Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

ВСТУПЛЕНИЕ


Оптимизация управления организациями предусматривает учет различных факторов, влияющих на данный процесс (политических, экономических, законодательных и т.п.). Среди них важное место занимают психологические - факторы, связанные с учетом индивидуально-психологических особенностей людей и закономерностей их взаимодействия в социальных группах и организациях.

Стоит отметить, что значимость этих факторов особенно возрастает через усложнение управленческих проблем во всех типах организаций, что обусловлено двумя группами причин.

Во-первых, наличием определенных тенденций, которые отмечаются во всем мире в функционировании современных организаций, по сравнению с классическими (усложнения содержания человеческой деятельности; взаимозависимость работы членов организации друг от друга; повышение подготовки и ориентации на профессиональную карьеру членов организации; переход от бюрократических ценностей в организации демократических и т.п.).

Во-вторых, наличием особых условий функционирования организаций в Украине, обусловленных специфическими социальными процессами, происходящими в переходный период (политические трансформации в обществе; недостаточная разработанность законодательной базы развития общества; отсутствие четких экономических механизмов регуляции деятельности организаций и стимуляции труда людей; повышенная стресогенність в обществе; отсутствие «реального» менеджерского опыта в управлении большинством организаций и т.п.).

Все это обусловливает, наряду с учетом общих закономерностей социального управления необходимости психологического обеспечения управления организациями. В реализации этого направления важную роль, как считают авторы, должна играть практическая психология организаций (практическая организационная психология), новая отрасль практической психологии в Украине, главное назначение которой заключается в оказании психологической помощи менеджерам и персоналу организаций в решении психологических проблем, связанных с их управленческой и профессиональной деятельностью и развитием организации в целом. Такая помощь может осуществляться по двум основным направлениям.

Первое направление охватывает стратегическую подготовку менеджеров и персонала организаций в рамках высшего и последипломного образования, направленной на формирование потенциальной психологической готовности к управленческой и профессиональной деятельности.

Второе направление заключается в оказании психологической помощи менеджерам и персоналу конкретной организации, поскольку общие психологические закономерности на уровне организации имеют свое специфическое выражение и проявляются, в частности, в виде конкретных психо-лого-организационных проблем.

Одним из способов обеспечения эффективной психологической помощи в организациях является технологический подход, который сейчас начинает активно внедряться во всех сферах жизнедеятельности людей. Сегодня широко используются информационные, политические, военные, медицинские, гуманитарные технологии. Особенно интенсивно разрабатываются и воплощаются в жизнь образовательные, управленческие технологии и др. На наш взгляд, это обусловлено усложнением содержания человеческой деятельности, необходимостью реализации системного и комплексного подходов к ведению деятельности, выраженной направленностью деятельности на конкретный результат и т.д. Не исключительной здесь есть и практическая организационная психология, которая также имеет четко выраженную прагматическую ориентацию.

Исходя из вышесказанного, одной из важных задач практической организационной психологии является разработка и внедрение психолого-организационных технологий для решения основных психологических проблем, которые возникают в процессе деятельности и развития организаций. Такие технологии имеют в системном виде объединять в себе совокупность различных видов психологической помощи, которые являются целесообразными при решении определенного типа психолого-организационных проблем. Существенным является также освоение организационными психологами тех этих технологий в процессе вузовского и последипломного образования.

Настоящее учебное пособие, в основу которого положены основные идеи и положения «Концепции подготовки организационных психологов к оказанию психологической помощи управленческому персоналу организаций» (автор - доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией организационной психологии Института психологии им. Г. С. Костю-ка АПН Украины Л. М. Карамушка), направлен на раскрытие содержания основных психоло-го-организационных технологий, которые могут быть реально использованы в работе организационных психологов.

Учебное пособие состоит из двух частей.

В первой части пособия, которая имеет 7 разделов, раскрыто содержание и особенности деятельности психологов в организации (организационных психологов).

В первом разделе изложена сущность организаций и их основные функции, освещена роль менеджеров и персонала организаций в обеспечении эффективной деятельности и развития организаций. Раскрыты основные подходы к изучению организаций в современных условиях.

В втором разделе обоснована необходимость перехода от управленческой к организационной психологии, показана ее роль в психологическом обеспечении эффективной деятельности организаций. Определены предмет и основные задачи организационной психологии, раскрыты особенности научной, академической и практической, прикладной организационной психологии. Проанализировано содержание психологической помощи как главной цели практической организационной психологии.

Третий раздел посвящен анализу основных моделей деятельности психологической службы при решении психологических проблем в организациях. Выяснено значимость системного подхода при использовании разных моделей психологической службы («общественной» и «групповой», «организационной» и «личностной», «непосредственной» и «косвенной», «экстремальной» и «стабильной»).

В четвертом разделе речь идет об основных видах деятельности организационных психологов (просветительскую, диагностическую, экспертную, прогностическую, профилактическую, психокоррекционную, психоконсультативну, психотерапевтическую), которые могут рассматриваться в рамках той или иной модели психологической службы в организации, а также определены основные формы их осуществления.

Содержание пятого раздела заключается в раскрытии роли технологического подхода в деятельности организационных психологов. Определена суть гуманитарных и психологических технологий. Особое внимание уделено психолого-организационным технологиям, анализа их структуры, осуществлению классификаций основных видов технологий.

В шестом разделе определена роль интерактивных техник в реализации технологического подхода в деятельности организационных психологов. Показано специфику организационно-направляющих и содержательно-смысловых интерактивных техник, раскрыто их содержание и особенности использования. Важное место в разделе занимает анализ ролевых игр и тренингов и возможностей их применения для подготовки менеджеров и персонала организаций.

Седьмой раздел, который завершает первую часть книги, направленный на раскрытие роли психолого-организационного консультирования в реализации технологического подхода в деятельности организационных психологов, конструировании и внедрении психолого-организационных тех технологий.

Вторая часть учебного пособия, которая содержит 9 разделов, включает основные технологии работы организационных психологов с менеджерами, персоналом организаций и предпринимателями. Такие технологии есть авторскими разработками членов авторского коллектива пособия.

Каждая технология представлена по единственной структурой с такими компонентами:

а) информационно-смысловой; б) диагностический; в) корекційно-развивающий. Это, по мнению авторов пособия, предоставит возможность организационным психологам системно подойти к решению той или иной психологической проблемы в организации, а именно: а) проанализировать сущность определенного психологического феномена, его структуру, факторы, влияющие на его функционирование, а также основные проблемы, связанные с функционированием и развитием данного феномена в современных украинских организациях (первый компонент технологии);

б) подобрать и использовать систему методик для диагностики данного феномена (второй компонент технологии); в) определить содержание тренинговой или консультативной работы для оп-тимізації развития психологического феномена (третий компонент технологии). Кроме того, использование технологий будет способствовать, по мнению авторов, динамичном осмыслению и решению психолого-организационных проблем, поскольку организационный психолог будет иметь в своем распоряжении готов технологический инструментарий. Конечно, это возможно лишь при условии творческого подхода организационных психологов к реализации своей профессиональной позиции в организации.

Следует отметить, что приведенные в учебном пособии технологии по своему содержанию касаются решения двух типов психологических проблем в организациях: а) в отношении традиционных проблем, которые всегда были актуальными для организаций и в определенной степени выступали ранее предметом анализа психологов (принятия руководителями управленческих решений; предупреждение и преодоление коммуникативных барьеров; профилактика и преодоление конфликтов; формирование благоприятного социально-психологического климата и т.д.); б) в отношении инновационных проблем, которые начали осмысливать и решать отечественные организации и, соответственно, психологи, работающие в них, только в последнее время (формирование конкурентоспособной команды; профессиональное становление и профессиональная карьера менеджеров; развитие этической культуры менеджеров; профилактика и преодоление синдрома «профессионального выгорания» у менеджеров и персонала организаций; оптимизация профессиональной деятельности предпринимателей и т.п.). Естественно, что при разработке технологий, направленных на решение как первой, так и второй группы психологических проблем в организациях, авторами пособия применен инновационный подход по осмыслению сущности проблем и поиска необходимых путей их решения.

В первом разделе второй части учебного пособия представлен «Технологию формирования конкурентоспособной команды», поскольку известно, что именно на основе командного менеджмента сегодня успешно работает много современных организаций и воплощаются в жизнь различные проекты. Раскрыты существенные характеристики понятия команды и ее отличие от «обычных» рабочих групп, выделены признаки конкурентоспособной команды. Представлены определенные методики, которые дают возможность диагностировать ориентацию менеджеров и персонала организаций на работу в «команде», их направленность на выполнение основных ролей в команде, а также уровень развития у ЕЕ членов положительных качеств, необходимых для работы. Раскрыто содержание трех тренинговых программ, которые могут реализоваться последовательно и, образуя определенную систему, дают возможность выработать у менеджеров и персонала организаций готовность к совместной работы, сформировать навыки внутрикомандного и міжкомандної взаимодействия.

В втором разделе речь идет о «Технологию развития профессионально-управленческого самоопределение менеджеров», направленную на оптимизацию профессионального становления менеджеров, поскольку, кроме командного принципа организации работы, не менее актуальной остается и собственно управленческая деятельность руководителя. Раскрыты сущность профессионально-управленческого самоопределение менеджеров, его структуру, динамику становления и основные этапы развития: а) в процессе вузовской подготовки; б) непосредственно в процессе деятельности в организации. Представлены основные принципы и методики изучения особенностей профессионально-унравлінського самовизна ния менеджеров, подчеркнуто, что наряду с количественными большая роль отводится качественным методам диагностики. Представлено тренинговую и консультативную программу, которые могут быть использованы для развития профессионально-управленческого самоопределение менеджеров.

Третий раздел включает «Технология принятия управленческих решений менеджерами в организации», в котором раскрыта сущность управленческих решений, их структуру, факторы, влияющие на принятие таких решений. Приведены диагностические методы, которые дают возможность выявить особенности управленческих решений, принимаемых руководителями, так и индивидуально-психологические черты руководителей, влияющие на принятие управленческих решений (способность к риску, мотивация избегания неудач, мотивация успеха и др.). Представлена система деловых и учебно-ролевых игр, которые могут быть использованы организационными психологами для подготовки менеджеров к принятию эффективных управленческих решений.

В четвертом разделе отражена «Технология формирования профессиональной этики менеджеров» как важной составляющей профессиональной культуры. Раскрыто содержание и структуру профессиональной этики менеджеров, актуальность и в то же время малорозробленість этой проблемы для деятельности многих отечественных организаций. Рассмотрены методы исследования профессиональной этики менеджеров, систему тренинговых программ, направленных на формирование нравственного сознания менеджеров, навыков их этического поведения, построения этических взаимоотношений с работниками организации.

Пятый раздел включает «Технологии профилактики и преодоления коммуникативных барьеров в организации», направленную на раскрытие сущности коммуникативных барьеров и их роли в процессе делового общения в организации, отражение основных видов коммуникативных барьеров и причин их возникновения в организациях. Рассмотрена система диагностических методик, которые дают возможность определить основные виды коммуникативных барьеров в организациях и субъективные факторы, влияющие на их возникновение и течение (уровень толерантности участников общения, основные стратегии их взаимодействия между собой и т.д.). Раскрыто содержание тренінго-ной программы, внедрение которой может способствовать подготовке менеджеров и персонала организаций к профилактики и преодоления коммуникативных барьеров.

Содержание шестого раздела заключается в раскрытии сущности «Технологии предупреждения и решения организационных конфликтов». Представлена информация о сущность конфликтов в организациях, их основные виды, причины возникновения, условия предотвращения и решения, в частности на основе сотрудничества. Отражена систему методик для диагностики сущности конфликтов, стратегий поведения в конфликте, индивидуально-психологических характеристик участников конфликта, которые влияют на выбор той или иной стратегии. Показана модель психоло-го-организационного консультирования по проблеме разрешения конфликтов в организации.

В седьмом разделе представлено «Технологию формирования благоприятного социально-психологического климата в организации» и отражено содержание, структуру и виды социально-психологического климата в организации. Приведены систему диагностических методик для исследования особенностей выявления социально-психологического климата в организации и его направленности. Раскрыто содержание тренинговой программы для подготовки менеджеров и персонала к обеспечению благоприятного социально-психологического климата.

В восьмом разделе отражена «Технологии профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» в организациях» и изложены подходы к вирішенян одной из наиболее актуальных и в то же время малоисследованных проблем в деятельности современных организаций. Раскрыто содержание синдрома «профессионального выгорания», его структуру, основные проявления синдрома у работников. Представлен набор методик, которые дают возможность диагностировать основные проявления синдрома у менеджеров и персонала современных украинских организаций. Изложено содержание индивидуальной и групповой программы для профилактики и преодоления синдрома, которые могут быть использованы менеджерами и работниками организаций как в процессе индивидуальной работы с самосовершенствования (на уровне отдельной личности), так и во время тренинговых программ (на уровне организации в целом).

И в последнем, девятом разделе представлено «Технология психологического обеспечения эффективности предпринимательской деятельности», в котором отмечается, что помимо психологического обеспечения собственно деятельности менеджеров и персонала организаций, не менее важным является психологическое обеспечение профессиональной деятельности предпринимателей, которые часто «стоят» за этими организациями. Раскрыто содержание предпринимательской деятельности как в отношении нового направления профессиональной деятельности в Украине, его психологические особенности, условия успешного ведения. Представлена система диагностических методик для изучения психологических факторов, которые влияют на успешность этой деятельности (готовности и мотивации личности к предпринимательской деятельности, ее карьерные ориентации относительно этого вида деятельности и т.д.). Проанализированы и содержательно рассмотрены активные методы и формы психологической подготовки предпринимателей, которые могут быть использованы для повышения их эффективности профессиональной деятельности.

Кроме того, учебное пособие содержит украинско-английский словарь основных терминов по организационной психологии, что даст возможность читателям овладеть международную терминологию по организационной психологии.

Стоит заметить, что эта книга является первым учебным пособием по проблеме практической организационной психологи в Украине, который включает оригинальные разработки психологов, что ор ганічно сочетают выполнения научной, преподавательской, тренинговой и консультационной работы в организациях, то есть являются представителями как академической, так и практической психологии. К тому же следует подчеркнуть, что авторы пособия в определенной степени является инициаторами развития организационной психологии в Украине, особенно относительно развития этой отрасли психологических знаний в контексте европейской интеграции, а также; становление ЕЕ в «формате» академической и практической психологии. Все авторы учебного пособия является сотрудниками, которые работают (или работали) в лаборатории организационной психологии Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины и членами Украинской Ассоциации организационных психологов и психологов труда (УАОППП), а большинство из них входит в состав Исполнительной ди коррекции УАОППП.

Учебное пособие может быть использован организационными психологами для работы с менеджерами, персоналом организаций и предпринимателями с целью эффективного решения актуальных психологических проблем, которые возникают в управленческой, профессиональной дея тельности, а также для успешной деятельности и развития организации в целом.

Кроме того, применение учебного пособия будет уместным в подготовке организационных психологов и менеджеров в высших учебных заведениях и институтах післядип-ломної педагогического образования.

Эта книга может быть полезной и в процессе получения самообразования менеджерами и работниками организаций.

Учебное пособие апробировано во время преподавания учебных курсов «Психология управления», «Организационная психология», «Основы психолого-управленческого консультирования», «Методология тренинговой работы» и др. на факультете менеджмента и психологии Центрального института последипломного педагогического образования АПН Украины, факультете социологии и психологии Киевского Национального университета им. Тараса Шевченко, в Киевском городском центре переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций деловых и образовательных организаций м. Киева и разных регионов Украины, и за это авторы выражают искреннюю благодарность руководителям указанных организаций.

Авторы также благодарят дирекции и Ученом совете Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины, работникам Президиума АПН Украины и Министерства образования и науки Украины за квалифицированное рецензирование учебного пособия, высказанные замечания и пожелания по совершенствованию содержания пособия, а также за понимание и поддержку на всех этапах подготовки и издание учебного пособия.

Учебное пособие подготовлено коллективом авторов:

Вступление - Л.М. Карамушка.

Часть 1. Разделы 1, 2, 3 - Л.М. Карамушка; раздел 4 - Л.М. Карамушка, В.М. Ис-кин; раздел 5 - Л.М. Карамушка, М.В. Войтович; раздел 6 - Л.М. Карамушка, М.П. Малыгина; раздел 7 - Л.М. Карамушка.

Часть 2. Раздел 1 - Л.М. Карамушка, О.А. Филь; Раздел 2 - О.П. Щетка; раздел 3 - А.С. Ковальчук, А.А. Тополенко; раздел 4 - О.В. Винославська; глава 5 -Л.М. Карамушка, Г.Л. Федосова; раздел 6 - ■ Л.М. Карамушка, М.В. Войтович; раздел 7 (подразделения 7.1, 7.2. - Н.Л. Коломыйский; подраздел 7.3. - Л.М. Карамушка); раздел 8 - Л.М. Карамушка, Т.В. Зайчикова; раздел 9 - Л.М. Карамушка, А.В. Креденцер, О.А. Филь.

Послесловие - Л.М. Карамушка.

Украинско-английский словарь основных терминов по организационной психологии - В.М. Ивкин.



Назад