельного ее члена. Сначала индивиды с похожими эмоциональными потребностями благодаря своим переживанием образуют массу, а затем масса начинает активно выливать на них, и склонность индивидов к афективиості значительно увеличивается.

К изменений, связанных с воздействием масс на индивида, нужно отнести и ретроградную амнезию - частичную потерю памяти на прошлые события, что сопровождается упадком сил после серьезного эмоционального стресса. Эти показатели соответствуют состояния «физиологического аффекта». Согласно уголовному кодексу многих стран, если человек действует в состоянии физиологического аффекта» - этот фактор смягчает ее правовую ответственность за содеянное.

Эксперты в области неправовых действий доказывают, что почти невозможно установить меру ответственности конкретного человека в совершении группового преступления. Еще сложнее с действиями массы. Философ М. Хайдеггер, в процессе изучения «чувство вины» немцев за преступления, которые были совершены во время второй мировой войны, предложил особое определение этого феномена. Он создал новый существительное с безличностного оборота Das man - это все вообще, и никто конкретно. Невозможно осудить или наказать всех людей, массу. С этой же проблемой столкнулась американская полиция в процессе расследован случаев линчевания негров. Существует факт преступления, но кто первый ударил, кто конкретно убил, выяснить невозможно. Убивала масса, никто из которой позже не мог точно вспомнить последовательность событий и кто что делал.

Еще одним интересным фактором массового поведения, который упоминается во многих описаниях действий толпы, есть одинаковое выражение лица у людей. Это объясняется тем, что сильное переживание определенного эмоционально-аффективного состояния влияет на мускулатуру лица и ведет к напряженности одних и тех же мышц у многих людей. Лица становятся похожими, появляется обобщенное лицо массы. Благодаря этому явлению возникает много сложностей во время попыток провести идентификацию участников массовых беспорядков.

В современной психологии выделяют четыре основные виды толпы: случайный, экспрессивный, конвенционный и действующий.

Случайный толпа можно наблюдать на месте дорожно-транспортной аварии. Он состоит из заинтересованных прохожих, которые задержались на некоторое время. Такой вид толпы может сохраниться даже после отъезда виновников аварии. Это связано с процессом «эмоционального кружение» - толпа по кругу воспроизводит одну и ту же рассказ, добавляя в нее свои эмоции и свой взгляд на ситуацию.

Экспрессивный толпа - это совокупность людей, которые открыто выражает свои эмоции: радость, горе, гнев, возражения. Одним из вариантов экспрессивного толпы есть экстатический толпа, он может возникать во время религиозных обрядов, безумных карнавалов или концертов музыкальных кумиров, когда индивиды молитвами, ритуалами или другими совместными действиями доводят себя до состояния безумия.

Конвенционный толпа состоит из людей, которые объединены общими интересами и придерживаются ряда правил. Но лишь до определенного момента конвенционный толпа действует согласно правилам. Примером этого вида толпы можно назвать группы болельщиков - «фанатов» футбольных команд, которые поддерживают своих кумиров, болея за них на стадионах.

Действующий толпа. В социальной психологии изучению именно этого вида толпы уделяется особое внимание. Он считается наиболее значимым в социально-политическом отношении. В свою очередь, действующий толпа разделяют на четыре подгруппы: агрессивный, панический, вымогательский и мятежный.

Агрессивным толпой движет ненависть и гнев. Это масса людей, которым присуща жажда убийств и разрушений.

Панический толпа объединяет людей, пытающихся избежать опасности, реальной или вымышленной.

Люди, входящие в состав вымогательского толпы, стремятся к достояние определенных материальных ценностей - это могут быть обычные мародеры или обманутые вкладчики финансовых пирамид, их главная особенность - эмоциональная единство, но при этом неизбежен конфликт: ценностей, за которые борется толпа, не хватит на всех.

Мятежный (в случае победы - революционный) толпа-обязательный атрибут всех революционных потрясений. Чаще всего он характеризуется классовой однородностью и единством убеждений.

9


Рис. 24. Типология толпы

Между различными видами толпы существуют существенные расхождения, при этом реальным является факт быстрой трансформации толпы из одного вида в другой. Примером такого перехода могут быть события в Иране в период краха шахского режима и прихода к власти режима аятоллы Г. Хомейни. В некий момент в нескольких десятках мест Тегерану произошли дорожно-транспортные аварии. Возникли первые, якобы «случайные» толпы, которые трансформировались в экспрессивные, что выражали свое недовольство организацией работы дорожной полиции. Постепенно толпы продолжили свое превращение. От слов масса перешла в соответствующих действий: разрушение полицейских участков и различных столкновений с представителями правопорядка. После погромов полицейских участков масса легко могла приобрести состояния вымогательского толпы, если бы начался грабеж. Вообще, для подобных трансформаций нужны лидеры, способные повести за собой людей. При соответствующем внешнем воздействии и правильном руководстве с их стороны такой толпа быстро превратится в действующий, а конкретнее, в его подвид - мятежная толпа.

Таким образом, шаг за шагом настроение толпы, эмоции, которыми он был охвачен, подвергались постепенной трансформации. В зависимости от уровня, которого достигла эмоциональная напряженность толпы, менялся и его вид.

Особенности поведения массы, ее сила, зависит от психологических качеств и индивидуальности лидеров (понятие «лидер» происходит от англ. to lead - вести). Лидерство - это одно из проявлений власти, способность индивида влиять на людей, направлять их усилия на достижение определенных целей. Когда речь идет о массовых социально-психологические явления, то для обозначения человека, что имеет власть над толпой, чаще используют термин «вождь», чем «лидер».

Толпа имеет склонность к крайностям, возбуждают его только сильные раздражители. Чувство массы всегда очень простые и чрезмерные. Соответственно тому, кто желает влиять на массу, не нужна проверка логичности и последовательности своей аргументации, ему нужно преувеличивать и постоянно повторять тоже самое. От вожака толпа требует силы, даже насилие, доброта же воспринимается как разновидность слабости. Вождь должен иметь сильную волю и быть фанатично преданным идее, которую пытается донести до других, именно это дает ему возможность влиять на массу. К ужасным последствиям может привести предоставления власти человеку, который обладает привлекательностью в сочетании с твердыми убеждениями и узостью ума. Такой человек легко может превратить толпу из аморфной массы в разрушительную материальную силу.

В зависимости от психологических качеств лидеров Г. Лебон разделял их на несколько типов:

апостолы определенных верований: религиозных, социальных или сугубо политических. Такие лидеры - прообраз толпы, им свойственны его основные качества (элементарная логика, примитивный разум, полное неприятие всевозможных объяснений и законов, потребность в разрушении).

фанатики одной идеи - эти люди могут быть достаточно разумными при обычных для них условиях, но они теряют способность мыслить и анализировать, в них просыпается особая исступление и даже мания, когда дело затрагивает какие определенные вопросы. Фанатики одной идеи чаще всего становятся верными и преданными помощниками апостолов.

прирожденные враги обществалюди, не способные адаптироваться в обществе. Достаточно мстительные и меркантильные неудачники, личности с комплексом неполноценности. Чаще всего это связано с физическими или умственными проблемами.

тираны и диктаторыони добираются до власти, используя результаты работы своих предшественников, умеют заставить толпу любить их и бояться одновременно.

Несомненным политико-психологическим фактом является то, что воздействие на массы имеют лидеры личного типа - необычные, а по многим категориям аномальные индивиды.

Структурные особенности толпы. Все толпы в начале их образования и в состоянии относительного покоя имеют тенденцию приобретать килевидной формы. При этом характерно существование двух противоположных направлений движения людей: от периферии к центру и наоборот. Такой непрерывное движение в толпе помогает быстрому распространению информации и распределения людей по степени их активности. Индивиды, которые готовы принять участие в действиях массы, концентрируются ближе к центру, более пассивные - на периферии. В случае возникновения среди участников толпы чувство страха или неуверенности люди начинают концентрироваться в центре толпы.

Границы толпы имеют подвижный характер, в соответствии место положения отдельных индивидов постоянно меняется. Таким образом, случайный наблюдатель внезапно может оказаться в центре толпы.

Обеспечить контроль над поведением толпы почти невозможно. Оптимальный вариант решения этой проблемы-не допустить формирования действующего толпы, создать условия, которые будут способствовать возникновению чувства социальной защищенности. Если толпа с безусловно агрессивными намерениями уже начал формироваться, необходимо принять меры информационного, организационного и тактического характера с целью прекращения дальнейшей концентрации людей.

Нужно блокировать подходы к толпе, чтобы предотвратить его пополнения; не пытаться выжать массу с места, на котором она разместилась; максимально тянуть время, чтобы люди устали и уровень их активности снизился; помнить о чрезмерную импульсивность толпы и не отвечать на угрозы и оскорбления; сообщать о мерах, которые приняты с целью устранения проблем, в связи с которыми собралась толпа; способствовать выходу людей из толпы сквозь указанные коридоры с организованными там фильтрационными пунктами, постоянно информировать массу об этой возможности; пытаться непрерывно вести переговоры, чтобы изолировать неформальных лидеров и организаторов беспорядков.

Массовая паника. В большинстве случаев под понятием «паника» понимают как раз массовую паническое поведение. Вообще, слово «паника» почти идентично во многих языках, и происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и отар.

По легенде, именно благодаря его гнева появлялась «паника» - безумие отар, что бросались в пропасть, огонь или воду без очевидных причин.

Паника является одним из наиболее важных видов поведения толпы. Паника - это своеобразный эмоциональное состояние, возникающее как следствие дефицита или избытка информации, касающиеся данной ситуации и проявляется в импульсивных действиях.

Паника возникает, когда масса разлагается. Рвется связь между лидером и массой, его приказам уже не предоставляется внимания, как правило, рвутся и взаимосвязи между массовыми индивидами; исчезает ощущение массовой силы и непоборності, каждый остается с опасностью один на один, волнуется только за себя несмотря на других.

Возникновение паники чаще всего связано с действием сильного стимула, который должен быть интенсивным, долговременным или повторяться определенное время (взрыв, серия сигналов). Обозначения опасности с помощью слов тоже может выступать в качестве стимула паники. Так, в первой мировой войне солдаты реагировали бегством на крик: «газы!», не дожидаясь его действительной появления.

Чтобы повлиять на паническое поведение массы, необходимо снизить интенсивность эмоционального заражения, попробовать индивидуализировать их психику. Большое значение имеет то, какое поведение станет образцом для толпы и ритм, что будет одним задан. Широкую известность получил случай, который произошел в Париже после массового митинга на зимнем велодроме. Люди спешили к выходу образовали затор, начали толкаться, и едва не произошла трагедия. Предотвратила этом группа психологов, которая случайно оказалась на велодроме. Они поняли, что может вскоре произойти, и начали ритмично скандировать: «Не толкай». За ними этот лозунг начали повторять другие, и паника прекратилась.

Похожий случай произошел в парижской Гранд-опера. Во время спектакля начался пожар. Толпа бросилась к двери, сметая все на своем пути. Едва не произошла трагедия. Помешали этому несколько зрителей второго яруса. Они встали в полный рост, в одной из лож, и начали выкрикивать (пением это назвать было нельзя) слова национального гимна. Публика стала если не подхватывать пение, то останавливаться, все же, звучал национальный гимн. Пожарных театр встретил дружным исполнением гимна, к которому присоединились и спасатели. После этого все зрители театра были постепенно и организованно эвакуированы.

Активно влияет на регуляцию массовой поведения и ритмичная музыка. Так, пение солдат на марше является важным фактором в формировании положительных эмоций и поддержки боевого духа людей. Существуют приемы и противоположной по значимости влияния ритма на сознание людей. Например, если рядом с местом, где проводят митинг ваши политические оппоненты, транслировать минорные мелодии или мелодии, в которых присутствует реквием, это приведет к формированию в толпе пессимистических и даже панических настроений, общественное мероприятие будет сорвано.

Массовая агрессия. За весь период развития человечества и в наше время неоднократно возникали проблемные ситуации, которые решались с участием действующих (агрессивных, мятежных) масс.

Агрессия - это эмоциональная реакция на невозможность преодолеть некоторые барьеры, достичь определенных целей, что выражается в разрушительных действиях с целью причинить материальную, физическую, психологическую вред, или даже уничтожить других людей.

Есть несколько основных условий возникновения и развития агрессии:

физиологические (алкоголь, наркотики);

психологические (невозможность достичь цели, состояние фрустрации);

ситуационные (наличие лидеров и возможностей проявления агрессии);

провокационные действия со стороны власти или некий повод, что подтверждает безнадежность ситуации;

конкретный объект агрессии.

Самый эффективный механизм влияния на действующий толпа-лишение его участников анонимности: фиксирование лиц людей с помощью теле - и видеосъемок, активное демонстрации их в репортажах с места событий, а также на больших экранах, установленных вблизи места расположения толпы; или обозначения участников толпы при помощи краски, которую нельзя смыть. Эти и подобные мероприятия заметно снижают активность и агрессивность толпы.

Распад массы. Потребности (ситуационные и внутренние), что привели индивидов в массу, раньше или позже реализуются, толпа становится менее энергичным, масса начинает постепенно распадаться. Чувство единства между отдельными людьми, которое казалось неизменным, исчезает, каждый вспоминает о собственные дела и проблемы.

Из толпы индивид выходит эмоционально усталым, не в состоянии наверное вспомнить, что с ним произошло, и сколько прошло времени. Эти ощущения аналогичные у людей, вышедших из любой массы и не зависят от того, какими именно эмоциями была охвачена масса: позитивными или негативными. После выхода из массы индивиду нужно время, чтобы вернуться к реальности, начать адекватно воспринимать окружающую действительность.

Распадается толпа постепенно, с начала делится на несколько отдельных, все еще больших фрагментов, что постепенно трансформируются в небольшие по количеству членов группы, которые чуть позже окончательно распадутся на отдельных индивидов. Вообще, почти всегда психологическая масса образованием временным.



Назад