Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

1.3. Персонал как основа эффективной деятельности организаций


Важную роль в обеспечении эффективности организации играет персонал. Поэтому основным условием деятельности организаций наряду с деятельностью менеджеров является обеспечение эффективной работы персонала. Решение этой проблемы предполагает решение специальных задач: отбор персонала, его адаптацию, профессиональное становление и эффективное выполнение профессиональных ролей, осуществление профессиональной карьеры и т.д.

Для обеспечения эффективной работы персонала организации является необходимым, кроме удовлетворения потребностей самой организации (производство конкурентоспособных товаров, предоставления услуг, получения прибыли и т.п.) удовлетворение потребностей персонала организации. То есть речь идет о тс, что должен быть обеспечен определенный баланс между удовлетворением потребностей организации и потребностей каждого работника. Однако опыт деятельности организаций па территории нашего государства свидетельствует о том, что сегодня происходит значительное нарушение этого баланса.

Стоит учитывать то, что работники имеют широкий набор потребностей, которые мотивируют их деятельность и поведение. На основе подходов выдающегося американского психолога А. Маслоу потребности можно объединить в пять основных групп.

1. Физиологические потребности - потребности, необходимые для выживания (пища, вода, жилье, отдых и т.д.).

2. Потребности в безопасности и защите от физических и психических угроз со стороны окружающего мира и уверенности в том, что определенные требования в безопасности, защите, экономической стабильности, законности, обеспеченности работой и т.п. будут удовлетворяться так же, как и физиологические потребности.

3. Социальные потребности (потребности в причастности, любви) - потребности, яісі отражают чувство принадлежности к чему, кого, чувство социального взаимодействия (коллектив, формальные и неформальные группы, государство), сугубо личные чувства привязанности и поддержки (потребности в сексуальном партнере, семье, друзьях, соседях).

4. Потребности в уважении (они обеспечивают признание, самоуважение и уважение других, надлежащую самооценку достижений, компетентности, статуса, престижа).

5. Потребности в самовыражении, то есть в реализации своих потенциальных возможностей (потребности в творчестве, создании нового, оригинального, в реализации себя как профессионала, как личности).

Физиологические потребности и потребности в безопасности и защите есть первичными, то есть они заложены в человеке генетически. Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении есть вторичными, которые возникают у человека в процессе познания окружающего мира и приобретения жизненного опыта. Первичные и вторичные потребности человека еще называют природными и соціогенними.

Согласно теории А. Маслоу пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, как доминанта определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены (по крайней мере частично) потребности низших уровней. Но следует отметить, что эта иерархическая структура не является абсолютно ограниченной. В зависимости от конкретных обстоятельств и індивідуальпо-психологических особенностей людей значимость тех или иных потребностей растет. Например, даже в нашей нестабильной экономической ситуации, когда первичные потребности реализуются лишь частично остаются весьма значимыми, а иногда выходят на передний план, вторичные потребности (принадлежности, уважения, самовыражение). В частности, потребность в профессиональной самореализации является доминирующей для работников творческих, неординарных.

Если говорить о наличие у работников организаций основных видов потребностей, необходимое) учитывать следующие моменты:

• каждый работник имеет собственную иерархию потребностей, что определяется его местом в организации, приобретенным ранее опытом, конкретными обстоятельствами жизни;

• каждый работник использует собственные способы удовлетворения потребностей;

• в зависимости от конкретных профессиональных и жизненных ситуаций у каждого работника может варьироваться оценка значимости определенных потребностей.

Итак, руководителям организаций, кроме знание общих закономерностей обеспечение мотивации работников, необходимо разрабатывать и специфические приемы мотивации, индивидуальные для каждого сотрудника. Это даст возможность, в свою очередь, достичь высоких показателей деятельности организации.



Назад