Электронная онлайн библиотека

 
 Психология

Парламент. Средства массовой информации


В разные времена, в разных народов в составе и особенностях деятельности парламента выявлялись многочисленные сходне черты. Это связано с тем, что любые парламентские собрание имеют те же особенности, что и обычный толпа. Парламентские деятели любой страны склонны к повышенной эмоциональности, агрессивности, лишнего возбужденности, упрощенных идей, чрезмерной подчиненности догмам и легко подпадают под влияние лидера. Они могут за незначительный отрезок времени несколько раз изменить свое мнение по определенному поводу и, соответственно, добавить в закон ряд исправлений. Именно благодаря этим исправлением законы иногда бывают сформулированы нечетко и противоречиво.

Но внушаемость парламентских деятелей имеет четкие границы. Каким бы блестящим не было выступление оратора, депутаты не будут голосовать против интересов влиятельных групп своих избирателей или против точки зрения руководителя своей партии.

В большинстве случаев парламентариям удалось сохранить свою индивидуальность и, соответственно, принять рациональные технические законы. Несмотря на все недостатки парламентских собраний, в наше время именно парламент является лучшим способом самоуправления народов и возможностью уберечься от тирании.

Средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) эффективно влияют на различные сообщества людей, на формирование общепринятых вкусов, общественного настроения и социально-психологических установок. В процессе такого влияния средства массовой информации (СМИ) придерживаются определенных правил: учитывать особенности зрения, слуха, памяти и мышления возможной аудитории зрителей; постоянно улучшать условия восприятия и усвоения информации и стремиться получить максимальное сочувствие со стороны зрителей.

В наше время практически всю информацию человечество получает посредством телевидения, радио, прессы или Интернета. СМИ стали основным источником распространения сообщений, которые влияют на общественное сознание. Итак, из процесса получения информации исключается диалог, который является важнейшим фактором защиты от манипуляций сознанием. Именно поэтому СМИ активно используют для воздействия на зрителей. В арсенале СМИ существует целая система приемов, направленных на манипуляцию общественным мнением.

Фабрикация фактов.

Избирательность информирования. Широко распространяется только желательная информация, а нежелательная замалчивается.

Упрощение информации. А. Моль сформулировал правило, на которое опираются все СМИ: «сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициента интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального строя, на который рассчитан сообщение». Подсознательно человек тянется к упрощенного объяснения сложных проблем.

Стереотипізація информации. В. Липпман (бывший журналист №1 в США) считал, что процесс восприятия - это лишь механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу - стереотип. Вообще, несмотря на большое количество изданий и передач, разнообразные взгляды и стиле, в СМИ образуются и используются одни и те же стереотипы, пропагандируется тот же набор основных взглядов и желаний.

Принцип демократии шума. Если некий факт невозможно замолчать, то его просто теряют в массе другой хаотичной, бессмысленной и неважливої информации.

Манипулятивная семантика - «конструирование» сообщение из фрагментов высказываний или видеоряда. Отдельные частицы сообщение правдивы, но то целое, что из них образовали репортер или редактор, не имеет ничего общего с действительностью.

Манипулятивная риторика. Создание специального языка для обозначения тех или иных явлений и действий, чтобы они производили на читателей нужное впечатление. Этот манипулятивный прием активно использовался американскими журналистами во время войны во Вьетнаме: военные действия - миротворческая программа, массовые бомбардировки - защитная реакция, напалм - мягкий заряд, концентрационные лагеря - стратегические поселения.

Постоянное утверждение и повторения определенных фактов. Упрощение позволяет представить главную мысль, которую необходимо внушить аудитории, в форме короткого и энергичного утверждение. Такая форма требует отказа от размышлений, безоговорочной веры. А повторение всегда было главным методом закрепления нужных стереотипов в сознании индивида. Г. Лебон утверждал, что повторение укореняется в глубинах подсознания, там, где зарождаются мотивы действий человека. Повторение предоставляет утверждению большего веса, превращает их в навязчивую идею, в которую в конце концов начинают верить. Утверждение и повторение - это манипулятивные приемы, что постоянно и очень активно используются в коммерческой рекламе.

Распределение проблемы на отдельные фрагменты. Распределение целостной проблемы на отдельные фрагменты, так, чтобы было трудно, а, лучше, невозможно совместить их и осознать проблему в целом. Создано много технических приемов, которые способствуют этому: статьи в газетах делятся на части и размещаются на разных страницах, текст или передачу прерывают рекламой и другое.

Подчеркнута срочность сообщений. Этот прием также активно усиливает манипулятивные возможности СМИ. Извечное обновления информации лишает ее любой постоянной структуры. Человек не имеет времени осознать и понять сообщение, потому что постоянно появляются новые, не менее «срочные» и «важные».

Сенсационность. Сенсация - это сообщение о событиях, которые являются слишком важными и уникальными и поэтому на них концентрируется и удерживается внимание публики. Под прикрытием сенсации можно замолчать важную информацию или отвлечь внимание людей от нее. Интересные критерии отбора информации, которая способна стать сенсацией. Они выражены в известном афоризме: «Если собака укусила человека, это не новость, а если человек укусил собаку, то это уже сенсация».

Как это не парадоксально, но во власти современных СМИ превращать людей в огромный, не собран в одном месте толпа. Современному человеку необходимо помнить о существующие приемы манипулирования его сознанием и учиться противодействовать тому влиянию, которое пытаются на ней поступить. Массовое и индивидуальное сознание существуют рядом много тысяч лет, дополняя друг друга. Этим процессам развития психики человечества свойственна периодичность. Доминирование массового сознания меняется расцветом индивидуальной, а потом снова, в свою очередь, появляется «массовый человек».

От массового сознания не нужно отказываться или бояться ее, нужно лишь найти возможности коммуницировать с ней, влиять на нее. Массовая поведение не только революции и войны, это также массовые праздники, карнавалы и дискотеки. Массовое сознание помогает человеку освободиться от негативных эмоций, с которыми ей трудно, а порой невозможно справиться самостоятельно. Эти факторы еще раз подтверждают большую функциональную значимость психологии масс и массового поведения.



Назад