Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

1.4. Основные подходы и принципы анализа деятельности организаций в современных условиях


До основных подходов и принципов анализа деятельности организаций в современных условиях относятся:

• анализ организаций как открытых социальных систем;

• ситуационный подход к анализу их деятельности и етанів функционирования;

• принцип «организаций, обучающихся» (Learning Organization);

• принцип гуманистического менеджмента.

В рамках теории систем, которая возникла на рубеже 70-х годов XX ст., организации рассматриваются как открытые системы, в отличие от классического и послевоенного научного менеджмента, где организации анализировались как закрытые системы, что позволяло упростить проблему и эффективно использовать методы количественного анализа. В соответствии с теорией систем организации являются открытыми системами, которые характеризуются: а) энтропией (тенденцией системы к постоянному поломку и смерти); б) синергизмом (система как единое целое дает больший выход, чем каждый ее элемент отдельно); в) взаимозависимостью подсистем. Они описываются в терминах входных ресурсов, процесса трансформации исходных ресурсов, обратной связи и внешней среды. Важное значение в процессе трансформации ресурсов имеет внутреннюю среду, к которому принадлежат организационная структура, технология производства, оборудование и т.д. В последнее время все больше внимания уделяется одной из основных составляющих внутренней среды - организационной культуре (набор базовых ценностей, убеждений, норм поведения, которые разделяются всеми членами организации). Думается, что указанный подход к организации как открытой системы является особенно актуальным для таких структур, которые действуют is странах, находящихся в периоде значительных социально-політичиих и экономических трансформаций, и в которых, в частности, принадлежит Украина.

В отличие от классического менеджмента, в котором соблюдена идея универсальности (существует одно лучшее решение для всех организаций), ситуационный подход, основанный в 70-е годы XX века, ориентируется па принцип определенных обстоятельствах, когда факторы, которые действуют в конкретный момент в организации, рассматриваются как уникальные, то есть обучение менеджеров предусматривает анализ большого количества ситуаций, умение идентифицировать основные характеристики ситуации, которая возникла, и факторы, которые выливают на нее.

Одним из существенных факторов, который действует па развитие организаций в современных условиях, является фактор глобализации (с 90-х годов XX ст.), который проявляется прежде всего в том, что современные компании работают уже не па региональные или национальные рынки, а на глобальный рынок. Конкуренция со стороны зарубежных партнеров и взаимодействие организаций па глобальном рынке привела к таким изменениям в их деятельности:

• резкое повышение стандартов качества, возникновения управление тотальным качеством (когда качество рассматривается как основной приоритет всеми сотрудниками);

• постоянное внедрение инноваций;

• учет кросс-культурпих, транснациональных и международных особенностей ведения бизнеса;

• соблюдение этических правил в бизнесе и деловой культуры.

Указанные изменения обусловливают возникновение организаций нового тина - «организаций, обучающихся» («Learning Organizations»), которые характеризуются прежде всего вниманием к качеству всех процессов и постоянным усовершенствованием. Теория «организаций, обучающихся», предложена Сенджом в 1990 г., сегодня поддерживается и углубляется многими западными специалистами в сфере менеджмента.

Для таких организаций присущи:

• стратегическое мышление и видение будущего;

• развитие сильной корпоративной культуры;

• практика наделения работников властью;

• плоская (горизонтальная) структура управления;

• командная работа и свободный обмен информацией.

Гуманистический менеджмент, основанный еще на рубеже 30-х годов XX ст., сделал первый шаг относительно учета психологических факторов в управлении и прежде всего за то, что уделил основное внимание анализу поведения людей в процессе труда, их потребностям, мотивам, отношениям па рабочих местах, а также социальным взаимодействиям и групповым процессам. Фактически в рамках гуманистического менеджмента (движение за человеческие отношения, концепция человеческих ресурсов и научный бихевиоризм) впервые было акцентировано внимание на активном использовании идей психологии по оптимизации управления.

На сегодня идеи гуманистического менеджмента нашли дальнейшее отражение в отечественных исследованиях, в частности в идеях гуманистического подхода к управлению и так называемого людиноцептристського подхода в управлении.

Основные характеристики гуманистического подхода к управлению организациями |14| оказываются в таких положениях:

• необходимость построения управленческих отношений между руководителем и работниками организации па основе партнерства;

• целесообразность реализации совместной деятельности руководителя и членов организации в процессе управления организациями;

• важность понимания и учета руководителем іпдивідуально-психологіч-пих особенностей работников в управленческой взаимодействия;

• необходимость создания условий для реализации творческого потенциала работников и осуществления ими самоуправление своей профессиональной деятельностью ее личности-тіспим развитием.

Особенность людиноцентристського подхода в управлении заключается и том, что он ставит в центр внимания человека, па противовес другим подходам, которые игнорируют человеческий фактор. Его содержание раскрывается в следующих основных положениях:

• путь к успеху организации пролегает через индивидуальный успех ее сотрудников, в основе которого заложены высшие человеческие потребности., которые удовлетворяются с помощью специальных методов;

• создание ситуации успеха возможно на основе выявления и объяснения индивидуальных характеристик и поведения личности в конкретной ситуации;

• подвергаются измерения и излива такие характеристики личности, яіс способности, потребности, ожидания, восприятия, отношения, ценности (эти характеристики стекла дают суть термина «человеческие производные»);

• на поведение человека влияет среда, в которой она работает, группы и лидеры;

• человеческие производные очень ярко проявляются, и поэтому должны учитываться в процессе коммуникации, во время принятия решений и делегирования полномочий.

Развиваясь параллельно и взаимодополняя друг друга, принцип гуманизации управления и ліодипоцептристський подход к управлению направленные на обеспечение реализации целей конкретного работника, вместе с реализацией целей образовательной организации, самореализации, самоутверждения и т.д./.

Основываясь па изложенных выше принципах и подходах к деятельности современных организаций, можно определить основные характеристики, которые должны быть присущи отечественным структурам:

• организации должны быть открытыми системами, которые должны постоянно учитывать изменения, происходящие в социальной среде;

• организации должны быстро адаптироваться к новым подходам в общественном развитии и трансформировать их в новые модели организаций, новые управленческие модели, новые образовательные и информационные технологии, новые стратегии взаимодействия между участниками управленческого процесса, новые психологические характеристики участников такого взаимодействия;

• чтобы развиваться в соответствии с социальных изменений, организации должны постоянно учиться, то есть характеризоваться: стратегическим мышлением и видением будущего; сильной корпоративной культурой; командным принципу работы и свободным обменом информацией, гуманистическим подходом во взаимодействии с персоналом.

Большую роль в становлении таких характеристик организаций могут играть организационные психологи, используя те или иные модели деятельности психологических служб, специальные виды и модели деятельности в рамках этих служб, о которых речь пойдет в следующих разделах пособия.



Назад