Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Типология студентов


Для преподавателя высшей школы важно хорошо знать психологические особенности обучения и воспитания студента, особенности развития и типологию его личности.

Типы студенческой молодежи можно анализировать с различными факторами: в связи с выбранной профессией, в зависимости от формы обучения - контрактной или бюджетной, за отношением к обучению и др.

Типология студентов по В.Т. Лисовским имеет следующий вид (табл. 4).

Таблица 4. Типология студентов по В.Т. Лисовским

Тип

Характеристика

1

2

"Гармоничный"

Специальность выбрал сознательно. Отлично учится. Занимается научной работой. Общественный активист. Глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, развит, культурный, коммуникабельный, занимается спортом. Честный, порядочный, нетерпимый к недостаткам. Добрый и надежный товарищ. Пользуется авторитетом в коллективе

"Разочарован"

Как правило, способный, но выбранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако уверен, что обучение необходимо завершить. Старается хорошо учиться, хотя удовольствие от обучения не получает. Стремится утвердить себя в хобби, искусстве, спорте

"Лидер"

Учится, как правило, слабо, по принципу "наименьшей затраты сил". Но полностью доволен собой. О свое профессиональное призвание всерьез не задумывается. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В студенческой группе к нему относятся как к "балласта". Иногда пытается слукавить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга

"Творческий"

Ему присущ творческий подход к любой дела - обучение, общественной работы, досуга. Занятия, где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому учится, как правило, неровно, по принципу "мне это интересно" или "мне это неинтересно". Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет собственное оригинальное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов

"Богемный"

Как правило, успешно учится на так называемых престижных факультетах, свысока относится к студентам, которые овладевают массовыми профессиями. Стремится к лидерству среди себе подобных, в других студентов относится пренебрежительно. "Про все" немного слышал, хотя знание его выборочные. В сфере искусства интересуется главным образом "модными" течениями. Всегда имеет "свое мнение", отличное от мнения массы. Завсегдатай кафе, модных дискоклубів

Определенный интерес представляют мнения студентов относительно самих себя, представленные в учебном пособии группы авторов (табл. 5).

 

Таблица 5. Типология студентов по их собственным оценкам

1

2

Отличники - зубрії

Постоянно посещают занятия. Упорным трудом достигают хороших результатов, дисциплинированные. 3 них выбирают старост

Отличники - умники

Обладают высоким интеллектом. Имеют сильную школьную базу. Могут своими вопросами поставить преподавателя в неловкое положение. Считают: "Зачем ходить на каждое занятие, мы и так умные". Учатся по принципу "всего понемножку"

"Трудяги"

Постоянно учатся, но через слабые умственные способности имеют скромные успехи в учебе

"Случайные"

Девушки, которые хотят стать дипломированными женами. Ребята, которые "косят" от призыва в армию. Бездельники, которых родители "устроили" в ВУЗАХ, чтобы они хоть чем занимались

Отдельные авторы приводят типологию современных студентов в шутливой форме (Лозница B.C. Психология и педагогика: основные положения. - К.: ЕксОб, 2003. - 304 с.) (рис. 4).

 

4

Рис. 4. Типология студентов (шутка)

 

В целом нынешняя модель идеального студента - это молодой человек с хорошими интеллектуальными, духовно-культурными и моральными способностями и возможностями, которая имеет склонность и интерес к науке и способна самостоятельно, творчески и продуктивно мыслить. К сожалению, нынешние реалии не всегда способствуют росту интеллектуальных возможностей студентов, развития чувственной сферы, диверсификации схем мышления. В результате снижения качества подготовки в секундарній звене образования значительная часть студентов недостаточно эрудированный, малоінтелігентна, с недостаточно сформированным чувством ответственности, трудолюбия и самовимогливості.

 



Назад